20 подсказок стартапу на пути фандрайзинга

20 подсказок стартапу на пути фандрайзинга

Фандрайзинг — это искусство. Команда Afford.Capital отсмотрела 6000+ стартапов с 2016 года и привлекла более 965 млн.$. Этот опыт позволяет с уверенностью говорить: тонкостей в процессе рейза средств — предостаточно.

Так что даже если у вас уже есть опыт в фандрайзинге, можете проверить себя и использовать наши советы в тех областях, которые могли пропустить.

1. Создайте сильную команду

Инвесторы ищут сильную и способную команду, которая сможет воплотить vision стартапа в жизнь, последовательно двигаться по Roadmap и справляться с внеплановыми вызовами рынка.

Кроме того, что вы как фаундер должны соответствовать этому описанию, вам нужно также и нанимать людей с соответствующим опытом и экспертизой. В конце концов, убедитесь, что все в команде работают на достижение одних и тех же целей.

20 подсказок стартапу на пути фандрайзинга

2. Определите свою бизнес-модель

Проработайте чёткий ответ на вопрос, как ваш стартап будет генерировать доход. Чёткое видение бизнес-модели покажет инвесторам, что у вас есть прочный фундамент для роста и намеченный план к прибыльности.

Существует несколько типов бизнес-моделей, в рамках которых могут развиваться стартапы. Выбор модели будет зависеть от типа стартапа, его целевого рынка и источников дохода.

Среди распространённых бизнес-моделей:

  • Модель подписки
    Клиенты регулярно платят за доступ к продукту или услуге, такой как платформа программного обеспечения как услуги (SaaS).
  • Модель электронной коммерции
    Стартап продает продукты напрямую клиентам через интернет-магазин или торговую площадку.
  • Модель маркетплейса
    Стартап облегчает транзакции между покупателями и продавцами и зарабатывает комиссию с каждой продажи. Может быть неожиданно, но по такой модели работают Airbnb и Uber.
  • Рекламная модель
    Стартап предоставляет бесплатный продукт или услугу пользователям и генерирует доход через рекламу. Продаёт рекламные места внутри продукта, становясь по сути плейсментом для монетизации большого потока трафика.
  • Модель Freemium
    Стартап предлагает бесплатную версию продукта или услуги и берет плату за премиальные функции или дополнительное использование.

Бизнес-план также должен содержать прогноз доходов, целевой рынок, маркетинговую стратегию, финансовые прогнозы.

3. Исследуйте рынок

Знайте свой целевой рынок и конкурентов. Зелёный свет для инвестора — когда у вас есть глубокое понимание рынка и вы можете эффективно конкурировать с другими игроками.

Комплексное исследование рынка включает несколько ключевых компонентов:

  • Анализ конкурентов
    Оценка прямых и косвенных конкурентов, их преимуществ и недостатков, предложений на рынке.
  • Исследование целевой аудитории
    Глубокое погружение в характеристики, предпочтения и поведение идеального клиента.
  • Анализ отрасли
    Тщательное исследование отрасли, включая тенденции, возможности и вызовы на рынке.
  • Сегментация клиентов
    Разбивка целевой аудитории на ключевые категории на основе демографических, психографических и поведенческих факторов.

В дополнение к этим компонентам, исследование рынка также может включать сбор и анализ данных о размере рынка, доле рынка, ценообразовании, каналах распространения и удовлетворенности клиентов.

4. Создайте идеальный Pitch Deck

Ваш Pitch Deck — шанс произвести нужное первое впечатление. Убедитесь, что презентация хорошо оформлена, схожу понятна и чётко передает уникальное предложение вашего стартапа.

20 подсказок стартапу на пути фандрайзинга

Мы в Afford.Capital создали исчерпывающий гайд по созданию идеального Pitch Deck: c правилами, примерами и точными рекомендациями, что делать, а что — нет.

Напишите в комментариях свой контакт в LinkedIn или email, если хотели бы получить доступ к этому руководству. Мы вышлем вам его в личные сообщения.

5. Продумайте эффектный Elevator Pitch

В вашем арсенале где-то рядом с Pitch Deck должен лежать эффектный и понятный Elevator Pitch. Это краткая самопрезентация, с помощью которой вы презентуете идею, бизнес-модель, потенциал вашего стартапа и инвестиционное предложение потенциальному инвестору.

Вот, например, один из легендарных Elevator Pitch 👇

20 подсказок стартапу на пути фандрайзинга

6. Выкручивайте нетворкинг на максимум

Задействуйте свою сеть личных и профессиональных связей, чтобы организовать встречи с потенциальными инвесторами. Посещайте мероприятия и конференции, чтобы расширить свою сеть.

📎 На одном из выступлений наш Founder Сергей Ковалёв поделился ценными идеями по расширению вашей сети. Вот некоторые из них:

  • Посещайте Pitch Days, которые организуют фонды, синдикаты и акселераторы
  • Подавайте заявку на программы акселерации, такие как Gas Pedals
  • Участвуйте в митапах и нетворкинг-мероприятиях
  • Принимайте участие в панельных дискуссиях
  • Представляйте свой стартап и продукт на выставках и конференциях
  • Создайте профили и постоянно показывайте traction в социальных сетях, где активны ваши потенциальные инвесторы. Начните, например, с LinkedIn, Crunchbase, Telegram
  • Используйте платформы лидогенерации для связи с потенциальными инвесторами
  • Присоединяйтесь к популярным инвестиционным сообществам и бизнес-клубам, чтобы представить свои идеи на их мероприятиях

Если вам нужно summary того самого выступления, оставляйте ссылку на свой LinkedIn или email в комментариях. Мы обязательно вышлем вам материал.

7. Будьте готовы к пивоту

Инвесторы хотят видеть, что вы можете адаптироваться и меняться при необходимости. Будьте открыты к обратной связи и не бойтесь вносить изменения в свою бизнес-модель при необходимости.

На самом деле, вот 5 хорошо известных стартапов, которые успешно пивотнулись. И именно этот пивот сделал их известными каждому:

20 подсказок стартапу на пути фандрайзинга

Каждая из этих компаний поняла, что их первоначальная бизнес-модель не получает поддержки, и они сделали смелый переход к новой бизнес-модели. Именно она в конечном итоге привела стартапы к большому успеху и статусу единорогов.

8. Показывайте Traction

Инвесторы хотят видеть, что стартап прогрессирует. Прогресс этот может выражаться в виде платящих клиентов, партнёрств, вовлечения пользователей, успешного достижения Milestones из вашего Roadmap и так далее.

В системе ценностей Afford.Capital Traction проекта — категория, гармонично складывающаяся сразу из 3 компонентов:

1) Видение стартапом всего пути достижения целей и выполнения Roadmap.

= как вы видите свой путь из точки «0» к точке «🦄», какие шаги предусматриваете

2) Объём проделанной работы и его отражение в ваших материалах.

= что вы уже сделали, какие Milestones выполнили, как это отражено в ваших материалах, есть ли новости и сведения об этом в социальных сетях, как это соотносится с пунктом 1

3) Что ещё предстоит сделать и адекватен ли план.

= успеваете ли вы выполнять Roadmap, учитывая вашу текущую скорость, прогресс, планы по расширению

☝ В результате мы не берём на борт фонда стартапы у которых «беда с traction».

Мы часто видим такие примеры👇

— вы (стартап) не делитесь своим прогрессом в соцсетях

— ваш прогресс вызывает сомнения

— вы давно не обновляли GitHub

— ваш Roadmap выглядит нереалистично, а иногда и фантастично и имеет мало шансов на реализацию

9. Сосредоточиться на решении проблемы

Инвесторы чаще делают ставку на те стартапы, которые решают реальные, явные проблемы рынка. Чётко выделите проблему, которую решает ваш продукт.

