{"id":14293,"url":"\/distributions\/14293\/click?bit=1&hash=05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","hash":"05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","title":"\u0421\u043e\u0437\u0434\u0430\u0442\u044c \u043d\u043e\u0432\u044b\u0439 \u0441\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441 \u043d\u0435 \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0432 \u043d\u0438 \u043a\u043e\u043f\u0435\u0439\u043a\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Новая русская массовая культура. Часть вторая: кризис идей

В прошлом году у меня случился интересный разговор с другом. Который и стал в итоге фундаментом для всех размышлений, которые приведены в этой и предыдущей статье. Чтобы прочесть первую часть, просто нажмите на неё.

Новая русская массовая культура. Часть первая: предпосылки

В прошлом году ушёл Нетфликс, а выручка Кинопоиска выросла на 70%.

Вопрос в 4 утра

Крайне ценю нетрезвые разговоры на кухне в 4 утра, потому что они никогда не бывают банальными. Вот и сейчас моего товарища заинтересовал нетривиальный вопрос. Он спросил: «Какая в России национальная идея?» Я растерялся, у меня не было ответа.

Но в прошлом году сами обстоятельства заставили задуматься о том, куда мы идём, какое будущее нас всех ждёт? Разговоры о национальной идее начали звучать с экранов телевизоров. Люди стали рассуждать об идеологии в вечерних политических ток-шоу, о каких-то принципах начали говорить представители культуры.

Где искать ответ?

Заинтересовавшись вопросом, мы полезли в интернет. 4 утра превратились в 5, потом в 6 и так далее. Но нетрезвый ум – это пытливый ум.

Очевидно, что национальная идея должна содержать ответы на фундаментальные вопросы, касающиеся самых основ бытия социума: кто мы? откуда пришли? куда идем? кем мы хотим стать? какова цивилизационная миссия России?

Н.В. Работяжев – кандидат политических наук, ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН

Поиски национальной идеи интересовали не только нас. На эту тему есть научные статьи и по этому поводу много высказывались философы XIX и начала XX веков. Там можно закопаться.

Мы же пришли к выводу, что национальная идея в Российской Империи выражена в известной идеологической триаде: «Православие, Самодержавие, Народность». Однако, государства такого больше нет. А в православии и самодержавии нет ничего привлекательного для среднестатистического гражданина нашей страны.

Идеология СССР – коммунизм. В то же время идеи: социальная справедливость, интернационализм, коллективизм. Однако, и этого государства больше нет. Индивидуализм взял верх над коллективизмом, а национализм над братством народов.

А мы чё делаем? 

Поиск национальной идеи в посткоммунистической России продолжается уже свыше 20 лет – и пока без заметных результатов (если не считать превращения в подобие общенациональной идеи культа потребления).

Н.В. Работяжев – кандидат политических наук, ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН

Ход мысли

То есть, подумали мы, если национальная идея должна присутствовать в головах большинства людей, значит её корни можно обнаружить в массовой культуре.

А что было в российской массовой культуре за последние 30 лет? Чем мы гордимся? Какая музыка близка каждому? Какие герои нас восхищают? О чём мы с восторгом рассказываем окружающим?

И для нас очевидным оказалось, что это фильмы «Брат» и «Брат 2».

Это нейросеть, не обессудьте.

Больше нет ничего

Если взять историю новой России, то конечно можно найти хорошие фильмы, однако культовыми стали именно оба «Брата». Если начать рассуждать почему, то можно написать ещё цикл статей. Хотя таких разборов достаточно и об этом уже сделал видео «Кинопоиск»

К сожалению, идеология всего остального массового кинематографа у нас в стране в последние годы звучала как: «Наш ответ Голливуду».

Только Голливуд никогда с нами не разговаривал, чтоб ему отвечать. Реванш брать поздно.

Идея движет героями

Разработка национальной идеи должна опираться на изучение архетипических представлений, фольклора, мифов и символики политической культуры, ценностей и т.д.

Н.В. Работяжев – кандидат политических наук, ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН

Ценности, мифы, архетипы – всё это мы узнаём через истории о героях. Но последние 30 лет в кино не получалось делать интересных героев. Уникальных историй.

А всё, что восхищало и о чём хотелось говорить – потихоньку начало от нас уходить. Неважно каких вы взглядов на геополитику, не признавать достижений американской киноиндустрии просто глупо.

Disney уходит из России

Дальше действовать будем мы

Это неспроста строчка из песни группы «Кино», потому что на мой взгляд и на взгляд большинства людей в моём окружении – это ещё один кирпичик русской массовой культуры. То, чем мы гордимся, то о чём большинство людей говорит восторженно или хотя бы не осуждает. Действительно массово и вне времени.

В следующий раз поговорим про кино и героев. И напишу как на мой взгляд работает феномен ностальгии.

Подписаться на канал

0
2 комментария
V. K.

Сколько частей статьи нужно прочитать, чтобы понять о чем хотел сказать автор? Статья - это не пост в соцсети, это не только эмоциональная раскачка, но и законченный анализ. Зачем приводить выдержки малоизвестных академиков про национальную идею, чтобы что? Сказать вконце, что Дисней - это хорошо? Откуда информация, про среднестатистических жителей? Кажется вы их вообще не знаете, а варитесь в своём индивидуалистичном мире игрушечных, инфантильных ценностей, как многие киношники. Среднестатистическому жителю есть дело до православия, а вот Дисней его очень мало заботит. За 30 лет ничего хорошего не сняли - снова громкие заявления без какого-то анализа. А какие попытки были, что получилось, почему не получилось. Что крутого сняли там, на какого вы равняетесь. Где фундаментальное исследование, раз вы уж взялись за такую тему, а не второсортный цитатки, с притянутыми за ушами выводами. Если вы пытаетесь сравнивать - то проанализируйте национальную идею Голливуда или Диснея? Нашли ее, или может быть ее там нет? А может быть тогда между качеством картины и национальной идеей нет прямой связи. Массовая культура на которую вы ровняетесь - это искусственная культура, а продвигают ее большие бюджеты. Я очень рада, что у нас нет таких бюджетов, и нашего зрителя не в таком объеме поглащают эти пустые, но увлекательные сериалы и фильмы. У нашего потребителя больше шансов найти смыслы, пока он читает книги, общается, работает, а не проводит весь выходной за просмотром нескольких сезонов чего-то там на Нетфликсе с пиццей...

Ответить
Развернуть ветку
Авторская комната VVriters
Автор

Спасибо за ваш развёрнутый комментарий.

Автор хотел сказать то, что и написал. Если вкратце, то суть сводится к тому, что и кто нас будет развлекать. И какие истории будут рассказывать.

А если вас волнуют смыслы и православие, то не про это речь.

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда