Автоматизация логистики или муки внедрения сервиса маршрутизации

Привет, меня зовут Влад, сегодня расскажу про две крупные компании, которые представляют рынку услуги автоматизации логистики, что мы в итоге выбрали и с какими проблемами столкнулись.

Компания в которой я работаю занимается поставкой запчастей для подъемных машин по всей России, в том числе по Москве, где у нас головной офис и собственная служба логистики. Имеем мы 3 водителя и 5 автомобилей под разные цели и объемы доставок.

До конца 2022 года мы особо не парились по поводу какой-то системы автомазиции, так как загрузка водителей была не очень высокая. Схема простая, в один котёл валятся распоряжения на забор продукции от наших поставщиков и на доставку товаров нашим клиентам. В конце дня логист формирует общий список точек(адресов), которые необходимо посетить, а на следующее утро приходят водители и решают какой адрес кто себе возьмет, после загружаются на складе и выдвигаются.

Описанная схема хорошо работала, но мы растем, а вместе с тем растет и количество поставщиков и клиентов, а также и обороты по существующим. Водители обычно выбирают точки по гео своего проживания (все живут в разных частях Москвы), чтобы потом удобно вернуться домой и не учитывают кучу факторов, таких как: пробки, загруженность дорог, интервалы доставки контролируются всегда в ручную и т. д.

Как следствие резко прибавившийся объем точек создает проблемы и водители не успевают посетить все адреса, приходится переносить доставки и заборы на другие дни, а это неизбежно ухудшает клиентский сервис и состояние водителя, потому что начинается постоянный аврал, когда нужно успеть посетить 100 500 точек за 8 часов. В периоды «сезона» могло получаться так, что один водитель берет 5 точек, а другой 15, тупо потому что так по гео им проще.

Простое решение - тупо взять еще одного водителя, купить ему машину и не париться до нового бурного роста компании, но это не про нас. Мы не любим расширять штат, если можем решить проблему иначе, во всяком случае хотя бы попробовать.

Было решено посмотреть системы которые автоматизируют задачу логистики с точки разделения общего пула адресов на несколько водителей с расчетом оптимальных маршрутов по времени для каждого.

"Гуглением" было найдено порядка 5-6 популярных сервисов, которые давно работают, имеют много отзывов и рекомендаций, мы выделили для себя два, которые по нашему мнению выглядели более привлекательно, Relog и Яндекс.Маршрутизация.

Как надо делать - Я.Маршрутизация

На удивление про этот сервис я нашел только один отзыв в интернете, хотя прочитал порядка 10 различных подборок про подобные сервисы. Решение опробовать его было принято незамедлительно. Решение опробовать его было принято незамедлительно, потому что Яндекс – это Яндекс. Они собирают аналитику по пробкам, загруженности дорог, знают где чаще всего происходят аварии и отслеживают еще кучу метрик, которые улучшают точность математической модели расчета маршрутов.

Процесс работы с Я. Маршрутизацией на всех этапах интеграции продукта вызывает восторг. Все быстро, четко, никакой лишней бюрократии, от момента звонка, до предоставления доступа и завершения предварительной настройки личного кабинета, занимает около 2 часов.

Ребята дают 14 дней тестирования продукта без каких либо оплат и заключения договора. В целом пробный период можно назвать пилотным запуском, если вам не требуется интеграция в свою CRM систему. Обмен с системой происходит через Excel файл, для интеграций есть API.

Сервис разделен на две системы:

  • Планирование — точка входа. Получает все переданные в систему адреса и водителей, равномерно разделит точки между водителями по предполагаемому времени выполнения, построит оптимальный маршрут для прохождения всех точек.
  • Мониторинг - принимает из Планирования готовые маршруты, и предоставляет доступ к этим маршрутам указанным водителям через приложение на телефоне. Водитель в приложении видит список точек, адреса, контакты получателя и прочую необходимую для выполнения доставки/забора информацию. Также пока приложение запущено (и даже в фоновом режиме) данные передаются в Дашборд мониторинга и логист может отслеживать текущее положение водителя, куда он направляется и как он проехал до уже завершенных точек, время посещения завершенных точек и приблизительное время посещения тех, куда водитель еще не доехал.

Из минусов можно выделить только "жидкий" интерфейс. То есть на сайте через которое происходит основное взаимодействие логиста с системой довольно много белого, незаполненного пространства из-за чего по началу с системой работать немного не привычно.

В остальном все круто и интуитивно понятно. После тестового периода мы решили также протестировать систему Relog, так как после презентации нам показалось что у системы более юзер Френдли интерфейс, а по заверению менеджера они покупают статистику у Яндекса и строят свои маршруты по тем же данным что и Я.Маршрутизация.

Как делать не надо - Relog

На сколько я понял, продукт на рынке уже довольно давно, сайт пестрит информацией о крупных клиентах среди которых именитые розничные сети и известные бренды.

О сервисе много положительных отзывов, плюс личный кабинет выглядит довольно приятно, чего же не попробовать подумали мы. Представители организации говорят, что они закупают и ориентируются на данные из Яндекс по дорожной ситуации, что как бы намекало, что с данными там тоже порядок, вопрос различий в модели построение лучшего маршрута для набора точек.