Пара примеров:

  • Uber
    В их первой презентации проблема была связана с трудностями заказа такси в Сан-Франциско. Вскоре команда поняла, что проблема рынка гораздо универсальнее: трудности заказа надежного и удобного транспорта были в городах по всему миру. Uber переключились на решение глобальной проблемы, что в конечном счёте привело их к успеху.
  • Dropbox
    Изначально Dropbox решал проблему обмена файлами между персональными компьютерами. Вскоре они поняли, что истинная проблема — в трудности получения доступа и обмена файлами откуда угодно, на любом устройстве. Расширив вижн проблемы, Dropbox стали одной из самых популярных платформ облачного обмена файлами в мире.
  • Airbnb
    Ещё одна команда, которая на заре своего развития решала локальную проблему Сан-Франциско. Вскоре поняли, что проблемы с краткосрочной арендой есть и за пределами города, а актуальны не только в периоды командировок и конференций. И стали разрабатывать сервис для поиска доступного, уникального и комфортного жилья во время путешествий. Это помогло им стать одной из самых популярных платформ для путешественников в мире.
Ничего необычного. Просто VC, стоящий в водопаде из наличных — глазами AI
Ничего необычного. Просто VC, стоящий в водопаде из наличных — глазами AI

10. Принимайте во внимание цели инвесторов

Любой инвестор в конце концов хочет возврата своих инвестиций. Но есть и те, кто с интересом участвует в жизни проекта, делится экспертизой и получает удовлетворение от процесса. Учитывайте это, когда презентуете свою идею и бизнес-план.

📎 Идеальный результат - найти инвестора, у которого будут те же цели, что и у вас.

Что это значит?

Ваша цель - найти инвестора с подходом Smart Money, который заинтересован в участии в жизни проекта.

Smart Money — когда кроме денег вы получаете:

  • Связи (фонд может обеспечить всю сеть связей по всему миру, как это делает Afford.Capital)
  • Инфраструктуру для развития
  • Готовые PR, маркетинг, HR решения, ваши ресурсы
  • Помощь в получении грантов, знакомство с другими фондами
  • Консультирование

11. Будьте готовы к сложным вопросам

Инвесторы будут задавать сложные вопросы о вашем бизнесе. Будьте готовы ответить, подкрепить данными и честно рассказать о рисках и проблемах, с которыми сталкивается стартап.

📎 Вот 5 примеров каверзных вопросов, которые может задать VC, если вы привлекаете инвестиции на ранних стадиях:

  • Каковы самые большие технические проблемы, с которыми вы сталкиваетесь, и как вы планируете их преодолеть?
  • Каков уровень adoption и вовлеченности пользователей, которых вы привлекли на ранней стадии, и как вы планируете его улучшить?
  • Каковы риски и проблемы регулирования, связанные с вашим продуктом, и как вы планируете их преодолеть?
  • Каков burn rate, и как вы планируете управлять своими финансами в будущем?
  • Каков текущий состав вашей команды, какие ключевые позиции вам ещё нужно закрыть для выполнения вашего плана?

12. Будьте готовы гибко подходить к оценке стартапа

Оценка — сумма, в которую вы оцените свой стартап. И относительно этой суммы стоит готовиться к длинным переговорам.

20 подсказок стартапу на пути фандрайзинга

Существует как минимум 7 методов оценки стартапа. Изучите их все и выберите наилучший для вашего проекта.

13. Вникайте в условия сделки

Прежде чем принимать инвестиции, убедитесь, что просчитали все условия сделки, включая количество долей, права голоса инвесторов, любые ограничения на дальнейшее финансирование, exits и другие.

Вот рабочий, но далеко не полный список типов инвестиционных соглашений. Будьте в курсе этих терминов, прежде чем привлекать инвестиции.

