«Мы совершенно не знали, куда лезли»: какие уроки усвоил основатель закрывшегося бара для геймеров из Санкт-Петербурга

Монолог основателя бара Respawn Дмитрия Артемьева.

«Мы совершенно не знали, куда лезли»: какие уроки усвоил основатель закрывшегося бара для геймеров из Санкт-Петербурга

Петербуржец Дмитрий Артемьев обратил внимание на популярность баров для игроков в Европе и решил перенести этот формат в Россию. Он увлекался видеоиграми и неплохо разбирался в маркетинге — ему казалось, что этого будет достаточно для успеха заведения.

Однако спустя полгода после запуска бар пришлось закрыть с убытками в 1,3 млн рублей. Мы попросили предпринимателя поделиться своим опытом и рассказать о причинах неудачи проекта, а также об усвоенных уроках.

Идея

До открытия бара я зарабатывал тем, что сдавал в аренду помещения. Параллельно занимался (и продолжаю заниматься) контекстной рекламой. Но я всегда мечтал о своём заведении — представлял, что у меня будет своя кальянная.

Как-то раз мы с другом начали рассуждать: что нужно для открытия своего бара. Он рассказал, что в Европе существуют бары для геймеров и любителей киберспорта, а в России (и других странах) такой формат развит слабо. Мне это показалось интересным — я давно увлекался видеоиграми и следил за всем, что происходит в этой сфере.

Запустить бар выгоднее, потому что можно было открыть заведение без лицензии на крепкий алкоголь и затрат на кухню. Я предложил эту идею своему бизнес-партнёру Алексею. Мы познакомились с ним несколько лет назад, когда я открывал розничную точку напротив его магазина, тогда и стали дружить.

Мы договорились, что он выступит как инвестор, а я займусь всем остальным: поиском помещения, покупкой оборудования, раскруткой. И если бизнес не «выстрелит», то он не будет требовать вложенные средства обратно.

Когда принялись считать, сколько денег потребуется, дошли до суммы в 1,7 млн рублей. У партнёра был только 1 млн рублей, но мы всё равно решили не бросать затею.

Бар решили назвать Respawn. Это довольно распространённый термин в видеоиграх, означает «точку возрождения», то есть момент, когда ты заново появляешься в игре.

Перед запуском я узнал, что бар с точно таким же названием существует в Киеве. Я написал владельцу бара, чтобы расспросить об их опыте. Выяснилось, что киевское заведение — с похожей концепцией, но уровнем повыше. Их бюджет в несколько раз превышал наш.

Открытие бара

С момента рождения идеи до дня открытия бара прошло три месяца. Больше всего времени ушло на поиск помещения. У нас было несколько критериев: центр города, невысокая цена за аренду и не слишком «убитое» состояние. На поиск у нас ушло три месяца.

Помещение находилось в центре, рядом с площадью Восстания. Это был подвал многоквартирного дома. Раньше в нём располагался бар, потом его переоборудовали под байкерский клуб. Затем помещение делили парикмахерская и бар.

Мы снесли стену, разделяющую бар от салона красоты, сделали косметический ремонт, заменили всю сантехнику и электрику и подготовили пространство под один просторный бар площадью 115 м². На ремонт мы потратили около 100 тысяч рублей.

Интерьер придумывали на ходу, перед самым открытием. Так как это был бар для геймеров, мы поставили игровые приставки, причём не только современные, но и ретро: вроде Dendy или Sega, стены украсили плакатами с популярными героями видеоигр. Также установили несколько старых компьютеров, повесили полку с игровыми дисками и старыми игровыми журналами — для атмосферы.

Нам удалось дёшево купить барную стойку, столы, стулья, диваны у предпринимателя, который закрыл свой бар. У него горела аренда, и ему требовалось срочно вывезти мебель из помещения. Он уступил нам всё за 200 тысяч рублей.

Бар начал работу 28 декабря 2018 года. В сумме мы потратили на открытие (ремонт, мебель, рекламу, аренду и залог) 900 тысяч рублей. Покупали всё самое необходимое, а ещё через месяц–два потратили 200 тысяч рублей на дополнительное оборудование: кальяны, новый чайник, микроволновку, насос, посуду, различную утварь для бара и вывески

Ещё до открытия бара я создал страницу заведения во «ВКонтакте», и там довольно быстро собралось дружелюбное сообщество любителей видеоигр, которое поддерживало нас во многих вопросах.

Например, многие по своей инициативе приносили нам свои журналы на игровую тематику или другую атрибутику, связанную с видеоиграми. Некоторые ребята на добровольных началах помогали в дизайне интерьера перед открытием. Потому что им нравилась сама идея бара для геймеров.

