Плохая репутация в Интернете: «мастер-класс» от «Почты России» и авиакомпании «Победа»

С негативными отзывами в сети Интернет нужно правильно работать, но не все знают, как это делать. На конкретных примерах от «Почты России» и авиакомпании «Победа» Репутационное Агентство Первых покажет, как это делать не нужно. Подробный разбор ТОП 7 главных ошибок.

Если о вас не говорят в Интернете, значит — о вашем бизнесе не знают. Немного перефразируем разошедшуюся по сети фразу Билла Гейтса. Хороший показатель того, что о вас знают и говорят — наличие отзывов на различных площадках. А мнения клиентов могут быть как отрицательные, так и положительные…

Правильная работа с репутацией в сети может легко повернуть минус на плюс, поэтому не стоит бояться низких оценок — нужно просто знать, как с ними работать. Но, как показывает практика, в этом разбираются далеко не все.

Сергей Рытиков, основатель Репутационного Агентства Первых

Рассмотрим ситуации, как не стоит работать с негативом на примере двух крупных известных компаний — «Почты России» и авиакомпании «Победа».

Очень долгий ответ на отзыв

Одна из самых главных ошибок в работе с репутацией — очень долгий ответ на отзыв. А, как известно, реагировать на мнение в сети нужно чем быстрее, тем лучше. Так компания может показать заботу о пользователе и важность его мнения, способна по горячим следам проработать ситуацию, решить проблему или компенсировать ее, тем самым нивелировав негатив. Нередко после правильного ответа и общения с клиентом он меняет свое мнение на положительное или нейтральное, поднимая рейтинг бренда.

В случае с длительным ожиданием ответа представителя «отличилась» «Почта России» . Вот, например, уже известная история с отзывом пользователя в Твиттере. Человек поделился впечатлениями о посещении отделения, однако ответа дождался… спустя полгода! Да, у него спросили, когда и в каком отделении «Почты России” он был, но на суть запроса компания дала ответ только через год.

<p> Источник фото: demotivatory.net</p>

Источник фото: demotivatory.net

Плохая репутация в Интернете: «мастер-класс» от «Почты России» и авиакомпании «Победа»
Источник: twitter.com, @ekozlov
Источник: twitter.com, @ekozlov

В этом случае пользователь не видит внимания к своей проблеме, считает, что компания не горит желанием как-то исправить ситуацию — скорее, «прячется в кустах». И рейтинга бренду такой ответ точно не прибавит.

Отсутствие ответа на отзыв

А кто-то дождаться ответа на отзыв не может и годами… Здесь «хороши» и «Почта России», и авиакомпания «Победа», и многие другие компании. Вот, например, скриншот отзывов с карточки «Победы» на Яндекс. Картах. Пользователи поделились своим негативным опытом в отношении авиакомпании, но ответа на свои замечания так и не дождались вовсе.

Источник: карточка на Яндекс. Картах АК "Победа"
Источник: карточка на Яндекс. Картах АК "Победа"

И дело даже не в дате добавления отзыва — те, что на скриншоте, оставлены сравнительно недавно. Если поизучать карточку внимательно, то можно найти комментарии без ответов и за август 2022 года, и даже за прошлый год. Вот скриншот летних отзывов.

Источник: карточка на Яндекс. Картах АК "Победа"
Источник: карточка на Яндекс. Картах АК "Победа"

Здесь также отсутствует забота о пользователе, компания не хочет демонстрировать свое желание помочь клиенту и решить проблему мирно и совершенно не следит за своим рейтингом на сайте. В конкретно этом случае такое количество негатива поможет улучшить сервис или убрать компанию с рынка — низкие цены на авиабилеты будут по-прежнему привлекать все новых клиентов. От услуг откажутся только принципиальные пользователи, которые могут себе позволить выбирать компанию, не ориентируясь на стоимость билетов.

Рассмотрим случай с отсутствием ответа на отзыв и с Почтой России. Она, как и «Победа», не является монополистом на рынке доставки, однако тоже далеко не всегда спешит улучшить свой низкий рейтинг из-за отзывов и исправить ситуацию.

