Проверяем бизнес-сообщество на инфоцыганство

Я решил открыть рубрику по вычислению и разоблачению тех, от кого бомбит у всей аудитории vc.ru. Сегодня под мой прицел попало бизнес-сообщество EntrUnity, которым управляет предприниматель и популярный автор Иван Замятин. Выясним, правдив ли слух о том, что его сообщество — скам.

Известный кадр из фильма «Большой Куш»
Известный кадр из фильма «Большой Куш»

Дисклеймер: данная статья не несет в себе цели оскорбить кого-либо, либо склонить к оскорблению по национальному, религиозному либо иному признаку. Автор нейтрально относится к цыганским народам, а также религиям и представителям любых конфессий.

Привет, друзья!
На связи Вечерний, и это новая рубрика расследований на vc.ru.
Инфоцыгане заполнили интернет, и с ними необходимо вести жесткую борьбу. Засилье бесполезных курсов, Телеграм-каналов, коучей, словоблудия и успешного успеха — всему этому пора положить конец.

Но прежде чем начнем, как истинный борец с инфоцыганством, советую подписаться на мой Телеграм-канал о том, как работать в кайф.

А теперь погнали.

Этимология

Кто такие инфоцыгане?
Откуда вообще произошел этот термин?
Давайте разберем вторую составляющую слова, чтобы понять почему продавцов пустых инфопродуктов сопоставили с отдельной народностью.

Как известно, цыгане — это кочевой народ, берущий корни из Индии. Цыгане традиционно носят золотые зубы, заимствуют коней, и зарабатывают на жизнь продажей симкарт и телефонов возле рынков — именно так гласят распространенные стереотипы.

Проверяем бизнес-сообщество на инфоцыганство

Согласно же исследованиям на исследования цыганологов (это официальная наука), цыгане очень демонизированы в глазах общественности, и приписываемые им типичные преступления вроде похищения детей не соответствуют действительности.

В любом случае, изучая историю и бытность цыган, а также общественную реакцию, можно понять, что ассоциация с ними вызывает неприязнь, поскольку большая часть информации о народе представлена в негативном ключе.

Известно, что цыганские колдуньи одни из самых сильных — они способны предсказывать будущее, наводить порчу и даже подвергать глубокому гипнозу. Обобщая, можно сказать, что отдельные цыгане дают информацию способную повлиять на жизнь человека, если им немного позолотить ручку.

Думаю моя аналогия достаточно понятна, и сходится с представлениями о тех, кто продает пустую веру в успешный успех: кочевники, вызывающие неприязнь, и стремящиеся позолотить ручку засчет тех, кто попался в их сети — идеальный портрет инфоцыгана.

Вот логичная версия происхождения слова, представленная в Википедии:

В конце мая 2019 года во время проведения мотивационного тренинга для начинающих предпринимателей от компании «Бизнес Молодость» цыганский табор прервал выступление одного из коучей криками: «Чтобы выйти из зоны комфорта, нужно войти в табор!» и «Становись цыганом сегодня — и завтра ты объедешь весь мир!». Со временем термин «инфоцыганство» всё чаще стали применять к подобного рода бизнесменам.

Что говорят на vc

Аудитория портала крайне негативно относится к инфоцыганам, и всячески порицает их деятельность.

Вот подборка комментариев взятая из разных статей (местами замазал маты):

Проверяем бизнес-сообщество на инфоцыганство
Проверяем бизнес-сообщество на инфоцыганство
Проверяем бизнес-сообщество на инфоцыганство
Проверяем бизнес-сообщество на инфоцыганство
Как обещал, замазал маты
Как обещал, замазал маты

Даже добавление своего Телеграм-канала в статью уже считается проявлением инфоцыганской жилки. Притом не важно, о чем автор пишет в этом Телеграм-канале: если в статье просто есть ссылка, значит автор огребет в комментариях.

Реакция аудитории vc хоть и чрезмерна, но вполне обоснована: люди здесь достаточно интеллектуальны и понимают, что инфоцыганство это фактический вид мошенничества, несущий в себе разорение огромного количества людей.

