Оценка объёма рынка. Кому надо и зачем?

Наверняка все слышали о таком понятии, как объём рынка . На тренингах всяких говорят: «Узнайте ваш объём рынка», в книжках умных написано: «Оцените ёмкость рынка», в журналах, газетах, Интернетах так или иначе упоминается этот термин, когда речь заходит о бизнесе.

Говорят все, знают все, а как считать? Давайте разбираться.

Объём рынка — это сколько товаров (в натуральном и денежном выражении) востребовано на рынке (совсем по-простому).

Суть показателя — простая формула: сколько есть покупателей товара, сколько товара покупатели потребляют за раз и как часто они товар потребляют. Например, в деревне Ухабино живет 1000 человек. Из них 20 человек имеют легковой автомобиль. Каждый житель меняет шины 1 раз в год. Объем рынка шин деревни Ухабино — 20 (человек)*1 (комплект шин)*1 (раз в год)=20 комплектов шин. Это в натуральном выражении. Каждый житель Ухабино, имеющий автомобиль, тратит в среднем 6000 рублей на 1 комплект шин. Объем рынка шин деревни Ухабино — 20*6000=120 000 рублей в год.

Все просто :) Но объёмы рынка бывают разные: доступный, фактический и потенциальный.

Объем рынка
Объем рынка

120 000 рублей в год на шинах в Ухабино — это фактический объём рынка. Предприимчивый коммерсант Василий из соседней деревни Наживино знает всех владельцев авто из Ухабино и продаёт им шины. Всем, кроме трёх — те закупают шины в ближайшем городе, потому что считают Василия спекулянтом. Остальные 17 доверяют Василию и менять поставщика точно не планируют, даже если кто-то предложит шины по 5 000 за комплект. Так вот, доступный объём рынка — 3 (человека)*1 (комплект шин)*1 (раз в год)* 6 000 рублей (за комплект) = 18 000 рублей в год.

Сплетница Фрося из Ухабино пустила слух, что трактористы Семён, Аркадий и Пётр также планируют приобрести легковушки в личное пользование в будущем году. Таким образом потенциальный объём рынка станет (20+3) (человек)*1 (комплект шин)* 1 (раз в год)* 6 000 рублей (за комплект)= 138 000 рублей. При этом доподлинно не известно, где новоявленные автолюбители будут покупать шины: у Василия или в ближайшем городе.

Зачем вся эта информация нужна бизнесу? Чтобы понять, сколько денег оборачивается на рынке и сколько на этом бизнесе можно заработать. Внук сплетницы Фроси владеет магазином шин в Москве. Он решил зайти на рынок Ухабино и начать зарабатывать еще и там. Поняв, что максимум, который он сможет там заработать — 18 000 рублей выручки (доступный объем рынка), и бороться с Василием за покупателей ему точно не выгодно, внук бросает эту идею.

И напоследок самый главный вопрос — где взять данные? О, у вас масса вариантов:

  • Открытые официальные источники: базы данных Госкомстата, Таможни, данные органов государственной власти;
  • Открытые источники: обзоры в отраслевых журналах, газетах, интернет-ресурсах.
  • Готовые исследования (если есть про Ухабино, киньте ссылку, где нашли);
  • Заказные исследования.

Помните: всегда сравнивайте данные, полученные из разных источников! Один источник — не панацея. Надо как минимум три. Ищите, да обрящете, как говорится.

А если не найдете — пишите мне. Моя специализация — маркетинговые исследования. За 12 лет опыта, я рассчитывала объемы рынка: бытовых услуг, общественного питания, розничной торговли продуктами питания, розничной торговли непродовольственными товарами, оптовой торговли, мебели, мороженого, автомобилей, моторных, трансмиссионных, индустриальных масел, топлива, минеральных удобрений, топливных пеллет, алкоголя и прочих благ цивилизации из 11 отраслей промышленности.

1313
11 комментариев

Уважаемая Алёна. «Потенциального объема рынка» не бывает! Причина так думать – в теории, терминах, в том числе, в дефиниции термина «рынок», который вы привели. Дело в том, что начать вам стоило с определения понятия «рынок».

«Рынок — это система отношений, возникающих на основе устойчивых экономических связей производителей товаров и услуг и потребителей». Алёна, понимаете? Устойчивых!
Емкость рынка - Vр = Vпр + Vи - Vэ. Объем производства продукции на территории (в сегменте), плюс объем импортной продукции, минус объем экспорта, равные объему реализации (покупок) продукции. РЫНОК – ЭТО НЕ «ПОТЕНЦИАЛЬНО», И НЕ ВЧЕРА, а СЕГОДНЯ в отчетном периоде и рассчитанный по формуле.

Рынка завтра не существует. «Потенциального объема рынка» не существует. Будущее и будущие рыночные отношения определяют иные метрики. Есть понятия «потенциальный спрос» и «прогноз спроса»! Есть «прогноз сбыта» и «производственный потенциал». По ссылке все очень подробно с теорией и объяснением http://www.marketch.ru/marketing_marginalia/market-capacity_and_market-volume/

Удачи!

3

Это ок, деревня Ухабино - 1000 человек, а если она 500000 и нам нужно считать не автолюбителей, которых можно посчитать по машинам, а потребительниц услуг маникюрных салонов? Как считать?

1

Вообще не имеет значения, 1000 или 5000000, автолюбителей, маникюрш или госкорпораций. Нужны всегда одни и те же данные: 1. Сколько пользователей? 2. Сколько раз используют товар/услугу? 3. Сколько в среднем стоит услуга? Ваша задача - найти данные. Нет данных в открытых источниках? Нужно исследование.

"Ваша задача - найти данные"
Знал бы прикуп - жил бы в Сочи

Нормальное заказное исследование - штука недешевая. Если у тебя пока просто идея малого или среднего бизнеса, то такое исследование может быть непозволительной роскошью.

Лучше бы Вы не продавали нам идею "исследования рынка" - это попахивает капитанством
А описали бы какие-то очевидные и неочевидные кейсы проведения исследования своими руками.