После первоначального брифа в виде «Чем занимаетесь и сколько водителей?", на тест предлагают всего 4 дня, выходные тоже считаются :) Времени для тестирования очень мало, с учетом того, что особо не помогают с начальной настройкой.

Нужна поддержка и консультации? Пожалуйста заключите договор с предоплатой за полгода!

Примерный ответ менеджера если вы решили воспользоваться тестовым периодом

Ребята предлагают заключить договор, с предоплатой за 6 месяцев, после оплаты которого вам назначат внедренца. Он все объяснит и покажет. После обучения и внедрения дадут один бесплатный месяц тестирования.

Если после месяца решите отказаться от использования сервиса, вернем всю предоплату, за исключением суммы за внедрение.

Менеджер Relog

Изначально, первым сервисом на тестировании должен был быть Relog, но после первого созвона менеджер пропал и на связь не выходил. Чтобы не тормозить процесс мы начали тестировать Я. Маршрутизацию, а затем вернулись к Relog.

Менеджер вернулся к диалогу спустя неделю, может чуть меньше, извинился что вовремя не подготовил договор и не скинул, так как заболел и встать с кровати не мог. Всякое случается, мы закрыли на это глаза и заключили договор, после того как протестировали Я.Маршрутизацию... а зря: )

После заключения договора и оплаты, с нами связался внедренец и прислал форму брифа, может немного преувеличено, но размером она с хорошую детскую книжку. Куча вопросов на которые требуют обязательных ответов, иначе никак нельзя понять, как под вас в итоге настроить систему. Нужно ли это и действительно что-то настраивают? Ответ «Нет», просто бесполезная трата получаса-часа времени на бюрократию.

После брифа назначается созвон в Zoom, и будет он не один, а штуки 3 или 4, в разные дни, каждый длительностью от 30 до 60 минут. На первом созвоне большую часть посвятят обсуждению заполненного брифа и чуть-чуть покажут личного кабинета, ну вот буквально авторизацию. На следующих созвонах покажут экран и будут тыкать по разным меню сайта объясняя как настроить систему перед ее использованием. Созвоны абсолютно бесполезные, очень растянутые, можно было бы составить инструкцию по шагам, клиенту было бы проще и удобнее, а так сплошная трата времени, потому что когда будете настраивать систему, обязательно обратитесь за новыми консультациями, куча менюшек, запомнить куда нажать что бы получить результат по результатам дозвонов сложно. От момента брифа до окончания последней онлайн-встречи пройдет где-то неделя-полторы, напомню что в Яндексе это все занимает около 1-2 часов в один день.

Вот вся бюрократия пройдена, обучение завершено, пора бы и попробовать. Как и в Я.Маршрутизации вы можете загружать информацию о точках для дальнейшего распределения на водителей через Excel. Мы пользовались именно этим вариантом, чтобы не тратить время на интеграцию в свою CRM, а больше времени уделить именно тестированию продукта.

Если сравнивать заполнение формы Excel с системой Я.Маршрутизация, то результаты такие:

  • Relog два разных поля под адреса забора и доставки, у Яндекса одно
  • Relog два разных поля для для указания интервала доставки/забора, у Яндекса одно
  • Relog поля "Доп.информация" и "Сведения", которые служат для дополнительных комментариев по забору/доставки, но ни одно из полей не видит водитель в приложении, у Яндекс одно поле, водитель его видит в приложении.
  • У Relog поля Дата доставки и Дата забора, для каждого адреса, вне зависимости доставка у вас или забор, оба поля должны быть заполнены иначе ошибка. У Яндекс одно поле для всего документа.

Все выше описанное при заполнении Excel файла не критично, но сильно добавит вам работы если сравнивать с Яндекс, если вы заполняете файл в ручную. Мы написали простенькую программку, которая формирует Excel по нашим данным из CRM, но опять же на программку для Яндекса ушло меньше времени, а это затраты на вашего программиста.

При использовании системы Relog вы столкнетесь с массой багов и ошибок, придется постоянно перезаходить в личный кабинет, который кстати тормозит. Сервера Relog расположены в Казахстане и возможно из-за низкой пропускной способности интернет-канала загрузка страниц в России происходит медленно, порядка 2-3 секунд на страницу.

Расчет по заданию тоже довольно медленный, система Яндекса выдает результат расчетов примерно за минуту или меньше, Relog может думать до 5 минут. Причем среднее количество точек на всех водителей у нас около 30-40 в день, представьте что будет если у вас их 200. И тут уже дело вряд ли в ширине интернет канала.

Больше всего разочаровал подход самой компании к оказанию услуг, ваш менеджер постоянно "не видит", "не слышит", "случайно пропускает" или "забывает" про ваши сообщения, приходится постоянно напоминать. Сам процесс интеграции затягивается в том числе как раз из-за подобных случаев. Если ваш менеджер заболел, не стоит расчитывать что вас подхватит кто-то еще из компании Relog, во всяком случае если вы сами об этом не попросите.