«Мы совершенно не знали, куда лезли»: какие уроки усвоил основатель закрывшегося бара для геймеров из Санкт-Петербурга

В группе мы сообщили об открытии бара, и на первую вечеринку к нам пришло около 30 посетителей — все из группы во «ВКонтакте».

Такой лёгкий старт и первая веселая вечеринка вселили уверенность, что и дальше всё будет легко.

Процесс работы

По будням мы работали с 18:00 до 00:00 или до 01:00. А в пятницу и субботу — до 06:00 утра. Тематические мероприятия (например, турниры) проходили по пятницам или субботам. Также периодически по субботам мы организовывали день настольных игр, а по воскресеньям к нам приходили играть в «Мафию».

80–90% людей, заходивших в бар в день мероприятия, не были случайными посетителями. Они специально шли к нам, чтобы поиграть или поучаствовать в турнире. То есть нашей целевой аудиторией была молодёжь, которая увлекалась видеоиграми. Людей с улицы практически не было.

На турниры я сам регистрировал людей. Через пару месяцев после открытия бара договорился с ребятами, которые проводили онлайн-трансляции наших турниров во «ВКонтакте», а также вели турнирную таблицу и объявляли победителей.

Для настольных игр мы за дополнительную плату привлекали ведущего, а «Мафию» ребята организовывали бесплатно. Мы им — помещение для игры, они нам — посетителей в бар.

Как таковой команды у нас не было. В баре постоянно находились два человека — я и бармен. Всего работало два бармена посменно, среди них была постоянная текучка. В основном это происходило из-за неопытности в подборе персонала и, как следствие, невозможности сразу разобраться в качествах человека. Случались разные казусы: от профнепригодности до воровства.

Ассортимент в баре был скромный: шесть сортов разливного пива и 10–12 видов бутылочного крафтового пива. Стандартный набор закусок: орешки, сухарики, сухая рыба, чипсы. В дальнейшем мы планировали получить лицензию на крепкий алкоголь, но так и не получили.

Первые месяца три я находился в баре ежедневно. Работал за ноутбуком, занимался рекламой и одновременно решал все возникающие вопросы. А таких было много. В баре постоянно что-то происходило: ломалось оборудование, случались протечки, бывало, что загулявшие гости разбивали посуду или окно.

«Мы совершенно не знали, куда лезли»: какие уроки усвоил основатель закрывшегося бара для геймеров из Санкт-Петербурга

Доходы и расходы

За полгода нам так и не удалось выйти даже в ноль. Какие-то месяцы были плохими, какие-то — очень плохими. Ежемесячные убытки составляли 30–60 тысяч рублей при выручке 150–200 тысяч рублей.

Такая выручка для бара — это критически мало. Нам нужно было зарабатывать от 300 тысяч рублей, чтобы работать хотя бы «в ноль». Самый провальный месяц оказался в марте 2019 года: мы заработали на 30% меньше, чем в среднем в предыдущие месяцы.

Только на аренду ежемесячно мы тратили около 120 тысяч рублей — с учётом коммунальных платежей. На зарплату двум барменам уходило 50 тысяч рублей. Помимо этого, всегда возникали какие-то непредвиденные расходы: то барную технику приходилось докупать, то игровые приставки, которые периодически выходили из строя.

Для продвижения я использовал таргетированную рекламу во «ВКонтакте». 95% посетителей узнали про нас оттуда. Но потом этот канал перестал приносить эффект.

Мы стали пробовать другие способы продвижения: делали рассылки через Instagram, публиковали своё место на «Яндекс.Картах», в приложении «2ГИС», нанимали промоутеров, сотрудничали для продвижения с организаторами игры «Мафия». Но нужных результатов это не давало. Также мы пробовали размещаться на купонных сайтах, что оказалось абсолютно бесполезно.

Попытки спасти ситуацию

До открытия я был почти полностью уверен, что мы сразу и легко выйдем «в ноль». Но вот, проходят три месяца, а мы опять закрываем отчётный период с убытками. Я понял: надо что-то менять.

Помимо турниров и игр я решил ввести в программу вечера живой музыки. В этом помог наш бармен Иван, который увлекается музыкой и вхож в музыкальную тусовку Санкт-Петербурга. Он привлекал знакомых музыкантов.

Так как они играли на любительском уровне, то были рады выступить бесплатно. Но на мой взгляд, ребята играли здорово и внесли свой колорит в атмосферу бара. Правда, на музыку периодически стали жаловаться жильцы дома, так как мы иногда заигрывались до позднего вечера. Но мы на конфликты не шли, всегда по их просьбам сбавляли звук.

