Как построить эффективный механизм найма: на примере создания удалённого отдела продаж для ИТ-сервиса
Кто-то говорит «они на собеседования не приходят», «они вообще странные», «на рынке нет адекватных людей», «все хорошие уже работают». А у кого-то в это время каждый отклик — бриллиант. Как поменять подход к найму, чтобы сотрудники HR работали только с успешными кандидатами?
Какая задача?
У нас в SpeShu — сервис улучшения закупки и доставки с Taobao, Tmall, 1688.com есть проблема. Пик активности пользователей приходится на 00:00 - 02:00 по Владивостоку. И вообще пользователи просыпаются, когда во Владивостоке уже вечер.
Но мы хотим обеспечить круглосуточный саппорт, продажи и сервис, что делать?
— искать людей во Владивостоке
— открывать офис в Москве
— создавать удаленный отдел продаж
Мы остановились на идеи создания удаленного отдела. Выгодна очевидна.
Какой должна быть HR-воронка?
Задача классической воронки продаж — расширить узкое горлышко, повысить конверсию в целевое действие.
Задача HR-воронки — сузить горлышко и отсечь максимум ненужных людей, чтобы HR выполнял не функцию отсеивания, а решал реальные задачи найма.
HR-воронка в удаленный отдел продаж SpeShu
Этап 1. Вакансия на HH.ru
Обычно компании копируют друг у друга текст вакансий, который, кстати, был скудными.
А людям в итоге из этих вакансий ничего не ясно, а именно:
что именно придется делать
куда прийти на собеседование
какие условия работы
- сколько платят и когда
И так далее...
Мы на первом этапе описываем все подробно. Ставим ссылку на внятную систему мотивации. Объясняем о шагах найма. Вот пример —
Мы не готовы потратить ни минуты времени на глупые вопросы. Это слишком дорого.
Этап 2. Первый тест
Задача оценить адекватность, орфографию, навыки писать и вовлеченность — https://speshu.su/saletest (ссылка на него прям из вакансии).
Тест состоит из 4 блоков:
В моей картине мира 95% людей, которые ответили на тест крутые.
Почитать ответы — https://docs.google.com/spreadsheets/d/196NPNhIc7MjTy1eNBR2cgBqGmsLlIOY9MHzYgi5dzRY/edit?usp=sharing (это копия оригинальной страницы, удалил имена, телефоны и соц. сети)
Этап 3. Пусть кандидаты учатся
Задача — оказать личностную поддержку соискателю и слить как можно больше лентяев. Зачем оказывать личностную поддержку? Ведь мы конкурируем с другими компаниями за этого человека и таким простым действием получаем еще один плюсик от соискателя в нашу пользу.
После отбора откликов мы приглашаем к следующему этапу. Рассылаем одинаковое для всех, но персонализированное сообщение.
На этом этапе кандидаты должны изучить подробные материалы о проекте
Программа обучения состоит из 3 блоков.
О таобао, о сервисе и о продажах в SpeShu. Она пока сырая и собрана на коленке из того, что было.
Задача слить как можно больше лентяев. Но и не перегнуть палку, чтобы вообще все не отвалились.
Шаг 4. Финальное тестирование
Задача — проверить как человек усвоил материал. Выполнил ли все задачи, которые перед ним поставили. Что понял, а что нет.
Вопросы финального теста
Чтобы человек перешел к 5 шагу он должен ответить как минимум на 40% вопросов правильно. Но у нас еще пока нет данных по этому тесту.
Шаг 5. Финальное собеседование
Задача — познакомиться с соискателем и принять решение о сотрудничестве. Нам кажется, что до 5 этапа дойдут люди, которые действительно заинтересованы устроиться на работу в наш стартап. Которые верят в нашу идею. Здесь точно не будет никаких биоботов.
Регламент собеседования.
- Перед собеседованием составить портрет кандидата. Понять что может, а что нет. Посмотреть его соц сети
- Разыграть сценарий. Я клиент, ты продавец. Продай мне спешу. У нас уже презентация. Показывай на демонстрации экрана.
- Спросить кандидата о его вопросах
- Узнать подробнее о кандидате: условия работы, компьютер, комната и так далее. Почему на удаленку?
- Дать кандидату документ правил, стандартов и обязательств
- Задать вопрос о том, как он может искать инфу «что такое {здесь сложное редкое слово}?»
- Узнать когда готов приступить.
Метрики HR-воронки в удаленный отдел продаж
Продуктивность менеджера
20 минут — чтобы прочитать 16 ответов, чуть меньше, чем 1,5 минуты на ответ
25 минут — чтобы разослать 16 персонализированных сообщений, подчеркнув в них что понравилось в человеке. Чуть больше, чем 1,5 минуты на контакт.
Воронка этапов
Через неделю добавлю данные о результатах финальных тестов и собеседований.
Много интересных нюансов.
Эффективный отдел продаж в итоге построили?)
Сегодня к вечеру только трое дошли до финального задания. Было уже одно собеседование. Кандидат понял тему на 25%. Пошел учить дальше.
Следите за публикацией. Я здесь и буду писать об обновлениях в работе.
И кстати, здесь не о том, как сделать эффективный ОП. Это тема называется «Как построить эффективный механизм найма»