Из "плюсов", которые нашли наши водители, система Relog дает возможность отклоняться от заданного системой маршрута и выполнять точки не по порядку выстроенному системой, а как хочет водитель. При попытке отступить от маршрута в Я.Маршрутизаци, система будет ругаться и просить вернуться водителя на определенный ранее маршрут.

Плюс условный (для водителя, который сам себе режисер). Он обусловлен тем что, система Relog строит маршрут на основании текущих данных по дорожной ситуации, как выяснилось потом, когда мы уже заключали договор. Никаких статистических данных от Яндекса они не закупают, а используют текущую дорожную ситуацию по пробкам и авариям из сервиса 2ГИС. То есть еще и обманули) Сам Яндекс, опроверг продажу статистической информации о дорожной ситуации вообще кому-либо.

Протестировав систему в течении 3 недель, мы поняли, что этим пользоваться нельзя, в совокупности забагованность системы и халатность сотрудников Relog не вызывает желания продолжать работу с этим сервисом. Я сообщил менеджеру что мы хотели бы расторгнуть договор и вернуть денежные средства.

Мне хотелось помочь ребятам, я сказал что могу потратить немного времени на последний созвон, чтобы дать обратную связь по использованию сервиса и проблемам, которые мы обнаружили.

По итогу была онлайн-встреча, с менеджером, техническим специалистом и директором организации, после того как я высказал свои тезисы, меня попытались убедить остаться, что все исправится и даже бесплатных месяцев накинут. Я отказался, попросили написать письмо-уведомление о желании расторгнуть договор, так я и поступил.

Движений по письму не было месяц, ну опять же, до того момента, пока я снова не написал менеджеру. Со мной связался директор мы все обсудили, согласовали сумму возврата, и спустя 2 месяца от письма на расторжение договора мы получили возврат средств.

Внедрение, а именно видео-встречи по обучению стоят 17500, а также с вас удержат сумму за использование сервиса в размере 1 месяца, так как если вы отказываетесь после первого (бесплатного) месяца от дальнейшей работы с компанией, письмо на расторжение пишется за 30 дней до предполагаемой даты окончания договора. То есть месяц вам дают бесплатно, затем по итогам месяца вы решаете, что продукт вам не подходит и пишете письмо-уведомление о желании расторгнуть договор, а договор будет расторгнут только через месяц от даты получения письма, соответственно у вас еще целый месяц счастливого пользования и не важно пользуетесь ли вы системой.

В течении месяца мы ждали возврата средств, оправдания по переносу срока возврата средств всегда разные, то согласование с бухгалтером и собственников до 2ух недель, то день выплаты зарплаты и оптимизация расходов. В конечном итоге мы написали досудебную претензию, после этого бухгалтер в течении 3 дней совершила перевод денежных средств.

Интеграция Я.Маршрутизации с CRM

В качестве CRM мы используем 1С: Предприятие в конфигурации Управление торговлей. Яндекс предоставляет модуль для 1С, но реализована там только часть обмена по их API и форма списка точек для логистов, логику наполнения самой формы точками вам придется реализовывать самостоятельно. Также дополнительно вам придется приобрести сервис геокодирования, так как через API система работает не с адресами, а с координатами (долгота, широта). У самого Яндекса есть подобный сервис, но стоит неприлично дорого, если у вас потребность 30-40 адресов на день. Мы используем сервис DaData, который берет по 15 копеек за адрес. Яндекс не ограничивает вас в выборе сервиса геокодирование, так что можно использовать любой.

В течении 2 месяцев мы доработали предоставляемый модуль под себя, дополнили его отдельным модулем документов Маршрутные листы, где каждый документ отражает список точек на день, распределение этих точек по водителям, и статус выполнения точки. Дополнительно реализовали в документах Заказ клиентов блок с запросом времени выполнения точки, чтобы в случае звонка от клиента с вопросом "Когда привезут?" менеджер по нажатию одной кнопки мог дать ответ.

Есть некоторые нюансы при работе с API системы, которые немного усложняют разработку собственных решений внутри CRM, однако их довольно мало и это не сильно влияет на время и сложность разработки подобных решений.

Итоги

Если вам нужно быстро оптимизировать вашу логистическую службу, однозначно пробуйте Я.Маршрутизацию. В настоящий момент пользуемся сервисом уже 6 месяцев, никаких критичных проблем при использовании не нашли.

Если же вы любите, послушать оправдания, несоблюдение сроков, платить вперед на большой срок, и бесконечное ожидание решения проблем, то несомненно Relog это лучшее что сможет предложить рынок.

22
5 комментариев

Заказали мне подобную программу для страны где яндекс не на слуху, а 1с вообще никто не пользует. Решили пока сами первую версию эвристического алгоритма сделать на питоне. Кому интересно помочь или примерить наш результат на себя пишитете в личку. Пока заказчик развозит тысячи контейнеров своим и немным транспортом по не маленькой стране на несколько своих складов. Яндекс посмотрю, спасибо за наводку, вдруг поймем что с ним тоже можно.

1
Ответить

Спросил коллегу с компанией доставки, почему сделали самопальное планирование, а не использовали Я.М. Ответ - она космических денег стоит

Ответить