Также мы разнообразили меню: добавили тематические горячие закуски из популярных игр, сделали отдельное меню с бургерами. Для их приготовления мы купили дополнительное оборудование, в том числе и холодильники с большой морозилкой.

Однако и четвёртый месяц работы бара мы закрыли с убытками — в несколько десятков тысяч рублей. Я понял, что вне зависимости от наших действий ситуация не сильно меняется. Тогда стали появляться мысли о закрытии бара. Ещё через месяц эти мысли трансформировались в твёрдое решение.

Почему бар оказался убыточным

Я никогда особенно не ходил по барам и не вникал в эту среду. Возможно, главная ошибка проекта заключалась во мне самом. Я зашёл в эту сферу, не изучив её досконально. Не смог обеспечить должного сервиса и уровня и создать хорошее заведение. На мой взгляд, у бара была хорошая упаковка, но слабое содержание, так как я не разбирался в тонкостях индустрии.

Наверное, поэтому у нас почти не было постоянных гостей, мы жили за счёт новых посетителей. Новые клиенты говорили нам, что у нас уютно, здорово. Это подтверждали отзывы в социальных сетях. Но обратно почти никто не возвращался.

Может, всё дело в узком ассортименте. Но, с другой стороны, я знаю вполне успешные кальянные, которые находятся далеко от центра. У них в ассортименте только несколько видов пива, но при этом они коммерчески успешные.

Есть винные бутики с двумя–тремя столиками, у которых тоже всё довольно неплохо. Я думаю, один фактор не особо влияет на успех. Нужно смотреть на совокупность разных элементов.

Понял, что каждый человек должен заниматься тем, что у него получается лучше всего. Общепит — это не моя тема. Возможно, если бы до открытия я поработал барменом или выучился на каких-то курсах, результат был бы иным. Или, скорее всего, ещё на этапе работы или обучения я бы понял, насколько далёк от этого, и даже не пытался бы открыть бар.

Возможно, общепит — это не та сфера, где можно заработать, сэкономив. Но если бы мы купили всё новое, расходы перевалили бы за 2 млн рублей. Таких средств у нас не было. С другой стороны, я знаю, что существует немало прибыльных заведений, сделанных на коленке с низким бюджетом.

Ещё одна ошибка, на мой взгляд, заключалась в том, что при планировании мы ошиблись со средним чеком. Мы полагали, что он будет 600–700 рублей с посетителя, а выходило 300 рублей. После появления в меню горячих закусок средний чек вырос до 400 рублей. Но этого всё равно не хватало для того, чтобы заведение приносило прибыль.

Также не стоило на начальном этапе концентрироваться в продвижении лишь на «ВКонтакте». Нужно было сразу использовать разнообразные способы: и таргетинг, и контекстную рекламу, и соцсети, и сайты с афишами.

Я не думаю, что мы сделали ошибку в концепции, так как довольно много людей увлекаются видеоиграми. Хорошо сделанный бар с такой концепцией приносил бы доход, потому что геймификация, киберспорт и вся игровая компьютерная культура довольно сильно развиты.

Уроки, которые я вынес

  • Нужно знать свои сильные и слабые стороны. Важно понимать, в чём ты разбираешься, какими знаниями обладаешь, какие твои сильные стороны. И наоборот — в чём твои слабости, где не хватает опыта и знаний. Я разбирался в привлечении людей через интернет, но оказался абсолютным профаном в сфере бара как продукта.

  • Нужна сильная команда. Не стоит делать всё в одиночку, как делал я. Так как я плохо разбирался в построении самой «кухни» бара, стоило взять в команду человека с большим опытом работы в общепите.
  • Не стоит заниматься бизнесом без опыта в этой или похожей сфере. Нужно открывать бар, когда ты понимаешь, что это полностью твоя история. Когда ты уверен, что сможешь дать людям качество: то есть либо много работал в этой сфере, либо прекрасно понимаешь «кухню» изнутри. Сейчас я вижу, что мы совершенно не знали, куда лезли.
  • Удачная локация не гарантирует успех. Месторасположение — это один из ключевых факторов успеха, но в нашем случае и оно не помогло. Я думаю, что качественный бар может успешно существовать и в спальном районе.

Конечно, было много моментов за время работы бара, которые повлияли на мою жизнь, сделали меня другим человеком. Я стал более решительным, уверенным. Это была хорошая школа по решению различных непредвиденных проблем.

Когда мы объявили о закрытии, многие участники группы во «ВКонтакте» расстроились. После таких отзывов где-то в глубине души у меня возникал порыв продержаться ещё чуть-чуть, дать бару ещё один шанс.

Но затем я понял, что этот проект — пройденный этап. Сейчас надо пробовать себя в другом. Позитивной динамики не предвиделось, да и мотивации работать в минус абсолютно не было. Если бизнес больше трёх месяцев без прибыли или в минусе, не стоит продолжать. Жизнь слишком коротка, чтобы тратить её на страдания.

136136
196 комментариев

Мне показалось, что дело в незнании своих клиентов, а не барной специфики. Современный геймерский антураж он другой — тут древние компы, клавы и журналы вообще мимо. Может кто-то из олдов и пустил скупую слезу, но молодняк это не цепляет никак.

Еще удивился, не найдя в меню энергетики или коктейли с ними. В идеале вообще поставить автомат с редбулом и адреналином, чтобы все по кд подходили за свежей баночкой)

Думаю, изначально надо было сделать ставку на киберспорт, стримы и все такое. Просмотр турниров по всем топовым дисциплинам, более живое и актуальное оформление интерьера с мемами твича (а там целый культурный пласт) вместо постеров старых игр. Больше турниров опять же.

То, что я увидел в статье — это просто безликий бар со слабой попыткой заявить о себе, как о геймерском.

111
Ответить

То же самое пришло на ум. Олдскул в принципе есть, но он уже с семьёй, работой, заботой, хотя и более обеспечен материально. Антураж современного клуба совсем не журналы а какие нить умные колонки, не денди, а фишки вроде vr и пр. Можно было позаигрывать с кем то из мира железа, скажем поставить демо стенд Асус рог и пр. Потому как в магазинах их не пощупать и не погамать, а тут они бы могли отправлять за пощупать в деле и пр. Контекст и пр. Для вас очень дорогие каналы, мне видится Ютьюб и более фриварные темы вроде раскидать листовки по району - локация 10 мин от дома всегда идёт в плюс, а если меня пригласят с приветственным коктейлем посмотреть чемп на экране вполне и сработает.

22
Ответить

Не совсем понимаю, какое отношение живая музыка и настольные игры имеют к любителям компьютерных игр. Живая музыка + пиво есть во многих барах, настолки в большом количестве вместе с администраторами которые разбираются в правилах - в специализированных игротеках, там обычно и алкоголь запрещен, насколько я знаю.
А вот ради большого экрана на котором можно было посмотреть стрим чемпионатов по доте/ксу и выпить можно было бы и захаживать в такой бар.

73
Ответить

Чемпионаты по доте смотрят в твитче, а не в баре.

5
Ответить

Даааа, большой экран для просмотра – тема

5
Ответить

1) "Ещё одна ошибка, на мой взгляд, заключалась в том, что при планировании мы ошиблись со средним чеком. Мы полагали, что он будет 600–700 рублей с посетителя, а выходило 300 рублей. "

Дружище, если б ты не прогуливал в школе математику, то знал бы, что гораздо большую роль в успехе предприятия играет маржинальность и посещаемость.

2) "Я не думаю, что мы сделали ошибку в концепции, так как довольно много людей увлекаются компьютерными играми. Хорошо сделанный бар с такой концепцией приносил бы доход, потому что геймификация, киберспорт и вся игровая компьютерная культура довольно сильно развиты."

Увлекаются много, но готовы ли они заказывать бухло и еду при этом? Насколько платежеспособная аудитория?

3) "На зарплату двум барменам уходило 50 тысяч рублей."

Два бармена и ты сам - зачем в таком маленьком баре с ассортиментом из десятка различного пива и снэков ТРИ человека персонала? Встал бы сам за стойку и сэкономил сотку в месяц.

4) "Месторасположение — это один из ключевых факторов успеха, но в нашем случае и оно не помогло. Я думаю, что качественный бар может успешно существовать и в спальном районе."

Вот это верный вывод, вполне очевидный с самого начала. Зачем платить дорогую аренду в центре если твой клиент заядлый геймер живет у себя в спальном Купчино? Вполне можно было выяснить, где концентрация молодняка больше и там арендовать.

5) "Помимо турниров и игр я решил ввести в программу вечера живой музыки."

Похоже на отчаянье, зачем в баре для геймеров вечера живой музыки? Вы бы еще стриптизерш пригласили.

Вобщем еще одна история из разряда - как феерично мы проебали пару лямов и разочаровались в общепите. А все потому, что мало кто хочет посчитать бизнес перед стартом. Эта необъяснимая вера "Мне обязательно повезет!".

66
Ответить

По пункту 3: думаю, бармены работали посменно. А если бы автор стоял за стойкой, то не мог бы решать оперативные проблемы, заниматься рекламой и т.д. (ну либо делал бы это по ночам и скоро попал в больницу с нервным срывом)

20
Ответить