Почему с инфоцыганами все ок?

Под таким заголовком в прошлом году вышла достаточно обсуждаемая статья . Её автор сранивал инфоцыган с фокусниками, или отдельными священнослужителями, которые своими речами и выступлениями дают людям веру в чудеса, или лучшую жизнь после смерти.

Цитирую автора статьи:

Почувствовать себя избранным — бесценно. Ехать в метро с осознанием, что тебя окружают люди, которые, в отличие от тебя, никогда ничего не добьются, — бесценно. Осознавать, что именно тебе доступны «100 секретных способов делать бешеные деньги» — бесценно. Чувствовать, что весь мир готов упасть к твоим ногам — бесценно. Именно за это ощущение принадлежности к избранным мира сего и платят люди.

Максим Шишов, обзорщик инфоцыган

Отчасти я согласен с автором, в том, что люди хотят почувствовать себя частью чего-то важного и избранного. Возможно у многих моих читателей нет такой необходимости ввиду реализации своих потенциалов, однако если брать в целом, очень много людей хотели бы быть частью некого сообщества.

Проверяем бизнес-сообщество на инфоцыганство

Это один из принципов, на котором держится командный и корпоративный дух — многие компании вливают деньги в данные направления. Работает оно или нет вопрос совсем другой, но желание быть частью «клуба избранных» никуда не девается, в особенности у тех, кто не успел или не смог себя реализовать.

Однако, вопреки тезисам статьи я считаю, что инфоцыгане играют на легкости в работе (вам достаточно 2 часа в день лежа за ноутбуком) и эмоциях (поверьте в себя, вы этого достойны, преград не существует).
И фактически — это прямой обман.

Как вычислить инфоцыгана

Хотелось бы сказать: «Он продает курсы, значит это инфоцыган», но не все так просто.

Давайте выведем типичные черты инфоцыган, и на их основе проверим сообщество EUnity.

1) Продажа веры в успешное и легкое будущее
В этом суть всех курсов инфоцыган. Чтобы стать успешным вам не нужно сильно напрягаться, достаточно поменять мышление, и кэш уже сам летит в ваши карманы. Спикеры всеми уловками скрывают, что много пахать нужно в любом случае, и даже их инфоцыганские выступления это тоже полноценная работа, которая потребовала очень много часов и ресурсов.

2) Отсутствие биографии и реальных личных достижений у спикера
Главное, чтобы человек был молодым и желательно красивым (в крайнем случае харизматичным). Лучше всего до 25 лет, и чтобы обязательно с фото на фоне спортивной машины.

3) Их курсы не обучают конкретным навыкам, и не решают конкретные задачи
Тренинги и курсы инфоцыган играют на эмоциях, но не несут практической ценности. Вас не научат считать убытки или строить команду, но убедят что это важно, легко, и доступно каждому, кто заплатил за курс.
Всеми силами вас будут уберегать от вопросов по делу, а если вы попытаетесь их задать — получите порцию воды в духе «мой клиент Василий когда-то задавал такой вопрос, но он был неправильно поставлен. Когда он поставил его правильно, все получилось».

Проверяем бизнес-сообщество на инфоцыганство

4) Привитие невероятной уверенности по любому вопросу (даже там, где есть огромные риски)
Как я говорил, обучающийся должен перевернуть свое сознание, и получить заряд уверенности. Это действительно работает: после занятий (особенно живых) человек получает эйфорию, на фоне которой начинает делать вещи, которые не позволял себе до этого. Познакомиться с девушкой, пройти без очереди чтобы «просто спросить», попросить маршрутку остановить где нужно — бытовые проявления уверенности принимаются за то самое «внутреннее состояние успешного человека», которое удалось словить именно на тренинге.
Вы можете все — главное верить в себя. И всего за 29.999 рублей.

5) Порицание бедности и низкого дохода. Ориентир на неграмотную и неопытную аудиторию
Признаюсь, однажды меня заманили на небольшое заседание в Like-центра (детище Аяза Шабудинова), где я выступал как спикер в качестве частного кинолога и «успешного специалиста продающего свои компетенции».

