реклама
разместить

Плохая репутация в Интернете: «мастер-класс» от «Почты России» и авиакомпании «Победа»

С негативными отзывами в сети Интернет нужно правильно работать, но не все знают, как это делать. На конкретных примерах от «Почты России» и авиакомпании «Победа» Репутационное Агентство Первых покажет, как это делать не нужно. Подробный разбор ТОП 7 главных ошибок.

Если о вас не говорят в Интернете, значит — о вашем бизнесе не знают. Немного перефразируем разошедшуюся по сети фразу Билла Гейтса. Хороший показатель того, что о вас знают и говорят — наличие отзывов на различных площадках. А мнения клиентов могут быть как отрицательные, так и положительные…

Правильная работа с репутацией в сети может легко повернуть минус на плюс, поэтому не стоит бояться низких оценок — нужно просто знать, как с ними работать. Но, как показывает практика, в этом разбираются далеко не все.

Сергей Рытиков, основатель Репутационного Агентства Первых

Рассмотрим ситуации, как не стоит работать с негативом на примере двух крупных известных компаний — «Почты России» и авиакомпании «Победа».

Очень долгий ответ на отзыв

Одна из самых главных ошибок в работе с репутацией — очень долгий ответ на отзыв. А, как известно, реагировать на мнение в сети нужно чем быстрее, тем лучше. Так компания может показать заботу о пользователе и важность его мнения, способна по горячим следам проработать ситуацию, решить проблему или компенсировать ее, тем самым нивелировав негатив. Нередко после правильного ответа и общения с клиентом он меняет свое мнение на положительное или нейтральное, поднимая рейтинг бренда.

В случае с длительным ожиданием ответа представителя «отличилась» «Почта России» . Вот, например, уже известная история с отзывом пользователя в Твиттере. Человек поделился впечатлениями о посещении отделения, однако ответа дождался… спустя полгода! Да, у него спросили, когда и в каком отделении «Почты России” он был, но на суть запроса компания дала ответ только через год.

<p> Источник фото: demotivatory.net</p>

Источник фото: demotivatory.net

Плохая репутация в Интернете: «мастер-класс» от «Почты России» и авиакомпании «Победа»
Источник: twitter.com, @ekozlov
Источник: twitter.com, @ekozlov

В этом случае пользователь не видит внимания к своей проблеме, считает, что компания не горит желанием как-то исправить ситуацию — скорее, «прячется в кустах». И рейтинга бренду такой ответ точно не прибавит.

Отсутствие ответа на отзыв

А кто-то дождаться ответа на отзыв не может и годами… Здесь «хороши» и «Почта России», и авиакомпания «Победа», и многие другие компании. Вот, например, скриншот отзывов с карточки «Победы» на Яндекс. Картах. Пользователи поделились своим негативным опытом в отношении авиакомпании, но ответа на свои замечания так и не дождались вовсе.

Источник: карточка на Яндекс. Картах АК "Победа"
Источник: карточка на Яндекс. Картах АК "Победа"

И дело даже не в дате добавления отзыва — те, что на скриншоте, оставлены сравнительно недавно. Если поизучать карточку внимательно, то можно найти комментарии без ответов и за август 2022 года, и даже за прошлый год. Вот скриншот летних отзывов.

Источник: карточка на Яндекс. Картах АК "Победа"
Источник: карточка на Яндекс. Картах АК "Победа"

Здесь также отсутствует забота о пользователе, компания не хочет демонстрировать свое желание помочь клиенту и решить проблему мирно и совершенно не следит за своим рейтингом на сайте. В конкретно этом случае такое количество негатива поможет улучшить сервис или убрать компанию с рынка — низкие цены на авиабилеты будут по-прежнему привлекать все новых клиентов. От услуг откажутся только принципиальные пользователи, которые могут себе позволить выбирать компанию, не ориентируясь на стоимость билетов.

Рассмотрим случай с отсутствием ответа на отзыв и с Почтой России. Она, как и «Победа», не является монополистом на рынке доставки, однако тоже далеко не всегда спешит улучшить свой низкий рейтинг из-за отзывов и исправить ситуацию.

Пример — карточка Почты России на площадке Flamp. Как известно, на ней тоже можно подключить функцию ответов представителя, но компания не спешит этого делать и продолжает не отвечать на отзывы, как положительные, так и отрицательные. Ответы дают физические лица, возможно, такие же пользователи, как и мы с вами, предлагая различные решения проблемы.

