Фандрайзинг — это искусство. Команда Afford.Capital отсмотрела 6000+ стартапов с 2016 года и привлекла более 965 млн.$. Этот опыт позволяет с уверенностью говорить: тонкостей в процессе рейза средств — предостаточно.Так что даже если у вас уже есть опыт в фандрайзинге, можете проверить себя и использовать наши советы в тех областях, которые могли пропустить.1. Создайте сильную командуИнвесторы ищут сильную и способную команду, которая сможет воплотить vision стартапа в жизнь, последовательно двигаться по Roadmap и справляться с внеплановыми вызовами рынка.Кроме того, что вы как фаундер должны соответствовать этому описанию, вам нужно также и нанимать людей с соответствующим опытом и экспертизой. В конце концов, убедитесь, что все в команде работают на достижение одних и тех же целей.2. Определите свою бизнес-модельПроработайте чёткий ответ на вопрос, как ваш стартап будет генерировать доход. Чёткое видение бизнес-модели покажет инвесторам, что у вас есть прочный фундамент для роста и намеченный план к прибыльности.Существует несколько типов бизнес-моделей, в рамках которых могут развиваться стартапы. Выбор модели будет зависеть от типа стартапа, его целевого рынка и источников дохода.Среди распространённых бизнес-моделей:Модель подписки Клиенты регулярно платят за доступ к продукту или услуге, такой как платформа программного обеспечения как услуги (SaaS).Модель электронной коммерции Стартап продает продукты напрямую клиентам через интернет-магазин или торговую площадку.Модель маркетплейса Стартап облегчает транзакции между покупателями и продавцами и зарабатывает комиссию с каждой продажи. Может быть неожиданно, но по такой модели работают Airbnb и Uber.Рекламная модель Стартап предоставляет бесплатный продукт или услугу пользователям и генерирует доход через рекламу. Продаёт рекламные места внутри продукта, становясь по сути плейсментом для монетизации большого потока трафика.Модель Freemium Стартап предлагает бесплатную версию продукта или услуги и берет плату за премиальные функции или дополнительное использование.Бизнес-план также должен содержать прогноз доходов, целевой рынок, маркетинговую стратегию, финансовые прогнозы.3. Исследуйте рынокЗнайте свой целевой рынок и конкурентов. Зелёный свет для инвестора — когда у вас есть глубокое понимание рынка и вы можете эффективно конкурировать с другими игроками.Комплексное исследование рынка включает несколько ключевых компонентов:Анализ конкурентов Оценка прямых и косвенных конкурентов, их преимуществ и недостатков, предложений на рынке.Исследование целевой аудитории Глубокое погружение в характеристики, предпочтения и поведение идеального клиента.Анализ отрасли Тщательное исследование отрасли, включая тенденции, возможности и вызовы на рынке.Сегментация клиентов Разбивка целевой аудитории на ключевые категории на основе демографических, психографических и поведенческих факторов.В дополнение к этим компонентам, исследование рынка также может включать сбор и анализ данных о размере рынка, доле рынка, ценообразовании, каналах распространения и удовлетворенности клиентов.4. Создайте идеальный Pitch DeckВаш Pitch Deck — шанс произвести нужное первое впечатление. Убедитесь, что презентация хорошо оформлена, схожу понятна и чётко передает уникальное предложение вашего стартапа.Мы в Afford.Capital создали исчерпывающий гайд по созданию идеального Pitch Deck: c правилами, примерами и точными рекомендациями, что делать, а что — нет.Напишите в комментариях свой контакт в LinkedIn или email, если хотели бы получить доступ к этому руководству. Мы вышлем вам его в личные сообщения.5. Продумайте эффектный Elevator PitchВ вашем арсенале где-то рядом с Pitch Deck должен лежать эффектный и понятный Elevator Pitch. Это краткая самопрезентация, с помощью которой вы презентуете идею, бизнес-модель, потенциал вашего стартапа и инвестиционное предложение потенциальному инвестору.Вот, например, один из легендарных Elevator Pitch 👇6. Выкручивайте нетворкинг на максимумЗадействуйте свою сеть личных и профессиональных связей, чтобы организовать встречи с потенциальными инвесторами. Посещайте мероприятия и конференции, чтобы расширить свою сеть. 📎 На одном из выступлений наш Founder Сергей Ковалёв поделился ценными идеями по расширению вашей сети. Вот некоторые из них:Посещайте Pitch Days, которые организуют фонды, синдикаты и акселераторыПодавайте заявку на программы акселерации, такие как Gas PedalsУчаствуйте в митапах и нетворкинг-мероприятияхПринимайте участие в панельных дискуссияхПредставляйте свой стартап и продукт на выставках и конференцияхСоздайте профили и постоянно показывайте traction в социальных сетях, где активны ваши потенциальные инвесторы. Начните, например, с LinkedIn, Crunchbase, TelegramИспользуйте платформы лидогенерации для связи с потенциальными инвесторамиПрисоединяйтесь к популярным инвестиционным сообществам и бизнес-клубам, чтобы представить свои идеи на их мероприятияхЕсли вам нужно summary того самого выступления, оставляйте ссылку на свой LinkedIn или email в комментариях. Мы обязательно вышлем вам материал.7. Будьте готовы к пивотуИнвесторы хотят видеть, что вы можете адаптироваться и меняться при необходимости. Будьте открыты к обратной связи и не бойтесь вносить изменения в свою бизнес-модель при необходимости.