Как обрести уверенность в себе? Пять лайфхаков для профессионала

Многие, особенно начинающие, профессионалы испытывают неуверенность в себе. Им кажется, что они самозванцы, которые ничего не умеют. Они смотрят на известных коллег из отрасли и думают: «Вот те действительно монстры, они не зря едят свой хлеб, а я… Кого я обманываю?» Дело усугубляется тем, что помимо чисто внутренних проблем с самооценкой, есть профессии, в которых действительно сложно понять, насколько ты хорош, даже если ты исключительно хорош.

Даже шерстяные волчары испытывают сомнения в себе
Даже шерстяные волчары испытывают сомнения в себе

Порождающие неуверенность профессии

Есть профессии, результат которых легко оценить. Сапер ошибается один раз. Расторопного и толкового официанта сразу отличишь от ленивого и забывчивого. В спорте не получится строить из себя чемпиона, если это не подтверждается результатами. Но есть профессии, где критерии размыты, либо результаты проявляются не сразу, либо зависят от многих факторов, а не только от профессионализма специалиста. В этих профессиях синдром самозванца расцветает пышным цветом. Обычно эти профессии имеют дело или со сложными, комплексными задачами, или творческими задачами, или задачами помощи людям и их обучения.

Творческие задачи

Классический пример люди творческих профессий — художники, писатели, композиторы, актеры. Что объединяет Томми Ли Джонса, Луи де Фюнеса, Моргана Фримана, Пьера Ришара, Жана Рено кроме того, что все они известные актеры? Ко всем успех пришел после сорока лет, а до этого у них либо были второстепенные роли, либо фильмы, где они играли главные роли, но не привлекли внимания.

Или история Джоан Роулинг. Ее первую книгу о Гарри Поттере отвергло двенадцать издательств, а то, которое взялось печатать, не увидело в ней шедевра и посоветовало писательнице найти работу, поскольку у нее мало шансов заработать на детских книгах. Почему толпа специалистов книгоиздательского дела проглядела шедевр? Потому что внятных критериев, что считать шедевром нет.

Творческим людям остается полагаться только на самих себя. Мир часто не готов их принять, и им приходится снова, снова и снова доказывать, что они чего-то стоят. Когда этого раз за разом не происходит, возникают все условия, чтобы разочароваться в себе, погрузиться в депрессию и отказаться от призвания.

Сложные бизнес-задачи

Казалось бы, в бизнесе должно быть все иначе, ведь тут есть всякие KPI, по которым можно оценить работу любого профессионала. Часто действительно можно, но и тут хватает субъективности. Поскольку я совладелец агентства «Стереомаркетинг», то и пример будет из маркетинговой сферы.

В начале нашей деятельности мы делали для клиента базу знаний, которая должна была помочь владельцам генераторов проводить техобслуживание: менять масло и свечи, делать обкатку и т.д. Мы написали более четырехсот статей, привлекли трафик по запросам: «как заменить свечу в генераторе», «как сменить масло в генераторе».

Статья из базы знаний
Статья из базы знаний

Вопрос, а хорошо ли мы делали свою работу? Если судить по метрикам, то да. Люди попадали на нужные статьи по релевантным запросам, мы добились того, чтобы наши инструкции были максимально понятны (с картинками и видео), мы фиксировали дочитывания страниц, и видели, что пользователи их дочитывают. Но проблема в том, что никакие метрики не могут сказать, удалось ли в результате человеку поменять свечу или сменить масло, помогла ему статья или нет?

Если вы начинающий профессионал и к тому же перфекционист, отсутствие однозначного ответа, добиваетесь ли вы целей или нет, способно породить сомнение в собственной ценности. Только с опытом приходит понимание, на что вы действительно можете влиять, и где стоит прочертить границы своей ответственности, и не играть роль Бога, отвечающего за все в этом мире (или бизнесе клиента).

Работа с людьми

Я говорю о профессиях, в которых успех работы наполовину зависит от клиента. Психотерапевт не поможет клиенту, если тот не хочет меняться, а учитель не научит ученика, если тот не хочет учиться. Результат их работы зависит не только от них самих, но и от клиента, с которым они работают.