Источник: карточка Почты России на площадке Flamp
Источник: карточка Почты России на площадке Flamp

Отсутствуют ответы представителя Почты и на Отзовике. Огромный развернутый опыт негативного обращения в компанию так и остался без ответа. На минуточку — отзыв был опубликован 06.03.2013 года!

И вот еще один пример. Отзыв был оставлен пользователем на сайте irecommend.ru в январе 2020 года. Сейчас май 2023-го. Однако ответа на него пользователь тоже не дождался.

Источник: карточка Почты России на площадке irecommend.ru
Источник: карточка Почты России на площадке irecommend.ru

И самое печальное — часто компании не дают ответа на вопросы о своих самых серьезных оплошностях. И даже там, где ответ хоть какой-то от них реально дождаться. Например, «Почта России» в своей группе ВКонтакте, где в целом-то, более-менее отвечает на запросы пользователей, просто проигнорировала отзыв, указывающий на серьезные нарушения пересылки посылки (странная логистика, внесение пользователя в черный список и т.д.).

Источник: группа ВКонтакте "Почта России"
Источник: группа ВКонтакте "Почта России"

Не прорабатываются все площадки

Отсутствие работы по «всем фронтам» — тоже большой минус для каждой компании. Например, и «Почта России», и АК «Победа» активно развивают группы ВКонтакте, готовят посты и даже в 90% случаев отвечают на стене на заданные вопросы, чтобы показать деятельность. Однако при этом такие площадки как irecommend.ru, otzovik.com и многие другие могут остаться без внимания. Пример — очередной негативный отзыв об авиакомпании «Победа» опубликован 6 ноября 2018 года и без ответа официального представителя.

Источник: карточка АК "Победа" на площадке irecommend.ru
Источник: карточка АК "Победа" на площадке irecommend.ru
Источник фото https://www.u-mama.ru
Источник фото https://www.u-mama.ru

То же самое — на Отзовике. Ответов официального представителя нет, но набежало чересчур много «защитников» компании, которые со временем внезапно исчезли, хотя негативные комментарии от других пользователей конкретно под этим отзывом продолжают появляться.

Источник: карточка АК "Победа" на площадке otzovik.com
Источник: карточка АК "Победа" на площадке otzovik.com

«Почта России», например, совершенно забросила одну из карточек на Yell — ни одного ответа ни в этом, ни в прошлом году.

Источник: Yell.ru
Источник: Yell.ru

И если в оправдание Почты можно сказать, что отслеживать негатив в карточках всех отделений по России нереально 1-2 сотрудникам (вряд ли их больше), то у «Победы»-то столько карточек в сети нет. И тем не менее, на многие негативные отзывы, да и позитивные тоже, и эта компания отвечать не спешит. Пример — та же карточка на Яндекс.Картах.

Источник: Яндекс.Карты
Источник: Яндекс.Карты

Закрытие обсуждений в сообществе

Когда компания очень не хочет читать много негатива, а тем более — отвечать на него, но при этом знает, что его количество будет «выше ожидаемого», она… часто закрывает возможность комментирования постов или обсуждений в официальных сообществах. Так, например, Почта России закрыла все обсуждения от посторонних комментариев в своей группе ВКонтакте. При этом стена пока что открыта, и там под новостными постами пользователи щедро делятся впечатлениями, задают вопросы, так как, собственно, больше задать вопросы негде (за исключением сообщений сообщества, где можно и не ответить…).

Источник: группа ВКонтакте "Почта России"
Источник: группа ВКонтакте "Почта России"
Источник: группа ВКонтакте "Почта России"
Источник: группа ВКонтакте "Почта России"

У «Победы» ВКонтакте также отсутствуют и закрыты обсуждения в сообществе. Однако, как и в случае с Почтой, недовольные пользователи продолжают писать свои замечания под постами сообщества.

Источник: группа ВКонтакте АК "Победа"
Источник: группа ВКонтакте АК "Победа"

Ответы ради ответов, а не ради помощи

Ответы такого плана, когда компания отвечает, лишь бы что-то сказать, также не являются хорошим вариантом. Например, в группе ВКонтакте под одним из постов пользователь задает вопрос по одной теме, а администратор сообщества дает ответ совершенно невпопад. При этом, на резонное замечание пользователя, что тема вопроса совершенно другая, компания больше ответов дать не соизволила.

