Самые востребованные ниши для технологических стартапов в ОАЭ

И почему об этом нужно задуматься прямо сейчас

Самые востребованные ниши для технологических стартапов в ОАЭ

Страны Ближнего Востока являются самыми лакомыми направлениями для технологических компаний. Маржинальность рынка намного выше европейской, потребность в технологиях огромна. По данным Bloomberg в регион за год было привлечено более $3 миллиардов инвестиций в технологии. Первое место по вложениям в инновации занимают ОАЭ: на страну приходится треть всех финансовых вливаний.

В 2019 Эмираты готовятся к знаковому событию — глобальной выставке достижений «Экспо 2020». Попасть на государственный стенд которой для молодой компании равносильно золотому билету в мир большого бизнеса.

Что нужно знать технологическому стартапу, чтобы оседлать волну ближневосточных инноваций, расскажет Алексей Смирнов, директор по инновациям CROC Digital.

По темпам развития и возможностям для бизнеса Дубай справедливо сравнивают с Сингапуром. Каждый год в страну притекает на 30% больше инвестиций, чем в предыдущем. В Эмиратах реализуется государственная стратегия по блокчейн и искусственному интеллекту, а у каждого государственного ведомства есть KPI по инновациям. Реальное отличие от многих стран заключается в том, что никому не интересны инновации «для галочки» — решение должно быть проверено и отвечать существующим потребностям: повышать уровень счастья и безопасности граждан и гостей страны.

Все эти инновации ежегодно демонстрируются на выставке «народных технологических достижений» — GITEX. Ее особенность в том, что решения и продукты, выставленные на государственных стендах, которые есть у каждого ведомства Эмиратов, в следующем году будут повсеместно внедряться. Особенность GITEX этого года в том, что она будет последней перед выставкой достижений столетия для Дубая — Экспо 2020.

Для молодой компании попасть на государственный стенд GITEX в 2019 значит получить глобальный контракт со 110% вероятностью.

Кроме того, нельзя переоценить рекламный эффект, так как выставку посещают все заказчики Ближнего Востока, и она масштабно освещается в местных СМИ: на ТВ, в газетах и т. д.

Однако места на государственных стендах не продаются — для того, чтобы на них попасть, нужно заранее зарекомендовать свой продукт перед заказчиком. Сегодня расскажем, как на него выйти, какие продукты нужны рынку и в чем его особенности.

Первая особенность

В Дубае работает весь мир — это очень высококонкурентный рынок. Здесь сосредоточенны центры инноваций Hewlett Packard Enterprise, SAP и Microsoft. В Эмиратах работают Google, Amazon, ньюбиз из Китая, Индии и Нидерландов. Российских компаний на местном рынке представлено немного, но заказчики наслышаны об их высоких технологических компетенциях и кадровом потенциале, что вкупе создает хороший экспортный потенциал в сегменте нишевых инноваций.

Вторая особенность

Общая характеристика для всех рынков Персидского залива — это потребность в готовых «упакованных» продуктах. Потенциально востребованный продукт в Эмиратах должен решать конкретные «боли» конкретных ЦА (об этом ниже), а потребность в кастомизации решения не должна превышать 20%. В силу большой конкуренции, с прототипами и не обкатанными решениями пробиться здесь будет намного сложнее.

Если готовый продукт у вас есть, а конкуренции вы не боитесь, встает вопрос как начать бизнес в ОАЭ.

Самостоятельно выходить на ближневосточные рынки не рекомендуется. Во-первых, потому, что крупные государственные и частные заказчики имеют длинные, бюрократизированные процессы, которые сожгут все деньги стартапа прежде, чем он доберется до контракта. Во-вторых, из-за узаконенных мошенников, которые с удовольствием предложат вывести вас на клиента, организуют обыкновенный «визит вежливости», который никогда не приведет к покупке, и потребуют свои роялти.

Тем не менее, инновациям от молодых команд здесь рады, больше половины всех компаний, зарегистрированных в Дубае — это стартапы. Активно развивается местная экосистема инноваций: запускаются технологические хабы и акселераторы, в Дубае работает Dubai Future Acceletator, Impact Hub, In5; в Абу Даби HUB 71. Работать можно и через зарубежные акселераторы с проверенными выходами на местный рынок. Нужно учитывать, что на участие подаются заявки со всего мира, поэтому конкуренция на место под дубайским солнцем огромна.

Работать с ОАЭ можно и через российские площадки. Например, ближневосточный трек есть в акселераторе КРОК. Рассматриваются заявки от команд с готовым прототипом, возможностью презентации и питча на английском, а также бюджетом на 2-3 недельные поездки к дубайским заказчикам.

Самые инновационноемкие сферы в Эмиратах это: финансы, ритейл, медицина, транспорт и государственный сектор. В каждом из них есть свои особенности.