Когда моя жена начинала работать психологом, первые полтора года практики давались ей нелегко из-за сомнений, а достаточно ли хороший она специалист, чтобы помогать людям? Несмотря на обучение в признанном методе психотерапии, регулярные интервизии и супервизии, дополнительное обучение и даже свидетельства клиентов, что консультирование им помогает, сомнения были все равно, уж больно это сложная работа.

Наша психика устойчива и инертна, поэтому глубинные изменения происходят медленно. Например, требуется несколько лет, чтобы восполнить структурные дефициты, чтобы человек изменил к себе отношение, научился быть к себе добрее, принимать себя и строить гармоничные отношения с другими людьми. Начинающим психологам и психотерапевтам с трудом дается видимое отсутствие результатов, ведь хочется, чтобы люди менялись мгновенно. Отсюда вечные сомнения в своей ценности, которые проходят только с опытом.

Что делать?

Нет простого способа решить сложную проблему. Но я могу поделиться опытом, который помогал мне и моим близким верить в себя, когда это было особенно сложно.

Окружите себя группой поддержки

Вам будет гораздо проще, если рядом будут те, кто в вас верит. Это могут быть коллеги, ваш начальник, подписчики в инстаграме, друзья или ваша семья. Любые люди, готовые оказать вам поддержку. Любые, к кому вы можете обратиться за помощью, и эти люди станут на вашу сторону, а не будут вас гнобить.

Когда-то мы с женой пообещали: «Давай верить друг в друга даже когда нет сил. Даже когда больше в нас никто не верит». Иногда простых слов: «С тобой все в порядке, ты справишься, я в тебя верю» достаточно, чтобы облегчить кризис.

Еще лучше, если ваша группа поддержки разбирается в том, что вы делаете и способна аргументировать, что вы хорошо справляетесь со своей работой, а также умерить слишком завышенные ожидания. Например, у психологов есть интервизорские группы, где можно поделиться сложностями в практике и получить поддержку коллег. Думаю, и другим профессиям было бы полезно заимствовать этот опыт.

Получите обратную связь от клиентов

Если у вас уже есть клиенты (это могут быть и коллеги, для которых вы делаете работу), вы можете взять от них подробную обратную связь и узнать, как им с вами работается, за что они вас ценят, а над чем вам следует поработать.

Это отличный способ проверить свои предубеждения. Например, вы можете думать, что вы слишком назойливы или, наоборот, слишком мало контактируете с клиентами или, что ломите цены. Отзыв клиента — отличный способ подтвердить или, что гораздо чаще, развеять ваши опасения. В Стереомаркетинге мы спрашиваем у своих клиентов:

  • Почему вы нас выбрали?
  • Были ли какие-то опасения или сомнения перед начало работы и как вы их преодолели?
  • Что запомнилось в работе? Что понравилось, а что нет?
  • Какие результаты вы больше всего цените?
  • Какие наши качества были для вас наиболее важны?
  • И еще 50 вопросов, которые помогут вам получить качественный отзыв.

Мы не раз убеждались, что клиенты могут руководствоваться мотивами, которые никогда бы не пришли нам в голову. Например, генеральный директор RussiaDiscovery, Вадим Мамонтов, ответил, что решающим при выборе нас в качестве подрядчика стали не реализованные нами проекты, а увлеченность, азарт, с которым мы беремся за проекты. То, как мы общаемся, как презентуем идеи, как заставляем клиента шевелить мозгами ради его собственного блага.

Такие вещи сложно понять про себя со стороны, поэтому не упускайте шанс взять обратную связь у клиентов — она поможет вселить в вас уверенность (а еще у вас будет отзыв клиента, что тоже неплохо).

Загляните конкурентам за фасад

Всегда кажется, что на лужайке у соседа трава зеленее, что коллеги опытнее, профессиональнее, успешнее вас. Дело усугубляется тем, что обычно вы видите именно лидеров рынка, тех, кто у всех на виду, да еще умеет хорошо о себе рассказать. Как тут не загрустить?

Самый действенный способ — пообщаться с известными коллегами. Именно так мы и поступили несколько лет назад, поговорили с владельцами студий, которые служили нам примером для подражания.

