Как не выгорать и оставаться эффективным сотрудником
Размышление на тему выгоревших трудоголиков, которые зачем-то продолжают «копать глубже» и «бросать дальше», ничего не получая взамен. Статья-идея или статья-размышление, адресованная наемным профессиональным работникам, преимущественно со «сговорчивым» типом личности по классификации Джордана Питерсорна. Один из способов осознанного трудоголизма с точки зрения инвестиций в работодателя.
Выгорание происходит из-за дисбаланса между прилагаемыми усилиями и получаемым результатом. Только в понятие результат входит не столько успехи для работодателя, сколько успехи работодателя в корреляции со своими.
Работая на любой работе, вы обмениваете свою квалификацию и время на деньги за определенный набор функциональных обязанностей. Все, что сверху ваших обязанностей – ваша инвестиция. Есть несколько форм оплаты подобных вложений – прямая оплата деньгами, карьерный рост, признание, известность, значимость, рост квалификации. Все эти вещи, так или иначе, включают в себя и рост доходов. Определите время, которое должно принести ваши вложения. Если, делая больше, чем входит в ваши обязанности, не приносит ничего из вышеперечисленного, причем в ощущении соразмерности вложениям и получаемому результату, то необходимо «зафиксировать убыток» и переходить к своему базовому функционалу. Развивая в себе принципы здоровой «реактивности», при этом, не переходя в режим «итальянской забастовки», вы сможете взять выгорание под контроль. Будьте добросовестным работником в рамках своих обязанностей и в таком режиме вы добьетесь больших успехов.
Да, не всегда это удается сделать сиюминутно, но тут важно осознать, что ваши инвестиции неудачны и вы сможете применить это время и на другое, не связанное с этим работодателем, при этом, не «выгорая» и не мечтая поскорее найти тех, кто оценит вас по достоинству. Может, найдёте, может, оценят, но скорее всего, все повторится снова. Если вы профессионал и обладаете опытом, то обязательно повториться, ведь будучи наемным сотрудником, вы только функция. Только здравая оценка своих вложений и отдачи от этих вложений на своей работе позволит не выгорать, не жаловаться на работу, да и чего уж там, с удовольствием выполнять её, ведь работы будет меньше или ровно столько, сколько нужно, как следствие у вас останется время на более прибыльные инвестиции. А текущую работу будет время делать более качественно и осмысленно, находя способы оптимизации и повышения производительности труда.
Не нужно думать о работе так, будто вы собственник компании, в которой трудитесь. Время — деньги, вложение денег — инвестиция, если нет «дивидендов», отдачи, то зачем дальше инвестировать. Лучше перенаправить свои усилия в другое русло. Фиксируйте «убыток» и продолжайте работать только в рамках своего оплачиваемого функционала.
В этой всей концепции есть одна хитрость работодателей, которая очень хорошо видна в объявлениях о вакансиях. Часто нужен человек-швейцарский нож. И в такой ситуации очень трудно делать только то, что прописано, ведь там всё! Поэтому необходимо стараться участвовать в формировании должностной инструкции и обозначении своего реального функционала в рамках занимаемой должности, хоть на словах, хоть на бумаге. Работодатель же постарается накидать туда всего и сразу, либо не захочет поднимать эту тему, сохраняя неопределенный и безграничный функционал. Учитывайте, что работодатель не альтруист, его задача платить меньше, а получать больше. Вы же не благотворитель, чтобы жертвовать своими ресурсами ради обогащения других. Задайте себе вопрос, что ваша инициатива, исполнительность и трудоголизм даст лично вам?
Даже если не удастся очертить свой функционал, а вы не можете отказаться от работы, не входящей в него, то соблюдайте нормы этического поведения. Не пишите, не звоните, не отвечайте на запросы вне рабочего времени, если болеете, болейте, берите положенный отпуск и отключитесь там полностью от работы, не работайте в выходные. Соблюдайте баланс отдыха и рабочего времени, здраво оценивайте свои усилия и получаемый результат. Возьмите за правило, за десять минут до конца рабочего времени полностью завершать свои проекты. Вы должны быть готовы выйти вовремя с работы.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) предупредила, что работа дольше 55 часов в неделю увеличивает риск инсульта на 35 процентов, а смерти от ишемической болезни сердца на 17 процентов. В 2016 году 398 тысяч человек умерли от инсульта и 347 тысяч — от болезни сердца, поскольку работали не 35-40 часов в неделю, а 55 и дольше. С 2000 по 2016 год смертность из-за чрезмерной трудовой деятельности от острого нарушения кровоснабжения головного мозга выросла на 19 процентов, а от сердечных заболеваний — на 42 процента. Переработка наибольшим образом сказывается на мужчинах, сообщает ТАСС.
«Ни одна работа не стоит того, чтобы подвергать себя риску инсульта или заболевания сердца», — подчеркнул генеральный директор ВОЗ Тедрос Аданом Гебрейесус. Он добавил, что из-за пандемии коронавируса многие люди перешли на удаленную занятость, в результате чего зачастую стирается грань между домом и работой. Кроме того, ряд компаний вынужденно экономят средства, поэтому сотрудники работают больше за свою прежнюю зарплату.
В статье «Ловушка ложной скромности: почему самореклама не ругательство, а залог успеха» Forbes Life приводит ряд наблюдений, которые отлично иллюстрируют сложившееся положение дел в отношениях работника и работодателя.
Рабочее место дает нам меньше гарантий, чем давало нашим родителям. Как объясняет Марк Лурье, основатель и генеральный директор Codex Protocol, наши родители привыкли много работать в компании в обмен на долгосрочные инвестиции в профессиональное развитие и на будущую финансовую безопасность, обеспечиваемую, например, пенсионными фондами. Но гарантий занятости и долгосрочных инвестиций в современной сфере труда, увы, не существует.
Ваше начальство не будет создавать вокруг вас шумиху. Очень редко можно встретить бескорыстного, уверенного в себе босса, который захочет рассказать другим представителям индустрии о вас и о ваших возможностях. Конечно, некоторые руководители боятся, что вы их обойдете, но большинству менеджеров и работодателей просто свойственно сосредотачиваться на собственных целях, а не на том, чтобы кричать о вас на каждом углу. В опросе, который провела компания DeloitteGlobal Human Capital Trends в 2018 г., 58% респондентов оценило свои организации как «неэффективные» или «лишь отчасти эффективные» с точки зрения расширения возможностей людей управлять собственной карьерой.
Из-за отсутствия плана развития сотрудников, системы их мотивации и поощрений теряются молодые таланты и опытные специалисты. Они переходят не просто к конкурентам или другие компании, часто они покидают и отрасль. Вы можете постоянно создавать нечто крутое, вас даже могут поощрить, но системы в этом скорее всего не будет. Все будет зависеть от босса. Большинство просто ждут молча, надеяться, что директор заметит талант и вознаградит по заслугам за годы добросовестного труда.
Оценка своего труда как инвестиция в работодателя, конечно, не панацея, но один из возможных вариантов сохранить профессионализм и развить новые навыки в постоянно изменяющемся мире.
Необходимо учитывать тот факт, что чтобы ждать что-то от работодателя, нужно сперва что-то в него вложить, имея это или сначала это создав. Прокачивай свои навыки, изучайте новое без оглядки на работу, все это будет вашим инвестиционным капиталом, который вы сможете инвестировать в текущего работодателя, свой бизнес или новую карьеру.