Как общаться с токсичными коллегами?

Судьба иногда подкидывает таких коллег, которые загоняют нас в хронический стресс. Токсичные люди получают удовлетворение от работы, если на работе есть «скандалы, интриги, расследования». Когда их нет — он сам создает проблему или кого-то провоцирует. Рядом с таким человеком остальные сотрудники чувствуют себя саперами на минном поле, и лучшим решением становится немедленная эвакуация — куда и когда решайте сами.

Как общаться с токсичными коллегами?
  • Как распознать токсичного коллегу?

Обычно после общения с таким вы чувствуете, будто отравились небольшой дозой яда — не смертельной, но неприятной.

  • Как разгадать токсичного коллегу?

-- Присваивает себе ваши заслуги;

-- Умело уходит от ответственности за свои ошибки, а также перекладывает ее на других;

-- Всячески уклоняется от работы;

-- Ведет себя высокомерно или, наоборот, слишком заискивающе;

-- Постоянно хвастается, привирает и преувеличивает, особенно если речь идет о его достижениях, знаниях, навыках и образе жизни;

-- Сплетничает о вас или при вас о других людях;

-- Умело манипулирует людьми, вынуждая их соглашаться с его мнением или делать за него его работу;

-- Постоянно перебивает;

-- Критикует «из принципа», а не для пользы дела;

-- Жалуется так много и виртуозно, что мир вокруг становится чернее ночи.

  • И главный вопрос — как с таким персонажем общаться?

Обычно рекомендуют избегать токсичных людей или даже полностью отказаться от общения с ними. Но на работе этот совет едва ли применим, ведь вы вынуждены ежедневно с ними коммуникатировать.

Кроме того, в зависимости от действий и поведения токсичного коллеги, стоит использовать разные виды отпора. Например, просить уточнений и фактов, когда человек преувеличивает, или прямо отказываться продолжать разговор, если знаете, что собеседник сплетничает.

Помните о том, что у вас есть выбор. Когда вы негативно описываете для себя ситуацию, вы отказываетесь от контроля над ней. Вам решать, что чувствовать, и как себя вести. Смиритесь с тем, что не можете контролировать неприятного человека, его слова и поступки. Но не позволяйте этому субъекту портить вам день и настроение, лишать вас удовольствия от работы и общения с интересными вам людьми.

Заботьтесь о себе. Общение с токсичными людьми — как на работе, так и вне ее — лишает нас сил. Физическое истощение может привести к тому, что вы станете хуже работать, а психическое — плохо повлияет на характер и репутацию. Поэтому важно беречь себя: спите достаточно, питайтесь правильно, больше двигайтесь, медитируйте, занимайтесь в свободное время тем, что любите.

Не ищите поддержки. Пытаясь сплотить команду против такого человека, вы ухудшаете и без того нездоровую атмосферу в отделе или компании и становитесь токсичным сами.

Отшучивайтесь. Запомните эту фразу и скажите ее в следующий раз, когда токсичный коллега вновь начнет перечислять все свои жизненные и рабочие проблемы: «Ну что мы всё время ноем и жалуемся! Давайте уже переходить на светлую сторону». Для того, кто любит перебивать, подойдет: «Если так и дальше пойдет, я совсем разучусь договаривать слова и формулировать мысли до конца... Можно я продолжу?» Юмор уместен не в каждой ситуации, но он очень поможет в том случае, если вы не готовы к открытому конфликту.

Выстраивайте и защищайте личные границы. Вы не обязаны дружить на работе — достаточно быть просто профессионалом. Говорите коротко и по существу, можно и вовсе молчать в присутствии такого коллеги, когда не нужно решать профессиональные вопросы.

Если у вас собственный офис — закрывайте в нем дверь. Если есть собственный стол — ставьте табличку («Не беспокоить», «Простите, я очень занят» или даже «Не подходи — убьет»). Используйте наушники, чтобы избежать назойливых собеседников, — даже если ничего не слушаете.

Не миритесь с тем, что вызывает у вас стресс. Не хотите слушать про чью-то личную жизнь — попросите о ней не рассказывать. Не хотите сплетничать — завершайте разговор сразу, если он превращается в перемывание костей. Не хотите слушать чьи-то жалобы и нытье — вежливо прерывайте их, прикрываясь делами (план Б: жалуйтесь ярче и упорнее, ведь токсичные нытики не переносят конкуренции).

Если коллега не раз и не два присвоил себе ваши идеи или достижения — обсудите этот вопрос с ним или с непосредственным начальником. Выстройте аргументацию, приведите доказательства, убедитесь, что вы правильно поняли намерения человека. Сначала он, скорее всего, извинится, но позже может вонзить нож в спину, так что в дальнейшем будьте бдительны.

Будьте на высоте. Если токсичный коллега — интриган, то единственный этичный, бесконфликтный способ дать отпор — превосходно выполнять свои профессиональные обязанности.

И помните, порой токсичные люди могут быть и полезными. Например, на их фоне вы выглядите более профессиональным и по-человечески приятным, а значит, ваши шансы на повышение растут :)

Подписывайтесь на мой телеграм-канал — там еще больше полезной информации для самопомощи и развития.

11
6 комментариев

все верно написано ,главное обладать терпением выносить такую личность

1

с токсичными коллегами лучше не общаться вовсе

1

Есть вариант попроще: игнорировать говнюка и заниматься своими делами, а не офисными дрязгами.

Буквально об этом я и написала в одном из пунктов статьи :)

у моего институтского друга, например, хозяйка бизнеса, она же гендир, сама создавала токсичную атмосферу в коллективе. она всерьез считала, что это будет отличной мотивацией для всех хорошо трудиться.
друг выдержал полтора года, после чего несколько месяцев в себя приходил.

В таком случае, конечно, только искать другую работу — согласна