Вино больше не пьют — в него инвестируют

Всё больше людей стремятся «закупорить» прибыль в бутылку. Статью The Economist перевела редакция DTI Algorithmic.

20 марта на распродаже вина, проведённой британским аукционным домом Christie's, было столько лотов, что даже беспристрастный аукционист сбился и пропустил лот №36.

Если не считать этой небольшой заминки, аукцион прошёл успешно. Самый ценный лот — ящик с дюжиной бутылок Domaine de la Romanée-Conti 1988 года из Бургундии — был продан за 232 750 фунтов стерлингов ($305 135). Все торги обошлись в 1,3 млн фунтов.

Вино больше не пьют — в него инвестируют

При этом комната была почти пуста: менее 20 человек наблюдали за торгами вживую. Большинство предложений поступало от удалённых участников, а небольшая команда сотрудников Christie's выполняла роль посредников. На экранах отображалась конвертация стерлинговых заявок в американские и гонконгские доллары. Треть лотов разыгрывалась в онлайне участниками с пяти континентов.

41% новых клиентов привлекается через интернет. Это означает приход другой, более молодой, аудитории: 61% покупателей вина — люди в возрасте от 35 до 55 лет.

Тим Триптри, директор по международному развитию в сфере винного дела Christie's

Большинство новичков рассматривают свои покупки прежде всего как финансовые вложения.

85% людей, которые покупают хорошее вино в интернете, гораздо больше заинтересованы в нём как в удачном вложении, чем как в напитке.

Саймон Стейплс, глава отдела продаж Berry Bros & Rudd (BBR)

По оценкам, стоимость вина, обмениваемого каждый год на вторичном рынке, с 2000 года выросла в четыре раза и составила около $4 млрд. Но в сравнении сумма не так велика: в 2018 году в мире было закрыто частных сделок более чем на $800 млрд и только в Великобритании было продано акций на 1,46 трлн фунтов стерлингов. Как известно, растёт тот бизнес, которому есть чем выделиться. Винный инвестиционный рынок быстро становится массовым.

Основная причина инвестирования в хорошее вино довольно очевидна. Вино хороших урожаев из лучших сортов винограда, как правило, становится вкуснее с возрастом. Вин также становится всё меньше, так как модные рестораны скупают их, чтобы включить в винные карты, а остальное пьют любители. Поэтому цены со временем постепенно растут.

Восемь лет назад Christie's продал тот же самый ящик с вином, что был продан на аукционе 20 марта, за 86 тысяч фунтов стерлингов — 103 тысячи в нынешнее время. Таким образом, выигрышная ставка подняла цену на 126%.

Цены на 100 лучших в мире вин выросли на 264% за 15 лет, по данным Liv-ex, винно-торговой платформы. Для сравнения — индекс S&P 500 вырос на 144%. Данные Liv-ex основаны на информации от более 400 торговцев вином, базирующихся в 36 странах мира. Согласно оценкам, именно им принадлежат 95% оборота вина в мире.

Liv-ex The Economist<br />
Liv-ex The Economist

Сторонники «винных инвестиций» также утверждают, что индексы продаж вина мало коррелируют с другими акциями, что делает вино хорошим способом диверсификации портфеля. Однако в кризис почти всё становится взаимосвязанным.

Индекс Liv-ex 100, отраслевой ориентир, упал на 15% в сентябре 2008 года. Но Филипп Массет и Жан-Филипп Вайскопф, два преподавателя Швейцарской школы менеджмента и гостеприимства в Лозанне, согласны с тем, что включение вина в инвестиционный портфель обычно увеличивает доходность при одновременном снижении риска — при условии, что вы готовы противостоять кризисам.

Во время рецессии вино — одна из последних вещей, уходящих из оборота, и одна из первых вещей, которая возвращается.

Саймон Стейплс, глава отдела продаж Berry Bros & Rudd (BBR

Кто определяет цену

Однако инвесторам сложно оценить первичную стоимость вина: ценность во многом зависит от вкуса. До недавнего времени рынок следовал вкусовым рецепторам только одного человека — Роберта Паркера, главного винного критика последних трёх десятилетий.

Его личные оценки по 100-балльной шкале могли привести к существенному скачку или падению цен. Но Паркер ушёл на заслуженный отдых в 2013 году, и сейчас ни один критик не пользуется таким же влиянием.