Источник: группа ВКонтакте АК "Победа"
Источник: группа ВКонтакте АК "Победа"

К ответам ради ответов можно отнести и такой формат, когда компания обещает уточнить информацию и в итоге пропадает «с радаров»…

Источник: группа ВКонтакте АК "Победа"
Источник: группа ВКонтакте АК "Победа"

Такие ответы не компенсируют проблему пользователя, никак не решают ее, в итоге — вызывают ещё больше негатива. И по сути — толку от таких комментариев нет.

«Почта России» тоже славится такими ответами. Например, на запрос пользователя относительно получения доступа к документам, которые априори должны быть публичными, представитель Почты сначала дает одну ссылку, перейдя по которой пользователь не находит нужной информации, а затем и другую ссылку, которая предлагает «запросить» справку. На резонный вопрос, почему публичная информация вдруг стала секретной, администратор-«почтовик» так и не ответил…

Источник: группа ВКонтакте "Почта России"
Источник: группа ВКонтакте "Почта России"

И вот еще один пример вроде бы «полезных» ответов которые проблему пользователя опять-таки никак не решают. Сначала у него запросили квитанцию об отправке. Зачем — не понятно, так как в итоге человека все равно направляют в отделение Почты России для разбирательств.

Источник: группа ВКонтакте "Почта России"
Источник: группа ВКонтакте "Почта России"
Источник: группа ВКонтакте "Почта России"
Источник: группа ВКонтакте "Почта России"

Будет ли рад пользователь такой помощи? Конечно же, нет. Не стоит давать ответы ради ответов, как бы этого не хотелось. Нужно разобраться в ситуации и либо дать информацию, помогающую исправить ситуацию, либо просто извиниться, но никак не пытаться создавать видимость бурной деятельности, не вникая в проблему человека.

Боты и хамство в ответах

Пользователь — не дурак, и чувствует, кто, с кем и как общается. И хуже нет, когда с ним начинают общаться боты или представители компании, которые якобы таковыми не являются, но активно защищающие интересы бренда. И хорошо, если они просто заступаются, а то ведь иногда и хамят в ответах, выступая в роли голодных «троллей».

При этом «желающие помочь» пользователю порой уж очень хорошо разбираются во внутренних процессах, происходящих в компании, что не может не вызывать подозрения. И они же часто дают шаблонные ответы.

Источник: группа ВКонтакте АК "Победа"
Источник: группа ВКонтакте АК "Победа"
Источник: группа ВКонтакте АК "Победа"
Источник: группа ВКонтакте АК "Победа"
Источник: группа ВКонтакте АК "Победа"
Источник: группа ВКонтакте АК "Победа"
Источник: группа ВКонтакте АК "Победа"
Источник: группа ВКонтакте АК "Победа"

Ни один, даже самый преданный компании клиент, не будет никогда месяцами сидеть в сообществе компании и отвечать на все отзывы. Если ему за это, конечно, не платят. Поэтому все слова про то, что «тут отвечают просто часто летающие клиенты», можно не принимать в расчет. Пользователь Мария Кузьмина активно отвечает и в октябре, и в ноябре…

Источник: группа ВКонтакте АК "Победа"
Источник: группа ВКонтакте АК "Победа"
Источник: группа ВКонтакте АК "Победа"
Источник: группа ВКонтакте АК "Победа"
Источник: группа ВКонтакте АК "Победа"
Источник: группа ВКонтакте АК "Победа"
Источник: группа ВКонтакте АК "Победа"
Источник: группа ВКонтакте АК "Победа"

А хуже всего, когда ответы пользователю переходят в настоящее хамство. Причем ответы якобы оставлены обычными пользователями. Но по факту уж слишком часто они «развлекаются», хамя в комментариях. Или жизнь настолько скучна, или все-таки это проплаченные комментарии…

Источник: группа ВКонтакте АК "Победа"
Источник: группа ВКонтакте АК "Победа"
Источник: группа ВКонтакте АК "Победа"
Источник: группа ВКонтакте АК "Победа"
Источник: группа ВКонтакте АК "Победа"
Источник: группа ВКонтакте АК "Победа"

Такая «забота» пользователю уж точно не понравится. И нарываясь на отсутствие реальной помощи и поддержки в решении проблем, вряд ли кто-то еще раз захочет воспользоваться услугами. Да, на место ушедшего придут другие, но ведь потеря клиента — это и потенциально потерянные деньги, и не от одного человека, а от многих, кому он расскажет во всех красках о произошедшей ситуации.