  • Акционерное финансирование
    Инвесторы предоставляют капитал в обмен на процент владения компанией.
  • Конвертируемый заём
    Инвесторы предоставляют заём стартапу, который позже конвертируется в акционерный капитал при следующем раунде финансирования.
  • SAFE (Простое соглашение о будущем акционерном капитале)
    Инвесторы инвестируют в стартап с обещанием получения акционерного капитала в следующем раунде финансирования.
  • Финансирование, привязанное к выручке (RBI, revenue based investing)
    Инвесторы предоставляют капитал в обмен на долю будущей выручки стартапа.
  • Crowd notes
    Похоже на конвертируемые заемные средства, но инвесторы обычно являются группой людей, которые собрались на платформе краудфандинга, чтобы инвестировать в стартап.
  • KISS (Простое соглашение о безопасности)
    Это еще один тип соглашения, похожий на SAFE, но с меньшим количеством юридических сложностей.
  • Участвующие привилегированные акции
    Инвесторы получают привилегированные акции, которые дают им право на дивиденды и долю выручки в случае продажи или IPO.
  • Обыкновенные акции
    Инвесторы получают обыкновенные акции в компании, которые дают им право на голосование и долю любых дивидендов.

14. Наймите хорошего юриста

Привлечение венчурного капитала не обходится без юридических документов и формальных переговоров. Наймите хорошего юриста, который имеет опыт в работе с финансовым сектором и стартапами, чтобы он помочь вам пройти due diligence и защитил ваши интересы.

Никаких советов. Просто наймите его. Серьёзно.
Никаких советов. Просто наймите его. Серьёзно.

15. Постройте чёткий план, по которому будете рейзить деньги

Имейте четкий план того, как вы будете использовать финансирование и как оно поможет вам достичь ваших целей.

Прежде всего, изучите существующие инвестиционные этапы, их особенности, рамки и характеристики. Затем предположите, через какие инвестиционные раунды планирует пройти ваш проект.

20 подсказок стартапу на пути фандрайзинга

16. Будьте настойчивы

Привлечение венчурного капитала требует времени и упорства. Не падайте духом из-за отказов и продолжайте двигаться вперед.

Всегда легче подготовиться и ждать результатов, если вы знаете наиболее распространенные причины отказов.

20 подсказок стартапу на пути фандрайзинга

Мы собрали самые распространенные причины отказов стартапам в нашей воронке и создали для вас инфографику. Чтобы упростить статистику, мы убрали только "Не в нашем инвест. фокусе" — это причина отказа проектам, не попадающим под наши инвестиционные интересы.

17. Сформируйте своё уникальное предложение

Чётко и ясно сформулируйте то, что отличает ваш стартап от конкурентов.

📎 5 вопросов, которые помогут выработать уникальное предложение и позиционирование:

  • Какую конкретную потребность или проблему решает ваш продукт/сервис для клиентов, чего не делают конкуренты?
  • Какие уникальные функции или преимущества предлагает ваш продукт/сервис, что делает его лучше по сравнению с другими предложениями на рынке?
  • Кто ваша целевая аудитория и что мотивирует её покупать ваш продукт/сервис?
  • Как соотносятся ценности и миссия вашего бренда/компании с ценностями вашей целевой аудитории?
  • Как ваша стратегия ценообразования соотносится с конкурентными, как конкуренты повлияют на восприятие вашего продукта/сервиса на рынке?

18. Подчеркните опыт вашей команды

Инвесторы хотят видеть, что ваша команда обладает соответствующим опытом и экспертизой. Подчеркните квалификацию и прошлые успехи вашей команды.

И снова ничего необычного. Просто два андроида корпят над due diligence глазами AI
И снова ничего необычного. Просто два андроида корпят над due diligence глазами AI

19. Будьте готовы к проверкам и аудитам

Инвесторы проведут проверку на вашем стартапе. Будьте готовы предоставить подробную финансовую и юридическую информацию.

20. Имейте долгосрочную стратегию

Инвесторы хотят видеть, что у вас есть долгосрочная стратегия для вашего стартапа. Конкретно изложите ваши цели и план, как вы планируете их достигать в долгосрочной перспективе.

Итого.

Привлечение капитала может быть трудным процессом. Внедряйте всё, что можете, используйте советы из статьи — и пусть на вашем пути все инвесторы будут Smart Money.

11
2 комментария

Комментарий недоступен

Ответить

Напишите в комментариях свой контакт в LinkedIn или email, если хотели бы получить доступ к этому руководству.

https://www.linkedin.com/in/aleksey-listopad/
Был бы рад получить такое руководство)

Ответить