Liv-ex The Economist
Liv-ex The Economist

Роль любителей вина теперь напоминает роль аналитиков по акциям: цены, как правило, определяются их консенсусом. Гораздо легче прийти к нему в цифровом мире. Аукционные дома — не единственные, кто мигрировал в онлайн. Ритейлеры (например, BBR) теперь продвигают бутылки ценой в 1000 фунтов через Twitter и Instagram.

Появились специальные приложения: Vivino, которое может похвастаться 32 млн пользователей, показывает отзывы и рейтинги при сканировании этикетки. Веб-агрегаторы сравнивают цены по всей планете. Такая прозрачность и доступность привлекает на рынок новых покупателей и продавцов и, соответственно, больше денег.

Бутылки вина в инвестиционном портфеле

Винно-инвестиционный мир развил инфраструктуру, которая перекликается с другими финансовыми рынками. Теперь у него есть собственные биржи — Liv-ex и Cav-ex — предлагающие мгновенные котировки, индексы и персональные услуги.

Различные фирмы специализируются на управлении винными погребами инвесторов — их часто называют «портфелями». Брокеры помогают покупателям найти самые редкие акции. Управляющие активами теперь предлагают «обучать» новичков, предоставляя индивидуальные консультации.

Потребность в советах возросла по мере увеличения рынка. Чтобы попасть в категории инвестиционного уровня, конкретные вина должны соответствовать трём критериям: они должны быть стабильными в цене, дефицитными и, самое главное, востребованными.

Вина, отвечающие этим параметрам, на старте стоят очень дорого. Инвесторы редко рассматривают какой-либо ящик менее чем за 1000 фунтов стерлингов за дюжину бутылок. Обычно рекомендуется покупать три-пять ящиков вина, такие объёмы продаются легче.

Интересный факт: так как Великобритания занимает центральное место в отрасли, хорошее вино часто оценивается в фунтах стерлингов. Лондонские торговцы пережили очень непростой торговый день, когда фунт рухнул после референдума по Брекзиту в 2016 году.

Вино больше не пьют — в него инвестируют

География вина

В течение многих лет инвестиции в вино были в основном связаны с покупкой бордо, которое хорошо известно любителям вина и производится в приличных количествах. До финансового кризиса инвестиции в вино совершались в основном через объединённые фонды, которые требовали солидную плату просто за посредничество.

По мере того как всё больше капитала перетекало в вино, география вина, участвующего в торгах, изменилась. Во-первых, в результате притока денег цены на бордо взлетели. Это подтолкнуло любителей исследовать новые регионы, и цены на другие вина начали постепенно подниматься. Это, в свою очередь, заманило тех, кто готов спекулировать на свежем потребительском спросе на новые регионы. И так по кругу.

В то же время изменились и вкусы потребителей. Отказавшись от насыщенного вкуса бордо, любители теперь предпочитают более легкие ароматы и элегантность. Большую роль в этом сыграли азиатские покупатели. Бургундские вина сорта пино-нуар хорошо сочетаются с японской и китайской кухней.

В 2012 года китайская госкампания против коррупции и необоснованных расходов среди госслужащих дала толчок их популяризации. Чиновники и бизнесмены, привыкшие предлагать бутылки в качестве подарков, начали избегать известных этикеток, предпочитая менее заметные марки.

Господство бордо было подорвано. По данным Liv-ex, на этот регион, который в 2010 году составлял 95% всех продаж, сейчас приходится всего 59%. За Бургундией следует Шампань, Тоскана, Пьемонт и долина Рен.

С 2015 года цены на бургундское вино выросли почти в два раза. Помогло и то, что в лучших поместьях этих регионов обычно совсем небольшое производство, разделённое на множество разных сортов, что и делает каждый из них невероятно дефицитным. Château Lafite Rothschild и Bordeaux star дают до 20 тысяч ящиков своего лучшего вина в год; Domaine de la Romanée-Conti выпускает 450.

Вино больше не пьют — в него инвестируют

Захватит ли вино рынок

Пусть вино и похоже на класс финансовых активов, нельзя забывать о его специфике. Во-первых, это мотивация конечного покупателя. Инвесторы знают, что цены устойчивы только в том случае, если кто-то в конце цепочки готов заплатить круглую сумму денег, чтобы просто выпить бутылку вина. Если цены будут продолжать расти, число покупателей в конечном итоге упадёт.