Шаблонные ответы

Шаблонные ответы — ответы, созданные на основе условной «методички», которой пользуются администраторы сообщества или представители на сайтах-отзовиках, отвечая пользователям. К сожалению, даже если шаблонный ответ дан на положительный отзыв, он точно не демонстрирует заботу о пользователе, что уж говорить про мнение или вопрос с явно отрицательным характером. На скриншоте явно виден отзыв возмущенного пользователя, перешедшего на капс, на который ему дают шаблонный ответ в духе «Нам жаль что так вышло». При этом запрошенный трек-номер явно не даст результата — пользователь сию же минуту (как он хочет) ответа не получит, где же его посылка.

Источник: группа ВКонтакте "Почта России"
Источник: группа ВКонтакте "Почта России"
Источник: группа ВКонтакте "Почта России"
Источник: группа ВКонтакте "Почта России"

Вместо послесловия…

К серьезным огрехам при работе с репутацией можно также отнести зачистку постов и комментариев негативного характера, удаление отрицательных отзывов. А негатив не нужно удалять, с ним нужно работать. И работать правильно. Тогда даже в, казалось бы, даже безысходных ситуациях можно найти с пользователем взаимопонимание и поменять его мнение на нейтральное и положительное. Сделать это шаблонными отписками, отсутствием помощи, хамскими ответами невозможно.

И если крупные компании типа АК «Победа» или Почты России еще могут местами закрывать глаза на негатив в сети, то этого точно не стоит делать, если у вас — небольшая компания или в вашей нише большая конкуренция. Услугами «Почты» и «Победы» пользователи пользуются и будут продолжать пользоваться, но при появлении более доступных вариантов или после личного столкновения с равнодушием представителей компании они явно в 90% случаев поменяют поставщика услуг.

Но даже при наличии постоянного потока клиентов при большом количестве отрицательных отзывов слава о компании остается плохой. Насмешки, мемы и сарафанное радио достаточно активно «проходятся» по репутации бренда, и многие пользователи постараются выбрать альтернативный вариант (по возможности), но только не сделать выбор в пользу той компании, которая ославилась большим количеством «косяков» и проблем. Черный пиар, конечно, тоже пиар, но когда бренд воспринимают в позитивном ключе — это все-таки приятнее для ее владельца и положительно сказывается на количестве клиентов и доверии пользователей. Поэтому — работайте с репутацией правильно и не допускайте таких ошибок, примеры которых представлены выше.

5757
реклама
разместить
17 комментариев

https://www.bfm.ru/amp/news/519321

Что такое пара десятков отзывов с 11 млн пассажиров и рекордными миллиардными прибылями…

3

Отзывов тысячи конечно, но о том и речь), что такие компании тоже должны заниматься своей репутацией и они ей займутся рано или поздно..

1

Обычно, когда обсуждают "Победу" и "Почту России" всегда в комментариях кто-нибудь напишет, что они не работают с репутацией, потому что у них итак все хорошо. Скорее всего так и есть, но все хорошее обычно не длится вечно

Это у них сейчас конкуренты в их сегменте либо отсутствуют, либо хуже них самих. Если появится кто-то с похожими условиями, но поадекватнее, их относительно легко сместят, имхо

Могу ошибаться, конечно

1

Я, видимо, оптимист, каких мало. Приятно, что у автора близкая точка зрения:) Придут конкуренты. Непременно придут. Но даже сейчас было бы неплохо, чтобы монстры наши внеконкурентные чуть озаботились своей будущей судьбой, а не ориентировались бы на то, что: "куда денутся, других ведь и нет".

1

У Почты России такой стиль работы, менять его они точно не будут

Массовое кидалово. История про собеседование.

Когда-то я работал в СтеклоДоме и из пары человек мы быстро выросли в инхаус на 10+ человек.
Нанимаем верстальщика. Посмотрели анкеты, тестовые задачи. Назначаем встречу. Приходим я и разработчик Антон. На месте дожидается HR. Встреча, допустим, в 16-00.
Сидим, заготовили вопросы, ждём. 16-00. Тишина. 16-10 тишина.