Пример — карточка Почты России на площадке Flamp. Как известно, на ней тоже можно подключить функцию ответов представителя, но компания не спешит этого делать и продолжает не отвечать на отзывы, как положительные, так и отрицательные. Ответы дают физические лица, возможно, такие же пользователи, как и мы с вами, предлагая различные решения проблемы.

Источник: карточка Почты России на площадке Flamp
Источник: карточка Почты России на площадке Flamp

Отсутствуют ответы представителя Почты и на Отзовике. Огромный развернутый опыт негативного обращения в компанию так и остался без ответа. На минуточку — отзыв был опубликован 06.03.2013 года!

И вот еще один пример. Отзыв был оставлен пользователем на сайте irecommend.ru в январе 2020 года. Сейчас май 2023-го. Однако ответа на него пользователь тоже не дождался.

Источник: карточка Почты России на площадке irecommend.ru
Источник: карточка Почты России на площадке irecommend.ru

И самое печальное — часто компании не дают ответа на вопросы о своих самых серьезных оплошностях. И даже там, где ответ хоть какой-то от них реально дождаться. Например, «Почта России» в своей группе ВКонтакте, где в целом-то, более-менее отвечает на запросы пользователей, просто проигнорировала отзыв, указывающий на серьезные нарушения пересылки посылки (странная логистика, внесение пользователя в черный список и т.д.).

Источник: группа ВКонтакте "Почта России"
Источник: группа ВКонтакте "Почта России"

Не прорабатываются все площадки

Отсутствие работы по «всем фронтам» — тоже большой минус для каждой компании. Например, и «Почта России», и АК «Победа» активно развивают группы ВКонтакте, готовят посты и даже в 90% случаев отвечают на стене на заданные вопросы, чтобы показать деятельность. Однако при этом такие площадки как irecommend.ru, otzovik.com и многие другие могут остаться без внимания. Пример — очередной негативный отзыв об авиакомпании «Победа» опубликован 6 ноября 2018 года и без ответа официального представителя.

Источник: карточка АК "Победа" на площадке irecommend.ru
Источник: карточка АК "Победа" на площадке irecommend.ru
Источник фото https://www.u-mama.ru
Источник фото https://www.u-mama.ru

То же самое — на Отзовике. Ответов официального представителя нет, но набежало чересчур много «защитников» компании, которые со временем внезапно исчезли, хотя негативные комментарии от других пользователей конкретно под этим отзывом продолжают появляться.

Источник: карточка АК "Победа" на площадке otzovik.com
Источник: карточка АК "Победа" на площадке otzovik.com

«Почта России», например, совершенно забросила одну из карточек на Yell — ни одного ответа ни в этом, ни в прошлом году.

Источник: Yell.ru
Источник: Yell.ru

И если в оправдание Почты можно сказать, что отслеживать негатив в карточках всех отделений по России нереально 1-2 сотрудникам (вряд ли их больше), то у «Победы»-то столько карточек в сети нет. И тем не менее, на многие негативные отзывы, да и позитивные тоже, и эта компания отвечать не спешит. Пример — та же карточка на Яндекс.Картах.

Источник: Яндекс.Карты
Источник: Яндекс.Карты

Закрытие обсуждений в сообществе

Когда компания очень не хочет читать много негатива, а тем более — отвечать на него, но при этом знает, что его количество будет «выше ожидаемого», она… часто закрывает возможность комментирования постов или обсуждений в официальных сообществах. Так, например, Почта России закрыла все обсуждения от посторонних комментариев в своей группе ВКонтакте. При этом стена пока что открыта, и там под новостными постами пользователи щедро делятся впечатлениями, задают вопросы, так как, собственно, больше задать вопросы негде (за исключением сообщений сообщества, где можно и не ответить…).

Источник: группа ВКонтакте "Почта России"
Источник: группа ВКонтакте "Почта России"
Источник: группа ВКонтакте "Почта России"
Источник: группа ВКонтакте "Почта России"

У «Победы» ВКонтакте также отсутствуют и закрыты обсуждения в сообществе. Однако, как и в случае с Почтой, недовольные пользователи продолжают писать свои замечания под постами сообщества.

