Как я создал проект, который успешно конкурировал с Твич от Amazon, проиграл в неравной борьбе и сейчас продаётся

Ох, какой же, кликбэйт получился, чёрт возьми! Впрочем, каждое слово в этом заголовке - правда. Проект sc2tv.ru, который я создал в далёком 2008-ом году на протяжении нескольких лет успешно конкурировал в РФ с twitch.tv, потом сильно потерял аудиторию игровых стримов (найдя свою нишу в киностримах) и теперь продаётся (телега - @adolfra).

3030

Хорошая статья, было интересно почитать!

Sc2tv действительно сыграл огромную роль в становлении стриминга и популяризации игр и киберспорта в России. Помню ранние годы портала и его постепенное развитие – я увлёкся просмотром стримов как раз со стримов по StarCraft 2 – Олсиор, Алекс007, "Мундольф" и т.д. Тогда StarCraft 2 был одной из самых хайповых игр, и было круто быть в теме всяких pro-страт и смотреть профессиональную игру с турниров с комментированием, как будто это какой-то футбол.

Потом постепенно стало понятно, что можно делать стримы не только по киберспортивным дисциплинам, но и вообще по любым играм – тогда в это верилось с трудом, это казалось чем-то совершенно не вяжущимся с логикой. Появился прайм-тайм, в котором фичерились будущие популярные стримеры как guit88man, Welovegames и т.д. Ск2тв дал раскрыться очень многим стримерам и дал им площадку и аудиторию для своего творчества. Вообще я очень долго воспринимал ск2тв как что-то ассоциирующееся только с прайм-таймом – то есть по сути как будто это TV-канал, на котором есть только главная. Скорее всего потому что на прайм-тайме был очень хорошо подготовленный контент и потому что остальные стримы назывались "фан-стримами", что звучало как что-то пренебрежительное. Только потом стало ясно, что как раз вся соль именно в "фан-стримах", то есть регулярных стримах без всяких эвентов.

Когда зарелизился Hearthstone, я много в него играл, но не понимал, как можно стримить и смотреть стримы по Hearthstone. Потом я посмотрел топы на ск2тв, в которых почти всегда был Абвер, и подсел на эти стримы очень быстро. В итоге я решил не зарекаться по поводу того, что можно стримить, а что нельзя. И не зря, потому что постоянно выстреливают такие вещи, которые вообще не ожидаешь увидеть на стримах.

Потом на sc2tv появились неигровые стримы, которые тоже поначалу многие не понимали. Как можно стримить не игру? Зачем это кому-то смотреть? Сейчас такие вопросы уже возникают всё реже, особенно с появлением различных неигровых категорий на Твитче. Возможно, геймерская аудитория просто была слишком консервативна и нетолерантна ко всему, что касается игр. Стриминг был геймерской темой, а тут в неё стали втекать не-геймеры, и это многих, видимо, бесило. Но стриминг уже перестал быть чем-то чисто про игры, и с этим уже многие смирились.

Я сам не стример, я разработчик игр, но в какой-то момент хотелось попробовать эту новую нишу. Поначалу стать стримером на ск2тв нельзя было просто так – там был отбор (нужно было записать пробный "стрим" и отправить его на ревью). Уже не помню, делал ли я этот пробный стрим или в итоге дождался пока это условие убрали, но в итоге я попробовал стримить – и это был очень крутой и интересный экспириенс. Я провёл чуть меньше десятка стримов по ретро-тематике (Goal 3, Lost Vikings, Lost Vikings 2 и т.д.), собирал немного зрителей и даже несколько подписчиков, но всё равно это было интересно и полезно (в плане становления речи и скилла комментирования и подачи материала). Было интересно готовить стримы (рамки, чат, арт, расположение вебки и т.д.). Однажды на мой стрим по Lost Vikings 2 устроил "рейд" Nuke73, который тогда уже был достаточно популярным, и это был самый плодотворный стрим по количеству зрителей.

Это я всё к чему – sc2tv дал очень много классных навыков и возможностей и сильно продвинул гейминг и его восприятие в обществе. Опыт стримерства мне помог в пуличных выступлениях, организации процессов, общению с аудиторией, записи видео и геймплея для разработки игр. Ск2тв привил мне любовь к стримам, и я до сих пор смотрю очень много стримов и ценю стримеров как важную часть медиапространства для продвижения игр в геймдеве.

Не смотря на то, что на Ск2тв всё было не без скандалов и ругательств (один только уход Гитмана с портала чего стоил), и аудитория ск2тв всегда славилась знатной токсичностью, Ск2тв оставил у меня очень много хороших воспоминаний. Я очень люблю периодически рассказывать про то, с чего начинался стриминг, и мне всегда приятно вспоминать времена "золотого века" портала.

Руслан, спасибо за sc2tv и всё причастное) Ты большой молодец! Удачи с будущими проектами!

Ответить

Спасибо и тебе удачи, Михаил!

1
Ответить