Многое изменилось в мире и это несомненно влияет на возможности российского бизнеса. Самых важных изменения два: 1. Поменялись зоны бизнеса. Сейчас вести бизнес в России, Европе или США одновременно - крайне сложно. Приходится переориентироваться на дружественные рынки. 2. Пессимизм и осторожность инвесторов выросли не только в России, но и во всем мире. Из-за этого первые инвестиции становится крайне сложно привлекать, и в целом меняются модели инвестирования.
Несмотря на это компании продолжают выходить на зарубежные рынки. Мы провели исследование среди выпускников «Акселератора ФРИИ» и три четверти опрошенных в 2022-2023 году активно осваивали зарубежные рынки.
Исследование показало, что наиболее востребованы на зарубежных рынках SaaS-продукты. На втором месте оказались даже не продукты, а просто услуги разработки. Мы привыкли, что программисты есть везде, но в Африке, Арабских странах, и даже в Латинской Америке профессионалов очень немного. На третьем месте разместились продукты и модели связанные с e-commerce. На эти данные можно ориентироваться, если вы только задумываетесь надо ли вам масштабироваться за рубеж. Но в первую очередь это надо ориентироваться на собственные исследования рынка, ваш продукт может занимать крайне узкую нишу и на этом можно хорошо зарабатывать.