Массовое кидалово. История про собеседование.
1717
88
33
11
Привет. История с другой стороны. Нанимаюсь в одну фирму, еду из другого города. Чтобы я успел должны сойтись звезды и не подвести несколько видов транспорта. Договариваюсь на 10 утра. Успеваю. У работодателя на месте нет ни эйчара (он говорил, что подойдет позже), ни специалиста, который должен меня встречать. Жду полчаса, приходит специалист. Всё показывает, говорит об условиях, выясняется, что они отличаются от озвученных ранее. Время близится к обеду, звоню эйчару, чтобы поговорить вживую, выясняется, что его не будет сегодня. Занавес.
«Наша структура — блокчейн в ритейле»: менеджер дискаунтера «Светофор» — об управлении, проверках и конкуренции

Несколько тезисов из интервью РБК с главой сети в Центральном федеральном округе Еленой Захаренко.

Захаренко. Источник фото: РБК
66
33
11
Вложиться в коммерческую недвижимость и не прогадать: какие объекты растут в цене и как на этом заработать
Вложиться в коммерческую недвижимость и не прогадать: какие объекты растут в цене и как на этом заработать
Минцифры определило порядок оплаты сбора за интернет-рекламу — «не позднее пятого числа третьего месяца квартала, следующего за платёжным периодом»

Контролировать платежи будет Роскомнадзор.

Фото РБК
1616
33
Господи, как же задолбали 😡
День 1129: первый полёт «полностью импортозамещённого» SSJ 100 запланирован на апрель 2025 года

Собираем новости, события и мнения о рынках, банках и реакциях компаний.

Фото ТАСС
88
66
22
Расскажите почему SSJ, которых довольно много в авиапарке России и с которыми нет катастроф - плохо.
Открыть пункт выдачи заказов и не совершить 6 ошибок, которые приведут к долгам и закрытию бизнеса

В этой статье собрал основные ошибки предпринимателей при открытии ПВЗ Wildberries, OZON и Яндекс Маркет. Но для других бизнесов статья тоже будет полезной.

Открыть пункт выдачи заказов и не совершить 6 ошибок, которые приведут к долгам и закрытию бизнеса
1313
Как маркетинговому агентству найти подрядчика, за которого не стыдно?

Пока вокруг учат «делегировать» и «не выгорать», ты отвечаешь за всё: стратегию, визуал, дедлайны. Поиск подрядчика, который будет вникать в боли клиента, как в свои. А если что-то пойдёт не так — ошибки спишут на тебя. Разбираемся, почему делегирование по-прежнему вызывает тревогу. Как выбирать партнеров, чтобы не потерять лицо. А если ты подрядчи…

Как маркетинговому агентству найти подрядчика, за которого не стыдно?
55
Как клиентский сервис влияет на отношение покупателей к компании

Исследование разработчика онлайн-сервисов для бизнес-коммуникаций MANGO OFFICE

Как клиентский сервис влияет на отношение покупателей к компании
3232
11
«День в стиле Ghibli»: в соцсетях превращают мемы, фотографии политиков и фильмы в аниме

Способность воссоздавать стиль Хаяо Миядзаки заметили у нового генератора картинок в ChatGPT.

4242
1616
1313
33
33
Это лучшая реклама студии Ghibli, которую можно придумать. Пошел пересмотрю принцессу Мононоке.
реклама
разместить
Закрыть офлайн-магазин, выйти на маркетплейсы, открыть офлайн-магазин: история бренда Sonno Home

Бренд Sonno начал продаваться в офлайн-магазине, но неудачно: продаж не было. В статье расскажем, как удалось переосмыслить бизнес и заработать 18 млн в первый год работы с маркетплейсами, несмотря на все трудности.

Закрыть офлайн-магазин, выйти на маркетплейсы, открыть офлайн-магазин: история бренда Sonno Home
4242
В Бангкоке ЧП после землетрясения — высотки эвакуируют, работу метро и торги на таиландской бирже ограничили

Правительство Таиланда предупредило о возможных повторных толчках.

33
33
22
Instagram* разрешил ускорять Reels

Аналогичная функция есть в TikTok.

Источник фото: Instagram
55
11