На самом деле, вот 5 хорошо известных стартапов, которые успешно пивотнулись. И именно этот пивот сделал их известными каждому:Каждая из этих компаний поняла, что их первоначальная бизнес-модель не получает поддержки, и они сделали смелый переход к новой бизнес-модели. Именно она в конечном итоге привела стартапы к большому успеху и статусу единорогов.8. Показывайте TractionИнвесторы хотят видеть, что стартап прогрессирует. Прогресс этот может выражаться в виде платящих клиентов, партнёрств, вовлечения пользователей, успешного достижения Milestones из вашего Roadmap и так далее.В системе ценностей Afford.Capital Traction проекта — категория, гармонично складывающаяся сразу из 3 компонентов:1) Видение стартапом всего пути достижения целей и выполнения Roadmap.= как вы видите свой путь из точки «0» к точке «🦄», какие шаги предусматриваете2) Объём проделанной работы и его отражение в ваших материалах.= что вы уже сделали, какие Milestones выполнили, как это отражено в ваших материалах, есть ли новости и сведения об этом в социальных сетях, как это соотносится с пунктом 13) Что ещё предстоит сделать и адекватен ли план.= успеваете ли вы выполнять Roadmap, учитывая вашу текущую скорость, прогресс, планы по расширению☝ В результате мы не берём на борт фонда стартапы у которых «беда с traction».Мы часто видим такие примеры👇— вы (стартап) не делитесь своим прогрессом в соцсетях— ваш прогресс вызывает сомнения— вы давно не обновляли GitHub— ваш Roadmap выглядит нереалистично, а иногда и фантастично и имеет мало шансов на реализацию9. Сосредоточиться на решении проблемыИнвесторы чаще делают ставку на те стартапы, которые решают реальные, явные проблемы рынка. Чётко выделите проблему, которую решает ваш продукт.Пара примеров:Uber В их первой презентации проблема была связана с трудностями заказа такси в Сан-Франциско. Вскоре команда поняла, что проблема рынка гораздо универсальнее: трудности заказа надежного и удобного транспорта были в городах по всему миру. Uber переключились на решение глобальной проблемы, что в конечном счёте привело их к успеху.Dropbox Изначально Dropbox решал проблему обмена файлами между персональными компьютерами. Вскоре они поняли, что истинная проблема — в трудности получения доступа и обмена файлами откуда угодно, на любом устройстве. Расширив вижн проблемы, Dropbox стали одной из самых популярных платформ облачного обмена файлами в мире.Airbnb Ещё одна команда, которая на заре своего развития решала локальную проблему Сан-Франциско. Вскоре поняли, что проблемы с краткосрочной арендой есть и за пределами города, а актуальны не только в периоды командировок и конференций. И стали разрабатывать сервис для поиска доступного, уникального и комфортного жилья во время путешествий. Это помогло им стать одной из самых популярных платформ для путешественников в мире.Ничего необычного. Просто VC, стоящий в водопаде из наличных — глазами AI10. Принимайте во внимание цели инвесторовЛюбой инвестор в конце концов хочет возврата своих инвестиций. Но есть и те, кто с интересом участвует в жизни проекта, делится экспертизой и получает удовлетворение от процесса. Учитывайте это, когда презентуете свою идею и бизнес-план. 📎 Идеальный результат - найти инвестора, у которого будут те же цели, что и у вас.Что это значит?Ваша цель - найти инвестора с подходом Smart Money, который заинтересован в участии в жизни проекта.Smart Money — когда кроме денег вы получаете:Связи (фонд может обеспечить всю сеть связей по всему миру, как это делает Afford.Capital)Инфраструктуру для развитияГотовые PR, маркетинг, HR решения, ваши ресурсыПомощь в получении грантов, знакомство с другими фондамиКонсультирование11. Будьте готовы к сложным вопросамИнвесторы будут задавать сложные вопросы о вашем бизнесе. Будьте готовы ответить, подкрепить данными и честно рассказать о рисках и проблемах, с которыми сталкивается стартап. 📎 Вот 5 примеров каверзных вопросов, которые может задать VC, если вы привлекаете инвестиции на ранних стадиях:Каковы самые большие технические проблемы, с которыми вы сталкиваетесь, и как вы планируете их преодолеть?Каков уровень adoption и вовлеченности пользователей, которых вы привлекли на ранней стадии, и как вы планируете его улучшить?Каковы риски и проблемы регулирования, связанные с вашим продуктом, и как вы планируете их преодолеть?Каков burn rate, и как вы планируете управлять своими финансами в будущем?