Когда заглядываешь за идеальный фасад, оказывается, что все проходят плюс/минус один путь и сталкиваются с похожими проблемами

Похожий опыт дает и участие в психотерапевтических группах, где люди делятся своими проблемами и слабостями. Выясняется, что их жизнь совсем не похожа на картинку из их же Инстаграма. Все сталкиваются с похожими проблемами, злятся, обижаются, печалятся, конфликтуют, чувствуют себя недооцененными. Поэтому если в вашей жизни завелся кумир, узнайте его получше. Окажется, что это такой же человек как и вы, со своими сильными и слабыми сторонами, и наваждение пропадет.

Непрерывно учитесь

Сейчас много возможностей учиться у практиков из вашей отрасли, и это хороший способ поднять самооценку сразу по трем причинам.

Первая причина очевидна — если вы учитесь, то становитесь более опытным и знающим, поводов ценить себя становится больше.

Вторая причина — обратная связь от преподавателей, которые подскажут, что у вас получается хорошо, а где следует подтянуть знания. Это поможет снизить градус неопределенности и направить усилия на развитие, а не на сомнения и самоедство.

Третья причина — у вас появится возможность сравнить себя с другими участниками в равных условиях. Вы будете выполнять одни и те же задания, и, как и спортсмены вы сможете оценить свой уровень по сравнению с другими. Это важно, потому что в обычной жизни вы не знаете, одинаковы ли стартовые условия. Возможно, у вас бюджет на лендинг был 20 тысяч, а у ваших конкурентов 200 тысяч, стоит ли удивляться, что результат сильно отличается? Здесь же вы сможете более объективно оценить на каком уровне развития находитесь.

Цените себя за небольшие достижения

В нашей культуре распространена привычка ценить себя за подвиг. Если уж сделать сайт, то непременно Сбербанку, если стремиться к чему-то, то непременно стать номером один в своем деле. Все остальное недостойно упоминания и не может служить доказательством личной крутизны. Это очень дурацкое и вредное убеждение.

Высоко задрать планку — отличный способ разочароваться в себе

Проблема тут не только в том, что такую планку сложно взять, но и в том, что если вы умеете ценить себя только за большие победы, вы будете в них постоянно нуждаться, а постоянно выигрывать по крупному нереально.

Гораздо полезнее ценить себя за небольшие достижения. Это может быть, что угодно: прошли курс по копирайтингу, изучили новый инструмент в Фотошопе, понятно описали услуги клиента на сайте, увеличили конверсию в заявку на 0,5%. Главное, чтобы эти свершения были регулярны.

Во-первых, потому что маленькие, но регулярные свершения приводят в долгосрочной перспективе к большим результатам. Во-вторых, потому что небольшие победы, которые зависят от вас и которые вы можете регулярно воспроизводить, как раз и рождают уверенность в себе.

Повторить подвиг — сложно. Повторить небольшое достижение легко. Именно из таких мелочей складывается уверенность

У меня есть телеграм-канал Vopreki. Я пишу там о парадоксах психики, бизнесе и о том, как найти свой путь жизни вопреки любым обстоятельствам. Посмотрите, вдруг вам понравится.

1111
6 комментариев

Мне кажется, вы забыли про алкоголь.

3

Кстати, да

1

Вообще считаю, что ориентироваться на мнение других, что они скажут, что подумают, как и что оценят - не надо, лишнее расстройство психики.Есть такая японская техника по тренировке - каждый день делать что-то по немногу,НО! каждый день.Тренируйтесь в любимом деле, именно в любимом, и результат не заставит себя ждать.

Вот тут сложно. С одной стороны, человек не может развиваться в вакууме, в конце концов, мы ведь учимся, получая обратную связь от других, более опытных людей. Иногда эта обратная связь болезненная, но полезная для дела. С другой, правда, хочется отсекать всякую хрень и не расстраиваться по ее поводу. Но не всегда получается.

2

Как показывает моя практика,многие профессионалы тоже не всегда объективны, и даже видят в тебе конкурента...это не касается дедушек, у которых слава богу есть желание наоборот, передать все что знают более молодым...ну это у меня так сложилось))))