Из науки в собственный бизнес: уроки, которые я вынесла

Привет, я Лена Серёгина, основательница аналитического бюро Datalatte, хочу рассказать вам, как я училась физике и менеджменту, чтобы потом найти себя в аналитике

Из науки в собственный бизнес: уроки, которые я вынесла

Многие люди боятся попробовать себя в новой сфере, даже если очень хотят в ней развиваться. И всё же иногда лучше рискнуть и сменить специализацию, чтобы открыть для себя новые перспективы и возможности. В этом я убедилась на собственном опыте.

Мечты взрослеют вместе с нами

В детстве я была фанатом Ландау и мечтала стать физиком. А чтобы воплотить мечту в реальность, поступила в МФТИ. Там мне удалось познакомиться не только с теорией: с третьего курса работала на базовой кафедре, где решала много практических задач.

И если на первых курсах мне очень хотелось остаться в науке, то, приближаясь к выпуску, я всё больше понимала, что для меня это не лучший вариант. Физика оказалась мне не так интересна, как я думала вначале.

Ещё во время работы на базовых кафедрах я переквалифицировалась с физики на экономику. Тогда я начала участвовать в самых разных проектах, связанных с грантами, бизнесом и сотрудничеством с центром «Сколково». Время от времени занималась и аналитикой, в том числе в области маркетинга.

Знакомство с «Яндексом»

Аналитика вызывала у меня больший интерес, чем любые другие профессиональные направления, с которыми мне удалось соприкоснуться к тому моменту. Однако я не совсем понимала, какими должны быть мои следующие шаги, чтобы погрузиться в эту сферу, получить все необходимые для развития навыки, а затем и закрепиться в ней.

Я нашла интересный для себя способ: скачала данные из сервиса «Мой Круг», чтобы узнать, куда чаще всего идут работать выпускники нашего факультета. Оказалось, что самый популярный вариант после научной деятельности в России и за границей — работа в «Яндексе». Недолго думая, посмотрела открытые вакансии. Но мне по-прежнему не доставало компетенций в сфере аналитики, куда я так стремилась попасть.

После долгих поисков я узнала о существовании Школы менеджеров «Яндекса», в которой надеялась получить недостающие знания о том, как устроены цифровые продукты. Я отправила свою анкету, и после тестового задания и собеседования меня приняли в группу.

Снова в школу

Из науки в собственный бизнес: уроки, которые я вынесла

С первой встречи я поняла: это моё место. Интересные задачи, а главное — интересные люди, с которыми можно легко и быстро найти общий язык. Мне до сих пор иногда приходится возвращаться к лекциям, когда я решаю рабочие вопросы на похожие темы: аналитика, управление программистами, дизайн и искусство презентаций и многое другое.

Новые горизонты

В конце обучения в Школе менеджеров «Яндекса» каждому из нас нужно было подготовить дипломную работу. Когда я выбирала для неё тему, организаторы посоветовали мне сосредоточиться на технических проблемах, и я подготовила проект, связанный с метриками.

После его защиты стала стажёром в «Яндексе», а затем и штатным сотрудником. Я принимала активное участие в выстраивании аналитики «Яндекс.Браузера» с нуля, а затем применяла этот опыт в «Яндекс.Такси». А потом — после декретного отпуска — решила воплотить в жизнь ещё более амбициозные планы — завести своё собственное дело.

Используя опыт, полученный в Школе менеджеров и во время работы в «Яндексе», в 2017 году я открыла собственное аналитическое бюро. Мы занимаемся обучением, оказываем консалтинговые услуги и берём задачи клиентов на аутсорсинг.

Команды, работающие над проектами, обычно состоят из нескольких экспертов в различных областях аналитики, data science и data processing. Я специализируюсь на задачах, у которых нет стандартного решения. Параллельно преподаю курс Binary PO во ВШЭ и являюсь автором методик работы с метриками и данными. Я счастлива, что в нашем портфолио уже есть такие клиенты, как Skyeng, Qiwi и издательство «Манн, Иванов и Фербер», а НИУ ВШЭ — наш партнёр.

Конечно, у меня есть амбициозные планы по развитию бизнеса. В будущем я хочу построить агентство, которое станет для компаний единым поставщиком независимых консультаций по аналитике.

Выводы, которые я для себя сделала

Из науки в собственный бизнес: уроки, которые я вынесла

Принимая решения, которые потом оказались судьбоносными с точки зрения профессионального роста, я следовала одному главному принципу: надо ставить перед собой цели, соответствующие твоим ценностям.

Существует стереотип, что если поступил в вуз на ту или иную специальность, значит, работа должна ей соответствовать. Но такие условности только мешают делать то, что действительно интересно. И очень важно помнить хорошо знакомый всем тезис, который тем не менее часто забывают: никогда не поздно начать заново. Именно такую возможность дают школы, курсы и центры дополнительного образования и переквалификации.

Не менее важные принципы я сформулировала для себя, когда методом проб и ошибок выстраивала собственный бизнес. Их всего пять, но они помогают избежать множества подводных камней, с которыми сталкивается начинающий предприниматель.

Сразу оговорюсь: речь идёт не о фрилансерах. Перейти на самозанятость — это ещё не значит открыть своё дело. Бизнес начинается тогда, когда появляется прибыль не от продажи твоего времени, а от продажи продукта или услуг твоей команды.

Принцип №1

Не нужно оформлять ИП или юридическое лицо просто потому, что в офисе не нравится и не получается реализовать свой потенциал. Если эти проблемы есть, с появлением собственного бизнеса они останутся вместе с вами, ведь принципы работы не изменятся, только вместо начальников будут клиенты.