Каков текущий состав вашей команды, какие ключевые позиции вам ещё нужно закрыть для выполнения вашего плана?12. Будьте готовы гибко подходить к оценке стартапаОценка — сумма, в которую вы оцените свой стартап. И относительно этой суммы стоит готовиться к длинным переговорам.Существует как минимум 7 методов оценки стартапа. Изучите их все и выберите наилучший для вашего проекта.13. Вникайте в условия сделкиПрежде чем принимать инвестиции, убедитесь, что просчитали все условия сделки, включая количество долей, права голоса инвесторов, любые ограничения на дальнейшее финансирование, exits и другие.Вот рабочий, но далеко не полный список типов инвестиционных соглашений. Будьте в курсе этих терминов, прежде чем привлекать инвестиции.Акционерное финансирование Инвесторы предоставляют капитал в обмен на процент владения компанией.Конвертируемый заём Инвесторы предоставляют заём стартапу, который позже конвертируется в акционерный капитал при следующем раунде финансирования.SAFE (Простое соглашение о будущем акционерном капитале) Инвесторы инвестируют в стартап с обещанием получения акционерного капитала в следующем раунде финансирования.Финансирование, привязанное к выручке (RBI, revenue based investing) Инвесторы предоставляют капитал в обмен на долю будущей выручки стартапа.Crowd notes Похоже на конвертируемые заемные средства, но инвесторы обычно являются группой людей, которые собрались на платформе краудфандинга, чтобы инвестировать в стартап.KISS (Простое соглашение о безопасности) Это еще один тип соглашения, похожий на SAFE, но с меньшим количеством юридических сложностей.Участвующие привилегированные акции Инвесторы получают привилегированные акции, которые дают им право на дивиденды и долю выручки в случае продажи или IPO.Обыкновенные акции Инвесторы получают обыкновенные акции в компании, которые дают им право на голосование и долю любых дивидендов.14. Наймите хорошего юристаПривлечение венчурного капитала не обходится без юридических документов и формальных переговоров. Наймите хорошего юриста, который имеет опыт в работе с финансовым сектором и стартапами, чтобы он помочь вам пройти due diligence и защитил ваши интересы.Никаких советов. Просто наймите его. Серьёзно.15. Постройте чёткий план, по которому будете рейзить деньгиИмейте четкий план того, как вы будете использовать финансирование и как оно поможет вам достичь ваших целей.Прежде всего, изучите существующие инвестиционные этапы, их особенности, рамки и характеристики. Затем предположите, через какие инвестиционные раунды планирует пройти ваш проект.16. Будьте настойчивыПривлечение венчурного капитала требует времени и упорства. Не падайте духом из-за отказов и продолжайте двигаться вперед.Всегда легче подготовиться и ждать результатов, если вы знаете наиболее распространенные причины отказов.Мы собрали самые распространенные причины отказов стартапам в нашей воронке и создали для вас инфографику. Чтобы упростить статистику, мы убрали только "Не в нашем инвест. фокусе" — это причина отказа проектам, не попадающим под наши инвестиционные интересы.17. Сформируйте своё уникальное предложениеЧётко и ясно сформулируйте то, что отличает ваш стартап от конкурентов. 📎 5 вопросов, которые помогут выработать уникальное предложение и позиционирование:Какую конкретную потребность или проблему решает ваш продукт/сервис для клиентов, чего не делают конкуренты?Какие уникальные функции или преимущества предлагает ваш продукт/сервис, что делает его лучше по сравнению с другими предложениями на рынке?Кто ваша целевая аудитория и что мотивирует её покупать ваш продукт/сервис?Как соотносятся ценности и миссия вашего бренда/компании с ценностями вашей целевой аудитории?Как ваша стратегия ценообразования соотносится с конкурентными, как конкуренты повлияют на восприятие вашего продукта/сервиса на рынке?18. Подчеркните опыт вашей командыИнвесторы хотят видеть, что ваша команда обладает соответствующим опытом и экспертизой. Подчеркните квалификацию и прошлые успехи вашей команды.И снова ничего необычного. Просто два андроида корпят над due diligence глазами AI19. Будьте готовы к проверкам и аудитамИнвесторы проведут проверку на вашем стартапе. Будьте готовы предоставить подробную финансовую и юридическую информацию.20. Имейте долгосрочную стратегиюИнвесторы хотят видеть, что у вас есть долгосрочная стратегия для вашего стартапа. Конкретно изложите ваши цели и план, как вы планируете их достигать в долгосрочной перспективе.Итого.Привлечение капитала может быть трудным процессом. Внедряйте всё, что можете, используйте советы из статьи — и пусть на вашем пути все инвесторы будут Smart Money.
Комментарий недоступен
Напишите в комментариях свой контакт в LinkedIn или email, если хотели бы получить доступ к этому руководству.
https://www.linkedin.com/in/aleksey-listopad/
Был бы рад получить такое руководство)