Банки

Если российский банкинг входит в топ-5 самых развитых в мире, то сказать того же про дубайский финансовый сектор пока нельзя. Именно поэтому здесь востребованы продукты, которые в России уже престали считаться инновациями. Большинство качественных финтех-решений, которые увеличивают эффективность банковских услуг и продвигают новые продукты, будут тепло встречены местными заказчиками.

Однако нужно иметь в виду, что рынок Эмиратов маленький — вся страна — это 9 миллионов человек. Поэтому решения, нацеленные на обслуживание огромного количества клиентов, такие как, например, в ВТБ и Газпромбанке, здесь не нужны, так как такого количества клиентов просто не существует. И поэтому эффект массовости не должен сильно влиять на окупаемость вашего продукта.

Транспорт

Местный транспорт жестко регулируется, везде установлены камеры. Активно используется интеллектуальное наблюдение, но существует большой спрос на машинное зрение. В Эмиратах все серьезнее встает вопрос с пробками, поэтому есть потребность в экспертизе по управлению трафиком. Сейчас в этой нише, в основном, работают компании из Турции и Великобритании.

В ОАЭ все проникнуто заботой о людях, и транспорт, конечно, не исключение. Здесь внедряются «умные переходы», которые сами переключают светофор, если определяют, что на «зебру» выходят люди. При этом, когда камера фиксирует, что на переход вышел пожилой человек, зеленый свет продляется, чтобы он точно успел перейти дорогу.

Как и во всем мире здесь популярен «зеленый транспорт» и любые решения, призванные снизить выбросы в окружающую среду. Есть и поправка на климат: востребованы решения, защищенные от песка, высоких температур и засветки.

Ритейл

Ритейл, в отличие от банкинга, прекрасно автоматизирован. Многие решения, которые в России еще не появились, здесь давно и успешно используются. Например, приложения-гиды по магазинам, приложения, в которые можно загрузить рецепт блюда, и оно поможет найти все необходимые ингредиенты в магазине и т. д.

Еще одна особенность местного ритейла в том, что все магазины сконцентрированы в крупных молах. Функцию минимаркетов и небольших универмагов выполняют магазины на заправках. Несмотря на гигантскую проходимость крупных молов (в среднем 50 миллионов посетителей в год), фактических покупателей не так много, поэтому ритейлеры очень заинтересованы в программах лояльности, решениях для персонализации предложений для каждого конкретного клиента и, конечно, апсейла. Отдельная потребность — это развлечения в торговых центрах. Так как сейчас большинство из них реализованы практически «под копирку».

Медицина

Сфера развивается бурными темпами. Этой весной прошла масштабная выставка, посвященная решениям в сегменте Healthcare. На данный момент особенно востребованы решения, повышающие общий уровень грамотности населения в вопросах здравоохранения, технологии, призванные автоматизировать обследования, различные приложения для здорового образа жизни.

Государственные учреждения

KPI государственных учреждений в ОАЭ — это в прямом смысле слова счастье населения. Наблюдательные органы принимают решение о финансировании госучреждений на основании того, насколько счастливыми посетители покидают их стены. Поэтому существует большая потребность в технологиях распознавания эмоций по лицу, голосу, походке.

Еще одна потребность госструктур — ненавязчивый, бесконтактный контроль за своими служащими и такой же мягкий и автоматизированный фидбек. Например, как удаленно определить, пришел ли человек в форме и пришел ли вообще. При этом контроль осуществляется по видео, а не по биометрии или карточкам. А один из реальных запросов — это распознавание одежды на видео.

В ОАЭ очень дорогой экспертный труд, так как специалистов приглашают из США, Великобритании и других стран Запада. Поэтому государственные заказчики с удовольствием рассматривают решения, призванные облегчать или даже полностью заменить труд дорогостоящих экспертов. При этом неквалифицированный труд напротив стоит не дорого, и автоматизация этой стороны дубайской жизни такой популярностью не пользуется.

Сегодня Ближний Восток является одним из самых благоприятных направлений для международного развития. И учитывая технологический потенциал и интерес заказчиков, у российских компаний есть реальный шанс забрать существенную долю рынка в сегментах искусственного интеллекта, производства ПО для беспилотных транспортных средств, автоматизации процессов и др.

2020
11 комментариев

Комментарий недоступен

12
Ответить

Не самый технологичный, но реальный стартап в ОАЭ - поставлять эскортниц шейхам))

4
Ответить

#SiliconValley LLC girls on demand

1
Ответить

такой "стартап" только в России могли придумать

Ответить

Там только стартап по проведению секс-туров будет успешным

1
Ответить

Кто-нибудь мне ответит, почему так в России нельзя?

Ответить

Во-первых, не хватило электричества.
Тротила не хватило, во-вторых.

1
Ответить