Как один чат-бот заменил HR-отдел

Сегодня решил написать об одном из моих любимых кейсов о том, как чат-бот помогает HR-отделу эффективно справляться с рутиной. Конечно, насчет "заменил" это я шучу, экспертного сотрудника HR-отдела ни один бот не заменит, но сильно облегчить жизнь может.

Одна из сфер, где сегодня активно внедряют чат-боты, это HR, работа по подбору и адаптации персонала. Компании все чаще рутинные задачи отдают на откуп современному инструменту. И вне зависимости от поставленных целей, чат-бот, на мой взгляд, лучшее решение для кадровой службы.

Чат-бот - роботизированный виртуальный помощник, который упрощает работу сотрудников компании. Любой сервис по разработке и внедрению может представить свой вариант технологического решения, который позволит автоматизировать рутинные действия HR-отдела. А значит снять значительную нагрузку с человеческого ресурса в пользу более сложных задач.

Представим - вы пришли на трудоустройство в компанию мечты. И, помимо приятной девушки - специалиста по подбору персонала, вам предложат подключить чат-бота. Какие функции чат-бот может выполнять за HR-менеджера и заодно помогать вам в этот важный, порой сложный, период старта на новом месте:

  • ознакомит вас с компанией;
  • пришлет вам всю необходимую информацию о компании и рассматриваемой вакансии, информирует об этапах собеседования;
  • запросит ваше резюме для дальнейшего анализа;
  • проведет вводное тестирование;
  • задав правильные вопросы, оценит ваш психологический профиль и определит ваши приоритеты в работе;
  • уточнит ожидания по заработной плате;
  • назначит собеседование, заранее напомнит о нем и подтвердит посещение;
  • позволит собирать данные для их структуризации (кто чаще пользуется ботом, полезен ли он, нашел ли человек работу);
Такой небольшой помощник избавляет HR-отдел от огромного количества типовых задач
Такой небольшой помощник избавляет HR-отдел от огромного количества типовых задач

Подчеркну, что этот инструмент избавит от рутинной работы общения с потенциальными сотрудниками и позволит выделить время на более важную работу. Эффективность HR-отдела вырастает в два раза, количество закрытых вакансий в 1,5 раза, а процесс адаптации ускоряется в среднем на 24%.

Передав первичный отбор боту, HR-специалисты уже не тратят время на малоперспективных кандидатов и на повторяющиеся задачи, не требующие субъективной оценки.

Руководители отдела персонала отмечают, что использование инструмента с первого месяца увеличивает в разы положительные результаты HR-подразделения компании и значительно снижает стоимость кандидата.

И это далеко не все функции которые может выполнять чат-бот. После устройства человека на работу он может: обучать нового сотрудника, проводить тестирования, вести весь процесс адаптации и помогать профессиональному росту.

Использование чат-бота в HR полезно в крупных компаниях и агентствах, которые дают объявления на широкую аудиторию.

Как это работает на практике? Я рекомендую начинать с самых простых процессов, например - проводить короткие опросы, первичный подбор персонала, информирование о предоставлении необходимых документов. Затем можно усложнять чат-бота, вводя новые функции, наращивая объем диалогов. Обычно программа, как конструктор, состоит из блоков, которые можно менять местами, поэтому у нее большой потенциал к увеличению масштаба. При наличии навыков или квалифицированного персонала компания может собрать бота самостоятельно, либо, обратившись к профессионалам.

Расскажу о конкретном кейсе. Ко мне обратилась компания, которая занималась массовым подбором персонала в сфере клининга.

Я и моя команда настроили чат-бот в Телеграм на платформе Botrix, отличительными особенностями которого стали:

  • Интерфейс, понятный любому сотруднику HR-отдела. Т.е. каждый, кто работал с ботом, понимал какую информацию откуда он может выгрузить. Был назначен "старший сотрудник по работе с ботом", который отвечал за оценку работы логики всего бота и с которым мы дорабатывали бота до идеала.
  • Чат-бот не был "скучным", мы активно интегрировали контент - видео-приветствие от руководителя компании, аудио - рассказ руководителя HR о вакансии и ожиданиях, фото, опросы, тексты, онлайн-анкеты.
  • Принцип омниканальности, когда все каналы коммуникации были собраны в единую систему;
  • Все собеседники бота заносятся в CRM-систему, а значит можно формировать кадровый резерв, не прикладывая дополнительных усилий, применяя к важным кандидатам теги для дальнейшей фильтрации.
  • Настроили систему постбэков, получая подробную аналитику, которая позволяла посмотреть HR-воронку, увидеть слабые или ошибочные места отбора и корректировать вакансии и вступительные испытания в зависимости от полученных результатов.

Итог впечатлил, и не только клиентов. При внедрении чат-бота в мессенджеры мы получили следующие результаты:

  • Цена кандидата в массовом отборе снизилась на 32%.
  • Онбординг новичков в компании прошел более мягко, процент увольнений снизился на 21%.
  • Часть кандидатов удалось отсеять на этапе первичного ввода, путем проведения обучения в боте с дальнейшим тестированием - проверкой соответствия квалификации требованиям вакансии. Т.е. компания не тратила на этих кандидатов свои ресурсы - человеческий (наставник) и финансовый.
  • Т.к. скорость обработки резюме на входящем потоке с помощью бота значительно повысилась, срок подбора одного кандидата сократился на 26%.

Применение помощников-роботов не только сэкономило время для решения других задач, но и значительно улучшило все KPI-показатели отдела персонала. Поэтому всем советую взять на вооружение чат-боты в Whatsapp или Телеграм в случае, если рутинные HR-задачи начинают превалировать над стратегией по подбору персонала.

В Botrix мы создавали ботов для HR-отделов промышленных предприятий, ритейла, сферы услуг и для рекрутинга в агентства недвижимости.

Если вам нужна консультация по внедрению чат-бота в вашем HR-отделе, пишите в комментариях.

Если же вы задумались над автоматизацией бизнес-процессов и маркетинга своей компании в целом - присоединяйтесь в наш чат в Телеграм, чтобы узнать больше о способах применения чат-ботов, эффективных рассылках с помощью WhatsApp и Телеграм, интересных кейсах.

22
4 комментария

Как один чат-бот заменил HR-отдел... насчет "заменил" это я шучу, экспертного сотрудника HR-отдела ни один бот не заменитТо есть нормальный заголовок с правильной формулировкой никак не получается...

Ответить

Ольга, чем Вас так задел заголовок? В том и смысл, что если я напишу "Чат-бот помогает HR" (с любой другой "правильной формулировкой") куда меньше человек обратят на статью внимание. А мне бы хотелось поделиться, это действительно классный инструмент. Но сегодня рассказать и выхватить внимание в информационном шуме очень сложно, потому я посчитал такой заголовок удачным. Не такой уж и новый способ привлечения внимания. Вы же обратили внимание на статью?! Значит, работает) Извините, если чем-то задел ваши чувства

Ответить

"процент увольнений снизился на 21%". Это за какой период статистика? Эти боты не так давно существуют, чтобы по ним уже можно было такие выводы сделать.

Ответить

Чат-боты в Телеграм существуют уже 3 года, конкретно данная цифра приведена за 1 год по компании в сфере ритейл, где в целом высокая текучка рядовых кадров. Отбор стал более качественным, итоговые кандидаты более ответственные. Некоторые "отваливаются" когда им просто приходится что-то делать в боте, им просто лень разбираться (хотя там ничего сложного)

Ответить