Чем меньше рынок, тем меньше любителей вы найдёте.

Джастин Гиббс, Liv-ex

Инвесторы, возможно, уже начинают трезветь. С декабря цены на бургундию упали на 3%.

Во-вторых, подделки — вечная проблема в винодельческом бизнесе. Торговцы прилагают серьёзные усилия для их обнаружения. Вина отслеживают при помощи уникальных идентификаторов, а аукционные дома проводят проверки виноградников. Но это не мешает распространению мошенничества, часто нацеленного на пожилых людей. Британские надзорные органы уже бьют тревогу.

В-третьих, винный рынок следует своим особым ритмам. Терпение — это необходимость. Рынок остается довольно небольшим, поэтому отдельные продавцы часто полагаются на посредников, чтобы найти готовых покупателей.

И маржа торговцев — разница между ценой, по которой они покупают, и ценой, по которой они продают, — обычно составляет 10%. Это часто означает чистый убыток для инвесторов, надеющихся получить быструю прибыль. Саймон Стейплс из BBR считает, что нельзя планировать инвестиции менее чем на пять лет.

Liv-ex The Economist
Liv-ex The Economist

Изменение цены на разные сорта вин нелинейно. Цены определяются среди прочего волнами новых инвесторов, макроэкономическими условиями (в частности, на развивающихся рынках) и качеством вина.

Самые долговечные вина, некоторым из которых по полвека, особенно капризны. После их производства наступает период длительного хранения, поскольку любители понимают, что выдержка потребует 25 лет.

За это время мало что происходит с вином с экономической точки зрения.

Чарльз Ли, Lea & Sandeman

Но через десять лет кто-нибудь откроет бутылку и поймёт, что вино восхитительно. И тогда цена удвоится за одну ночь.

Очень редко цены резко падают: изысканные вина, как правило, исчезают (выпиваются) до истечения их срока годности. Чтобы сохранить ценность вина, необходимо хранить его в правильных условиях — в тёмном, влажном и прохладном месте.

Вино также не очень любит, когда его перевозят. Вот почему большинство сортов вин, в которые чаще всего инвестируют, хранятся в огромных подвалах, управляемых специализированными фирмами.

В их хранилищах тысячи ящиков лежат неподвижно, ожидая смены владельцев. Иногда место хранения не меняется даже при смене владельца. Такие удобства стоят дорого: за хранение одного ящика с дюжиной бутылок берут 10 фунтов в год.

Вино больше не пьют — в него инвестируют

Что дальше

По мере развития рынка он будет расширяться территориально. Инвесторы, обеспокоенные повышением средней температуры в Бордо и Бургундии, могут выбрать более прохладные регионы — Австрию и Германию, в которых также есть большие поместья-виноградники. Жан-Филипп Вайскопф уже предсказывает рост цен на швейцарские вина на аукционах.

Самые богатые инвесторы могут пойти по другому пути — покупать виноградники напрямую. Они одновременно служат и формой собственности, и источником денежных потоков. Виноградники — более надёжная и долгосрочная инвестиция. И так как старшее поколение виноделов постепенно уходит от дел, всё больше принадлежащих им виноградников появляется на торгах.

Вино больше не пьют — в него инвестируют

Китайские магнаты уже раскупили винодельни в Европе и теперь нацелены на регионы Нового Света и виноградники Латинской Америки. Некоторые эксперты считают, что круг может замкнуться — и магнаты начнут покупать виноградники в самом Китае.

#вино #алкоголь #инвестиции #виноградники #финансы

66
11 комментариев

Комментарий удалён модератором

Скорее всего его неправильно хранили и оно успело испортиться. Мне тоже как-то довелось пить вино долгой выдержки (моего года рождения, 1989, мне подарил шеф-повар ресторана где я проходил практику) и вкус у него был странноватым, напоминало компот забродивший). Думаю, ценителей таких винтажных напитков очень немного. Да и сохранить их сложно. Чем дольше вино хранится, тем больше шансов того, что оно уже контактировало с кислородом через пробку и начало скисать.

Вино испортилось и все все вина столько живут, некоторые и пару лет с трудом выживут.

Челябинские инвесторы настолько суровы, что инвестируют не в вино, а в Боярышник.

Челябинские инвесторы создали одну из крупнейших винных компаний в Европе, Кубань-вино

1

Вина захотелось блин))