Когда я начал свою речь, половина аудитории (примерно 50-60 человек) вообще не понимала, о чем я говорю. А дело было в том, что я на конкретных примерах объяснял как решал свои небольшие проблемы в ведении крохотного бизнеса: подсчет бухгалтерии, распространение продукции партнеров вроде игрушек или ошейников, конкурентная борьба и т.д.

К слову, некоторые из тех слушателей на полном серьезе подумали, что я снимаю всякое кино о собаках, и рассказываю именно о режиссуре.

Из вопросов помню только один — «а сколько вы зарабатываете?». Предыдущий спикер был с ног головы обкакан за то, что отказался давать ответ на этот вопрос. Булили его те, кто по их словам на шоурумах и барбершопах зарабатывали больше, чем приносит незаконная торговля органами (речь о музыкальном инструменте конечно, они тоже дорогие).

Конечно, понимая ситуацию, и политику "общества" я тоже отказался отвечать. Меня попытались обосрать те же люди, и я парировал довольно в жесткой форме: «Когда вот вы покажете свои выписки, что вы реально зарабатываете свои $100500, тогда я покажу вам свои карманы. Балаболить умею и я, и почему-то уверен, что наши суммы будут недалеко друг от друга».

Проверяем бизнес-сообщество на инфоцыганство

Организатор мероприятия не нашелся что мне сказать, и неуверенно заявил: «Вы интересный спикер, но вам нужно конечно у нас учиться...и учиться, спасибо».

В общем, если вы когда-то что-то зарабатывали, вам будет очень неуютно среди инфоцыган и их аудитории.

Итак, мы вывели ключевые признаки инфоцыганства, и готовы проверить нашего подозреваемого.

EUnity

В свое время я на этом сайте оставил заявку на вступление в их клуб. Вступление происходит через созвон с основателем — Иваном. Когда я непосредственно разговаривал с ним, мне действительно показалось, что дело пахнет инфоцыганщиной. Какой-то клуб, какие-то онлайн-встречи, все члены клуба с практическим опытом и через одного фантастические бизнесмены.
Было очень странно слышать о приглашении в такое сообщество, при условии что я когда-то там вел микробизнес с мизерным оборотом, и для таких предпринимателей никакой ценности не представляю.

Иван ответил, что важна каждая точка зрения (от начинающих до состоявшихся предпринимателей) при решении бизнес-задач. А на случай, если человек действительно нам не подходит, есть прозрачный испытательный срок 3 месяца, когда участник может полностью вернуть взнос и выйти.

В итоге я внедрился в сообщество и решил проверить, как оно работает на самом деле. Общение участников происходит в телеграм-форуме, преимущественно в общем чате.

Пойдем по хронологии наших тезисов:

Пункт 1 — успешный успех и легкость бытия
EUnity позиционирует себя как нетворкинг-сообщество, где участники в первую очередь обмениваются опытом в бизнес-решениях, а также могут найти нужные им связи через одно-два рукопожатия.
Чтобы подтвердить или опровергнуть концепцию клуба привожу четыре скриншота (переписка за разные периоды (июнь 2022 - январь 2023).
Тут решайте сами.

Пункт 2кто эти люди?
Среди участников есть управляющий директор Сбера, сооснователь Reg.ru разработчик игр и даже ювелир с собственным производством.
Большинство из тех, с кем я общался лично, в бизнесе не первый год. Встречались и отдельные специалистов вроде бухгалтера или юристов.
Я часто беру членов сообщества в качестве респондентов, и благодаря их историям собрал уже несколько интересных статей про советы новичкам и факапах предпринимателей.

Здесь можно уверенно сказать — люди с биографией. Средний возраст участников 33+

Пункт 3 — отсутствие конкретики
У EUnity нет курсов и тренингов, но есть внутренние мероприятия, вроде Zoom созвонов, где желающие дают свои кейсы на разбор.
Вот видео от самого клуба, которым они завлекают участников на встречи.

Судите сами.

Пункт 4 — невероятная уверенность
Про это ничего узнать не смог.
В сообществе очень мало разговоров про риски, и больше это касалось переписок личного характера, вроде желания построить или купить дом с землей, или инвестиций под сбережение капитала.

Люди там дают друг другу советы, иногда в очень уверенном тоне, ссылаясь на личный опыт. Однако не заметил, чтобы кого-то в чем-то убеждали.
Схема простая: задал вопрос, получил ответ.
Никто не навязывает никаких тем, все только по запросу.

Пункт 5 — неграмотная аудитория и порицание бедности

Однозначное да.
EUnity настолько презирают бедность и неграмотность, что даже не обсуждают эту тему. Более того, чтобы огородиться от этого, они даже сделали свое сообщество закрытым.

Проверяем бизнес-сообщество на инфоцыганство

Напоследок приведу комментарий самого Ивана, которому я задал прямой вопрос: «Это инфоцыганство?»
И вот что он сказал о своем клубе:

Иван Замятин
Основатель клуба EUnity

Отвечаю, это не инфоцыганство.

В сообществе у меня возникала пара вопросов по финансовой части (налоги/учет) и тайм-менеджменту. Мне ответили в течение пары часов, притом человек 10: у всех были интересные мнения и советы.

Мое общее впечатление: EUnity используют некоторые инфоцыганские приемы, но их методы имеют практическое применение.
Фактически это место, где предприниматели с разным опытом и из разных сфер делятся им друг с другом, и могут быстро дать полезное знакомство.
Так что их лендинг не обманывает.

Кстати, сейчас сообщество EUnity активно ищет новых участников — подать заявку можно здесь.

Мы разобрали сообщество EUnity.
Вердикт Вечернего — 20% инфоцыганства, 80% — нормального сообщества.

Возможно вы знаете, о ком я могу написать в следующем выпуске. Я всегда открыт к предложениям.
Кстати, после майских праздников выйдет огромное разоблачение главного инфобарона vc.ru — Димы Беговатова.
Не пропускайте :)

2626
21 комментарий

Давайте разберём статью по приведённой в ней методологии.

Пункт 1. Успешный успех и лёгкость бытия.
Автор утверждает, что благодаря своему циклу статей, сможет победить инфоцыганство:
Засилье бесполезных курсов, Телеграм-каналов, коучей, словоблудия и успешного успеха — всему этому пора положить конец.

Далее приводит 5 расплывчатых и общих критериев, по которым мы можем легко вычислить инфоцыган.
В общем, обещает лёгкий успех с минимальными усилиями.

Пункт 2. Кто эти люди.
✅ (без негатива)

Пункт 3. Отсутвие конкретики.
Нам обещают разбор бизнеса на предмет инфоцыганства, но вместо этого кидают какие-то чаты и видео, говорят смотреть это и решать самим, а в конце выдают расплывчатый вердикт 20/80.

Пункт 4. Невероятная уверенность.
Не дав ответ, инфоцыгане рассматриваемый клуб или нет (см. П.3), автор без тени сомнентй предлагает записаться к ним. Также приводится ни чем не потдвержденная цитата основателя клуба в качестве аргумента, что это не инфоцыганство. Поразительная уверенность в честности этого человека.

Пункт 5. Неграмотная аудитория и порицание бедности.
В статье содержится неверное определение цыган из ненастоящей Википедии, а также есть порицание бедности участников соходки лайк-центра, в которой участвовал автор.

Вывод:
5 признаков из 5 ✅.

Простите, не удержался.

16
Ответить

Самый великолепный комментарий за всю историю Вечернего, браво!)

4
Ответить

Инфоцыгане выходят на новый уровень когда говорят, что смогут победить инфоцыганство

Ответить

Уже год как состою в EntrUnity.

Очень надеялся, что это будет Like центр Трансформатора, где мне откроют бизнес-чакру.

Вместо этого мне там впаривали какие-то лекции по маркетингу/экономике, рассказы и знакомства.

В нужный сектор квадранта денежного потока меня так и не привели!

8
Ответить

"Извините, не оправдал ваших надежд" ©️

4
Ответить

Ндааа, очередное рекламное "расследование" от вечернего.

Совсем соскамился ((

8
Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить