Как владельцу магазина использовать нейросети уже сейчас

Пока другие хайпуют на теме ChatGPT и других нейросетей, разбираемся как предприниматель может их использовать даже без глубоких знаний. Расскажем, с чего начать и как сделать что-то полезное для своего бизнеса, если вы управляете магазином розничной торговли.

Что такое ChatGPT и другие нейронки

ChatGPT — это чат-бот на базе искусственного интеллекта (ИИ), который умеет в режиме диалога отвечать на вопросы, решать примеры, анализировать цифры, писать тексты.

Вот что отвечает сам чат о себе через телеграм-бота:

Как владельцу магазина использовать нейросети уже сейчас

Условно нейросети можно разделить на несколько групп по типу данных, с которыми они работают. Одни работают с текстом, другие — с изображениями, третьи — с видео или звуком. Есть и такие сети, которые умеют совмещать типы данных, например, по текстовому описанию генерировать изображение.

Популярная текстовая нейронка — ChatGPT от компании OpenAI. Увы, компания блокирует доступ к чату жителям России, но есть инструкция, как обходить блокировку.

Есть более простые варианты: работать с ChatGPT через ботов в телеграм, как на скрине выше, или пользоваться российскими аналогами. Например, модулем от Сбера (компания тестирует более современный инструмент GigaChat, так что ждем релиза). Еще есть разработка от Яндекса под названием Балабоба и совсем свежий аналог ChatGPT для Алисы — YaGPT.

Из нейронок, которые работают с картинками, популярна Midjourney. У сети есть несколько тарифных планов, в том числе лимитированный бесплатный доступ. Но проблема не в цене, а в том, что российской картой сервис не оплатить.

Есть бесплатные аналоги для работы с картинками. Например, для работы на компьютере это Kandinsky 2.1 от Сбера и Stable Diffusion. А для работы на смартфоне Шедеврум от Яндекса в виде мобильного приложения.

Какие задачи магазина помогут решить нейронки уже сейчас?

Самое очевидное — попросить нейронку рассказать, чем она полезна магазину. Бот выдает много интересного и, на первый взгляд, полезного.

Как владельцу магазина использовать нейросети уже сейчас

Однако непонятно, как именно работает каждый из перечисленных вариантов. Задаем уточняющий вопрос по первому пункту: каким образом ChatGPT может помочь владельцу розничного магазина установить лучший контакт с клиентами и узнать их потребности?

Что выдает чат:

1. Владелец розничного магазина устанавливает ChatGPT на свой сайт или приложение.

2. Когда клиент заходит на сайт или приложение, ChatGPT автоматически открывается и предлагает помощь.

3. Клиент может задать вопрос или оставить сообщение, на которое ChatGPT быстро отвечает.

4. ChatGPT может задавать дополнительные вопросы, чтобы лучше понять потребности клиента.

5. ChatGPT может предлагать клиенту товары и услуги, которые могут быть интересны ему, на основе его ответов и поведения на сайте.

6. Владелец магазина может использовать информацию, полученную от ChatGPT, для улучшения своего бизнеса и установления лучшего контакта с клиентами. Например, он может анализировать часто задаваемые вопросы и предоставлять более подробную информацию на сайте или обучать своих сотрудников более эффективно отвечать на эти вопросы.

Снова просим уточнить первый шаг: каким образом установить ChatGPT на свой сайт?

Что отвечает чат:

1. Зарегистрироваться на платформе, предоставляющей ChatGPT.

2. Создать бота и настроить его параметры, такие как язык, тематику и т.д.

3. Получить код для вставки на свой сайт или приложение.

4. Вставить полученный код на нужную страницу сайта или в нужное место приложения.

5. Проверить работу ChatGPT на своем сайте или приложении.

Вывод 1. Если хотим конкретики, нужно задавать уточняющие вопросы. Ответ будет более четким и структурированным, если в запросе есть требование описать алгоритм пошагово или по пунктам. Например в конце можно добавить: «Напиши кратко в 5 пунктах».

Спрашиваем робота про деньги и эффективность магазина

Ответ нейронки напрямую зависит от того, насколько конкретный вопрос ей задан. В первом случае вопрос был общий: чем чат полезен владельцу магазина.

Сузим запрос до уровня денег и прибыли, чтобы получить что-то более полезное.

Как владельцу магазина использовать нейросети уже сейчас

Выглядит солидно, но чтобы добиться конкретики, как это всё работает, снова нужно раскрывать каждый пункт серией дополнительных вопросов.

Например, сначала уточняем, как именно нейросеть помогает анализировать спрос на товары в магазине? Бот отвечает, что делает это на основе данных о продажах, сумме покупок, количестве проданных товаров, характеристиках покупателей.

Как владельцу магазина использовать нейросети уже сейчас

Чтобы получить аналитику от нейросети, ей нужно предоставить данные в числовом виде. Например, в таблице с цифрами и обозначениями каждого признака (цена, количество товара на складе, число чеков и т.д.). Если верить роботу, файл может быть в формате CSV, JSON или XML.

«Большинство данных для нейросетей можно скачать из товароучетной системы, которой пользуется магазин. Например, в Контур.Маркете есть информация по чекам, выручке, прибыли, рентабельности, остаткам и покупкам клиентов, подключенных к системе лояльности. Однако, хорошая учетная система сама строит разнообразные отчеты и даже делает АВС-анализ. Думаю, что нейросети больше подойдут для задач, которые связаны с прогнозированием или для того, чтобы сделать консолидированную аналитику на основе данных из разных источников информации».

эксперт системы сервисов Контур.Маркет по автоматизации Владимир Поздняков

Вывод 2. Если владелец магазина уже получает аналитику в своей учетной системе, то нейросети вряд ли нужны. Имеет смысл тратить время на выгрузку данных, если предприниматель хочет получить альтернативный анализ или спрогнозировать, как могут меняться показатели, например, из-за сезонности. А еще есть риск, что ваша коммерческая информация утекает в сеть и неизвестно, есть ли какая-то защита от того, что она попадет третьим лицам

Сочиняем текст акции

Что точно не может дать учетная система, так это тексты и картинки. Например, владелец детского магазина планирует запустить акцию, но не хочет тратить деньги на копирайтера.

Дадим одинаковое задание сразу нескольким роботам — сделать пост в соцсети о том, что детский магазин запустил акцию: скидка 11% многодетным семьям.

Вот что выдал чат-бот GPT:

Как владельцу магазина использовать нейросети уже сейчас

Вот что выдал модуль RuGPT3 Сбера. Такой вариант получился с третьего раза, пришлось менять запрос, ориентируясь описанные справа подсказки. Общий смысл в том, что робот достраивает текст, а не пишет его на заданную тему.

Как владельцу магазина использовать нейросети уже сейчас

Балабоба от Яндекса тоже продолжает текст, а не пишет с нуля. С нескольких попыток получилась скорее новостная заметка, а не текст акции для поста в соцсетях.

Как владельцу магазина использовать нейросети уже сейчас

Здорово, что нейронка неутомима и может быстро выдавать результат под каждый запрос. Если что-то в тексте не нравится, можно перефразировать запрос.

Вывод 3. Если владелец магазина хочет быстро опубликовать небольшой пост, сэкономить деньги на копирайтера получится. А вот удастся ли сэкономить время — вопрос. Робот может выдать желаемый результат на десятый или сотый раз.

Генерируем картинку под акцию

С картинками нейросети тоже могут помочь, и результат тоже может быть очень разным. Попробуем сгенерировать картинку для поста про акцию?

Используем Kandinsky, Шедеврум и бот https://t.me/EdyaAIrobot, который помогает генерировать изображения в нескольких нейронках на выбор (DALL-E 2, StableDiffusion и Super resolution).

Запрос был таким: акция 11% многодетным семьям в детский магазин. Этот результат бота в телеграме оказался самым безобидным.

Как владельцу магазина использовать нейросети уже сейчас

Остальные роботы так искажали лица счастливых детей и их родителей, что мы решили их не публиковать. Шедеврум вовсе отказался создавать картинку по такому запросу, сославшись на правила платформы.

Как владельцу магазина использовать нейросети уже сейчас

Составили запрос так, чтобы роботу не приходилось генерировать человеческие лица, но при этом сохранился главный посыл: подарок, скидка, радость, детские товары.

Вот что выдали роботы на запрос игрушки и одежда со скидкой.

<b>Kandinsky</b>
Kandinsky
<b>Шедеврум</b>
Шедеврум
<b>DALL-E 2 через телеграм-бота</b>
DALL-E 2 через телеграм-бота

Пришлось перебрать около десяти разных запросов, чтобы получить то, что вы видите. Мы использовали минимальный набор инструментов, не просили сгенерировать картинку в заданном стиле или обработать загруженный фотоснимок.

Вывод 4. Если хотите получить максимально уникальное или стильное изображение, придется изучить настройки и инструменты, которые есть у нейронки. Таким образом, сэкономите деньги на фотографа и дизайнера, но не сэкономите на собственном времени.

Владелец магазина уже сейчас поручать нейросетям небольшие задачи, связанные с текстами и картинками. Это поможет не тратиться на копирайтеров и фотографов для постов или подготовки макетов для листовок, баннеров, красивых ценников. С аналитикой сложнее: если нейросети способны придумывать факты, то и с цифрами могут обращаться вполне вольно. Если человек не уверен, что сможет заметить вымысел, работу с аналитикой надежнее доверять системам, с которыми работаете ежедневно: учитываете товар, принимаете документы, следите за делами бизнеса по статистике продаж.

33
1 комментарий

Скоро сравнение нейронок будет походить на обзоры на технику)

Ответить