Сначала надо как следует разобраться в себе, чтобы понять, почему возникают сложности, и найти точки роста. Только когда этот этап пройден, имеет смысл выходить на рынок. Когда я открывала своё дело, я оказалась в непростой ситуации, потому что не последовала этому принципу. И в результате мне пришлось быстро наращивать недостающие soft skills уже в условиях рынка, что намного более сложно и рискованно.

Принцип №2

Следующий принцип может показаться банальным, но это не делает его менее полезным. Никогда не работайте без предоплаты. Почти все мои знакомые, которые занимались самостоятельным консалтингом или стартапами, хоть раз оказывались в ситуации, когда им не платили за услуги.

Даже если вам кажется, что с заказчиком сложились дружеские отношения и всё будет идеально, не доверяйте этому чувству. В конце концов, человек может оставить вас без вознаграждения не из желания обмануть, а потому что так сложились обстоятельства. Не стоит забывать и о других мерах предосторожности. Не пожалейте времени и денег на юриста, чтобы он хотя бы в первый раз помог вам грамотно составить договор. И, конечно же, обязательно зарегистрируйте ИП или ООО.

Принцип №3

Не смешивайте дружбу и бизнес. Кто-то советует вообще не работать с друзьями, но с таким подходом я категорически не согласна. Одни из лучших проектов я подготовила вместе с друзьями. Если ты хорошо знаешь человека, вам приятно проводить время вместе и вы ещё и зарабатываете при этом, что может быть лучше?

Но бывало и так, что я тратила много времени на обсуждение работы с друзьями и это ни к чему не приводило, поскольку они воспринимали наши разговоры как обычное общение, а не решение реальных задач. Поэтому в таких случаях надо заранее договариваться о целях встречи.

Принцип №4

Если вы выходите на рынок с принципиально новым продуктом или услугой, которую ещё никто не предлагал, вы столкнётесь с тремя типами людей.

  • Первый из них — скептики. Они всегда будут говорить, что у вас ничего не получится, что вам надо или предложить что-то другое или вообще отказаться от собственного проекта. От таких людей лучше на время отгородиться, потому что при запуске своего дела и без того много сложностей, от которых опускаются руки. Важно поддерживать мотивацию всеми доступными средствами.
  • Вторая категория — ярые советчики. Эти люди будут рассказывать, как вы должны продавать свой продукт. Но у них часто нет реального опыта в этой области, поэтому прислушиваться к их советам явно не стоит.
  • Третий тип — те, кто попробовали запустить на рынок то же, что и вы, но не добились успеха. С одной стороны, их опыт может быть очень ценен, потому что он поможет вам не допустить тех же ошибок. С другой — эти люди так и не смогли найти работающий сценарий, а потому их советы вряд ли подскажут, как воплотить в жизнь вашу задумку.

Получается, начинающему предпринимателю вообще никого не надо слушать? Это не совсем так. Просто не стоит воспринимать чужие советы и мнения как руководство к действию. Вместо этого выслушайте их и подумайте, что полезного вы можете извлечь из этих слов.

Принцип №5

Не бойтесь рисковать и менять свою стратегию, даже если она выстроена на несколько лет вперёд. Около года назад, когда мой бизнес быстро развивался, мне поступило предложение какое-то время поработать по найму над сложным проектом за чуть меньшие деньги.

Причём для этого нужно было почти полностью свернуть деятельность Datalatte. Большинство моих знакомых сказали бы, что это безумие, но я согласилась — это было правильное решение.

У меня была сильная команда, много клиентов, заказы шли один за другим, однако я понимала, что не развиваюсь. А для достижения моих амбициозных целей мне нужен был быстрый рост, получить который можно только в новой агрессивной среде. Работая по найму, я преодолела много трудностей и теперь могу продавать гораздо лучше, чем год назад. Так что в конечном счёте это решение оказалось очень выгодным для бизнеса.

Многие люди воспринимают собственный проект как свободу, к которой надо стремиться, несмотря ни на что. Но в большинстве случаев свой бизнес становится ещё большей несвободой, чем работа по найму. Главное — не сохранять самостоятельность всеми правдами и неправдами, а постоянно расти над собой и увеличивать свою ценность.

1919
17 комментариев

Спасибо) Для себя выписал 4 вещи:
- Никогда не поздно начать заново
- Никогда не работайте без предоплаты
- Фильтруйте что советуют люди. Принимайте только то, что вам нужно и полезно
- Не смешивайте дружбу и бизнес

5

советы 1) очевидные или 2) спорные

в статье про аналитику, а на сайте - инфобизнес и тренинги. "юнит эконимика для самых маленьких". в проектах нет ничего о реализованных проектах по дата саенсу.

Так что за бизнес? Реально проекты по данным, конкуренты Алгомоста? или инфоциганство с тренингами "аналитика в табло?"

2

изучите, пожалуйста, хотя бы определение инфобизнеса) и сайт!)
Мы не делаем тренингов "аналитика в табло" - на сайте НЕТ этого предложения. Дата саенс - в стиле "import from" тоже не делаем. Автор статьи занимается продуктовой аналитикой и анализом данных более 9 лет, и это и есть основной хлеб автора и компании.
Бизнес - это аутсорс аналитика. И воркшопы - его неотъемлемая часть, так как это единственный быстрый способ привить аналитическую культуру в компаниях и умах.
Ну и про "юнит эконимика для самых маленьких" - мы ее не преподаем отдельным курсом, но помогаем делать исследования по этой теме. Часто кроме базвордов люди не понимают, как с ней работать, но словосочетание хайповое и Вы за него ухватились, видимо, так как в темах на аутсорс оно упомянуто в одном из пунктов.
Удачи!

Кому актуально, вот ссылка на Школу менеджеров этого года: https://yandex.ru/school-managers/index

2

Как убрать рекламу из статьи ?

1

Успехов автору

1