Источник: группа ВКонтакте АК "Победа"
Источник: группа ВКонтакте АК "Победа"

Ответы ради ответов, а не ради помощи

Ответы такого плана, когда компания отвечает, лишь бы что-то сказать, также не являются хорошим вариантом. Например, в группе ВКонтакте под одним из постов пользователь задает вопрос по одной теме, а администратор сообщества дает ответ совершенно невпопад. При этом, на резонное замечание пользователя, что тема вопроса совершенно другая, компания больше ответов дать не соизволила.

Источник: группа ВКонтакте АК "Победа"
Источник: группа ВКонтакте АК "Победа"

К ответам ради ответов можно отнести и такой формат, когда компания обещает уточнить информацию и в итоге пропадает «с радаров»…

Источник: группа ВКонтакте АК "Победа"
Источник: группа ВКонтакте АК "Победа"

Такие ответы не компенсируют проблему пользователя, никак не решают ее, в итоге — вызывают ещё больше негатива. И по сути — толку от таких комментариев нет.

«Почта России» тоже славится такими ответами. Например, на запрос пользователя относительно получения доступа к документам, которые априори должны быть публичными, представитель Почты сначала дает одну ссылку, перейдя по которой пользователь не находит нужной информации, а затем и другую ссылку, которая предлагает «запросить» справку. На резонный вопрос, почему публичная информация вдруг стала секретной, администратор-«почтовик» так и не ответил…

Источник: группа ВКонтакте "Почта России"
Источник: группа ВКонтакте "Почта России"

И вот еще один пример вроде бы «полезных» ответов которые проблему пользователя опять-таки никак не решают. Сначала у него запросили квитанцию об отправке. Зачем — не понятно, так как в итоге человека все равно направляют в отделение Почты России для разбирательств.

Источник: группа ВКонтакте "Почта России"
Источник: группа ВКонтакте "Почта России"
Источник: группа ВКонтакте "Почта России"
Источник: группа ВКонтакте "Почта России"

Будет ли рад пользователь такой помощи? Конечно же, нет. Не стоит давать ответы ради ответов, как бы этого не хотелось. Нужно разобраться в ситуации и либо дать информацию, помогающую исправить ситуацию, либо просто извиниться, но никак не пытаться создавать видимость бурной деятельности, не вникая в проблему человека.

Боты и хамство в ответах

Пользователь — не дурак, и чувствует, кто, с кем и как общается. И хуже нет, когда с ним начинают общаться боты или представители компании, которые якобы таковыми не являются, но активно защищающие интересы бренда. И хорошо, если они просто заступаются, а то ведь иногда и хамят в ответах, выступая в роли голодных «троллей».

При этом «желающие помочь» пользователю порой уж очень хорошо разбираются во внутренних процессах, происходящих в компании, что не может не вызывать подозрения. И они же часто дают шаблонные ответы.

Источник: группа ВКонтакте АК "Победа"
Источник: группа ВКонтакте АК "Победа"
Источник: группа ВКонтакте АК "Победа"
Источник: группа ВКонтакте АК "Победа"
Источник: группа ВКонтакте АК "Победа"
Источник: группа ВКонтакте АК "Победа"
Источник: группа ВКонтакте АК "Победа"
Источник: группа ВКонтакте АК "Победа"

Ни один, даже самый преданный компании клиент, не будет никогда месяцами сидеть в сообществе компании и отвечать на все отзывы. Если ему за это, конечно, не платят. Поэтому все слова про то, что «тут отвечают просто часто летающие клиенты», можно не принимать в расчет. Пользователь Мария Кузьмина активно отвечает и в октябре, и в ноябре…

Источник: группа ВКонтакте АК "Победа"
Источник: группа ВКонтакте АК "Победа"
Источник: группа ВКонтакте АК "Победа"
Источник: группа ВКонтакте АК "Победа"
Источник: группа ВКонтакте АК "Победа"
Источник: группа ВКонтакте АК "Победа"
Источник: группа ВКонтакте АК "Победа"
Источник: группа ВКонтакте АК "Победа"

А хуже всего, когда ответы пользователю переходят в настоящее хамство. Причем ответы якобы оставлены обычными пользователями. Но по факту уж слишком часто они «развлекаются», хамя в комментариях. Или жизнь настолько скучна, или все-таки это проплаченные комментарии…

Источник: группа ВКонтакте АК "Победа"
Источник: группа ВКонтакте АК "Победа"
Источник: группа ВКонтакте АК "Победа"
Источник: группа ВКонтакте АК "Победа"
Источник: группа ВКонтакте АК "Победа"
Источник: группа ВКонтакте АК "Победа"

Такая «забота» пользователю уж точно не понравится. И нарываясь на отсутствие реальной помощи и поддержки в решении проблем, вряд ли кто-то еще раз захочет воспользоваться услугами. Да, на место ушедшего придут другие, но ведь потеря клиента — это и потенциально потерянные деньги, и не от одного человека, а от многих, кому он расскажет во всех красках о произошедшей ситуации.

