Корпоративная экономика заслуг на примере "Звездных войн"

Привет! На связи Женя Любко, управляющий партнер "Пряников", рыцари-джедаи и модель расчета мотивации сотрудников на базе корпоративной экономики заслуг. Разберемся, как за 9 шагов составить справедливую модель мотивации с использованием виртуальной валюты, привести виртуальную валюту к рублю и вписаться в бюджет.

Экономика заслуг все чаще встречается в компаниях, где есть много возможностей для сотрудников проявить себя, а у компаний — много ожиданий относительно таких проявлений. В основе экономики — виртуальная валюта и правила ее распределения. Например, использует систему виртуальных миль АО "НСПК", сотрудники "Росбанка" зарабатывают и тратят SG-коины, а в группе компаний "Эталон" — золотые эталоны.

Практика расчета экономики обкатана на нескольких десятках компаний со штатом от 100 до 20 000 сотрудников и легко подстраивается под меняющиеся цели и задачи компаний.

Виртуальную валюту можно получить за объективную и субъективную оценку.

  • Субъективная – это то, что могут подарить коллеги, исходя из личных предпочтений.

  • Объективная – то, что зарабатывается за выполнение рабочих или около рабочих функций.

Какие именно функции? Решать вам, исходя из приоритетов и планов вашей компании. О методике расчета расскажу на примере Вселенной «Звёздных войн», если представить, что джедаи использовали бы экономику заслуг.

Краткая справка: «Звёздные войны» – одна из самых популярных киновселенных, созданных Джорджем Лукасом в 1970-х. Главные герои – Джедаи, которые борются за мир и справедливость, а также чтят свой кодекс – свод правил и принципов, которым нужно следовать, чтобы быть достойным Джедаем.

Мы рыцари-джедаи, мы борцы со злом, темную силу завяжем узлом.
Мы рыцари-джедаи, мы борцы со злом, темную силу завяжем узлом.

Шаг 1. Пишем какие действия наносят непоправимую пользу компании (помимо выполнения должностных обязанностей) . Начиная от стандартного – выполнение плана (если такое подразумевается) , заканчивая дополнительными делами и проявлением качеств, которые вы бы хотели видеть в своих сотрудниках.

Что полезного для Джедаев Ордена сделал ты?
Что полезного для Джедаев Ордена сделал ты?

Шаг 2. Отмечаем кому из сотрудников доступно выполнение данного дела. Здесь нужно учесть их должностные возможности, а также тот факт, что даже если все сотрудники технически способны это сделать, всё же фактически сделают это далеко не все, по своим особенностям характера или другим личным причинам.

Кому доступна сила великая?
Кому доступна сила великая?

Шаг 3. Отмечаем сколько таких человек в вашей компании в конкретных цифрах. Например, в одной из организационных структур «Звёздных войн» – в Ордене Джедаев, численность компании – 100 человек.

А в попугаях - гораздо длиннее.
А в попугаях - гораздо длиннее.

Шаг 4. Торгуемся (сами с собой или с коллегами) – то есть решаем, какое достижение сколько стоит. Рекомендуем использовать шкалу от 1 до 1000, где 1 – это одна субъективная благодарность, а стоимость объективных достижений пусть начинается со 100. Для начала выделите самую главную задачу для сотрудника и поставьте 1000, а от этого уже оцените другие.

Сколько вешать в граммах?
Сколько вешать в граммах?

Шаг 5. Если у вас есть данные по выполнению этих задач в вашей компании за прошлый год – проставьте в столбик количество человек, которые их выполнили. Если нет – оставьте пустым, пригодится на будущий год вашего проекта.; )

Подгружаем историю
Подгружаем историю

Шаг 6. Вы уже предположили сколько сотрудников может заработать то или иное достижение, но предположим: вы запустились, то количество человек выполнило и другие сотрудники, увидев это, вошли в кураж и тоже захотели получить пряники, стали активнее. Круто? Да, но лучше это учесть, поэтому в этом столбике пишем максимальное количество человек, которые с учётом неожиданного вдохновения, всё же смогут дотянуться до звёзд. Или – если у вас есть данные с прошлого года, исходя из них, запланируйте чуть больше результатов на этот год.

Закладываем рост 146%
Закладываем рост 146%

Шаг 7. Перемножаем столбик «потенциал в год” и »вес достижения” = получаем то, количество валюты, которое у вас должно быть, чтобы обеспечить всех заработанными баллами. Это то количество виртуальных денег, которые ваши сотрудники могут заработать за свои ОБЪЕКТИВНЫЕ достижения за ГОД.

Всех посчитали
Всех посчитали

У нас в примере получилось 143 500. Теперь нам нужно рассчитать и сравнить субъективную валюту, которые сотрудники получают друг от друга в благодарность.

Шаг 8. Субъективная валюта считается по формуле, где вам нужно учесть:

  • Количество человек в компании (в примере – 100)

  • 10 единиц валюты, которые доступны сотрудникам раз в неделю
  • 52 недели в году
  • Как правило, 50% валюты сгорает, остальное будет использовано

Получается:100*10*52*0,5 = 26 000

Шаг 9. Сравниваем. Теперь нам нужно сложить объективную и субъективную валюту и убедиться, что субъективная валюта занимает не более 20% от общей суммы валюты. Это нужно для того, чтобы работники зарабатывали большую часть баллов, исходя из выполнения объективных и рабочих задач, а не исходя из обычных симпатий в коллективе.

26 000 / 169 500 * 100% = 15,34% – это меньше 20%, значит всё нормально.

Если у вас не сходится и получается, что субъективной валюты больше 20%, то вам нужно добавить коэффициент к весу объективных оценок. Например, умножьте все объективные оценки на 2. Или на 5. Пока не достигнем нужного баланса.

____________________

Получилось? Поздравляю! Вы произвели расчёт экономики заслуг и теперь знаете сколько вешать в граммах! Остаётся самое интересное: определить курс валюты к рублю. Здесь ещё проще: Допустим, ваш бюджет на призы в год – 500 000 рублей. Разделите его на общий объём виртуальной валюты (в корпоративном мире «Звёздных войн» это был бы «стар-коин») .

В примере у нас общий объём получился: 169 500.

500 000 руб. / 169 500 = 2,9. То есть 1 «стар-коин» = 3 рубля. Если меч джедая стоит 120 рублей (видимо, в фикс-прайсе) , то в стар-коинах он будет стоить 40 единиц.

Красный, синий, голубой - выбирай себе любой. 
Красный, синий, голубой - выбирай себе любой. 

Неважно, какова цена в виртуальной валюте, важно — какой курс реальной валюты — к виртуальной. Скидки, "Черные пятницы" и прочие аукционы — разрешены и приветствуются.

Вот, собственно, и все. Для удобства расчета экономики — скачайте расчетную таблицу.

И да пребудет с вами сила!

66
11
4 комментария

управляющий партнер "Пряников"... Это так забавно звучит)

это официально). а неофициально - архитектор корпоративных миров:)

Подскажите, а есть ли примеры реальных кейсов, когда эта система применялась? Если да, то какая у нее эффективность?

Да, конечно, применяется она не первый год). Подборку кейсов мы ведем здесь http://blog.pryaniky.com/klienty-pryaniky.com/ , эффективность считается от изначальных задач - кому-то надо сообщество наставников раскачать, кому-то вовлечь сотрудников в наполнение базы знаний, кому-то поднять продажи. Из того, что сразу вспоминается, +13% к выручке в агентстве недвижимости "Этажи", -10% к времени звонка в контакт-центре "Согаз"