Шаблонные ответы

Шаблонные ответы — ответы, созданные на основе условной «методички», которой пользуются администраторы сообщества или представители на сайтах-отзовиках, отвечая пользователям. К сожалению, даже если шаблонный ответ дан на положительный отзыв, он точно не демонстрирует заботу о пользователе, что уж говорить про мнение или вопрос с явно отрицательным характером. На скриншоте явно виден отзыв возмущенного пользователя, перешедшего на капс, на который ему дают шаблонный ответ в духе «Нам жаль что так вышло». При этом запрошенный трек-номер явно не даст результата — пользователь сию же минуту (как он хочет) ответа не получит, где же его посылка.

Источник: группа ВКонтакте "Почта России"
Источник: группа ВКонтакте "Почта России"
Источник: группа ВКонтакте "Почта России"
Источник: группа ВКонтакте "Почта России"

Вместо послесловия…

К серьезным огрехам при работе с репутацией можно также отнести зачистку постов и комментариев негативного характера, удаление отрицательных отзывов. А негатив не нужно удалять, с ним нужно работать. И работать правильно. Тогда даже в, казалось бы, даже безысходных ситуациях можно найти с пользователем взаимопонимание и поменять его мнение на нейтральное и положительное. Сделать это шаблонными отписками, отсутствием помощи, хамскими ответами невозможно.

И если крупные компании типа АК «Победа» или Почты России еще могут местами закрывать глаза на негатив в сети, то этого точно не стоит делать, если у вас — небольшая компания или в вашей нише большая конкуренция. Услугами «Почты» и «Победы» пользователи пользуются и будут продолжать пользоваться, но при появлении более доступных вариантов или после личного столкновения с равнодушием представителей компании они явно в 90% случаев поменяют поставщика услуг.

Но даже при наличии постоянного потока клиентов при большом количестве отрицательных отзывов слава о компании остается плохой. Насмешки, мемы и сарафанное радио достаточно активно «проходятся» по репутации бренда, и многие пользователи постараются выбрать альтернативный вариант (по возможности), но только не сделать выбор в пользу той компании, которая ославилась большим количеством «косяков» и проблем. Черный пиар, конечно, тоже пиар, но когда бренд воспринимают в позитивном ключе — это все-таки приятнее для ее владельца и положительно сказывается на количестве клиентов и доверии пользователей. Поэтому — работайте с репутацией правильно и не допускайте таких ошибок, примеры которых представлены выше.

5757
17 комментариев

https://www.bfm.ru/amp/news/519321

Что такое пара десятков отзывов с 11 млн пассажиров и рекордными миллиардными прибылями…

3
Ответить

Отзывов тысячи конечно, но о том и речь), что такие компании тоже должны заниматься своей репутацией и они ей займутся рано или поздно..

1
Ответить

Обычно, когда обсуждают "Победу" и "Почту России" всегда в комментариях кто-нибудь напишет, что они не работают с репутацией, потому что у них итак все хорошо. Скорее всего так и есть, но все хорошее обычно не длится вечно

Это у них сейчас конкуренты в их сегменте либо отсутствуют, либо хуже них самих. Если появится кто-то с похожими условиями, но поадекватнее, их относительно легко сместят, имхо

Могу ошибаться, конечно

1
Ответить

Я, видимо, оптимист, каких мало. Приятно, что у автора близкая точка зрения:) Придут конкуренты. Непременно придут. Но даже сейчас было бы неплохо, чтобы монстры наши внеконкурентные чуть озаботились своей будущей судьбой, а не ориентировались бы на то, что: "куда денутся, других ведь и нет".

1
Ответить

У Почты России такой стиль работы, менять его они точно не будут

Ответить