WeChat для лаоваев

Как WeChat-приложение помогает «Додо Пицце» в Китае.

«Додо Пицца» в Ханчжоу по адресу 杭州大厦501城市广场店 
«Додо Пицца» в Ханчжоу по адресу 杭州大厦501城市广场店 

Привет! Недавно мы в «Додо» открыли пиццерию в городе Ханчжоу в Китае. Для нашей сети эта пиццерия стала новым форматом: мы используем другое тесто, много необычных ингредиентов, из которых получается очень вкусная пицца.

Все операционные процессы на кухне максимально оптимизированы. 80% ингредиентов поступает в пиццерию уже подготовленными, а само приготовление занимает буквально минуты. Пиццерия находится в людном месте, там нет кассиров, все заказы принимаются с помощью WeChat.

Имея единственный источник для заказов, мы были обязаны сделать его максимально понятным для китайцев. Вот как это вышло.

WeChat в Китае

Ключевое слово для понимания Китая — это слово «разнообразие». Магазины переполнены товарами, в любом городе — десятки тысяч мест, где можно поесть. На экране смартфона обычного китайца находится сотня-другая приложений, привлечь внимание клиента очень сложно.

Есть одно исключение из этого правила — социальные сети. В Китае их тоже несколько десятков, но самая крупная — это WeChat, который является не только социальной сетью, но также:

  1. Работает как дейтинг-сервис.
  2. Позволяет бизнесу контактировать с клиентами через официальные аккаунты.
  3. Является одной из основных платёжных систем в Китае. Приходите на рынок за бататом, оплачиваете с помощью WeChat Pay.
  4. Работает как маркетплейс, позволяет создавать внутри себя полноценные веб-приложения.

WeChat настолько распространен в Китае, что некоторые бренды работают только через него.

Мы решили воспользоваться всеми преимуществами платформы и, вместо того чтобы поднимать в Китае обычные iOS- или Android-приложения, решили сделать единственным источником заказа WeChat.

Как это работает: клиент сканирует QR-код с помощью WeChat, и у него прямо там открывается наше приложение (мини-программа, если пользоваться терминологией WeChat).

Вот здесь мы вешаем QR-коды нашего приложения примерно за час до открытия пиццерии
Вот здесь мы вешаем QR-коды нашего приложения примерно за час до открытия пиццерии

Запуск WeChat mini program

Разработка в WeChat ведётся на собственном фреймворке WeChat framework (немного похож на vue js) и сейчас стала довольно дружелюбной.

Ещё два года назад документация встречала фразой на китайском: «Здесь всё очень сложно, а если вы начинающий разработчик, то ещё сложнее». Но недавно случилось крупное обновление, и теперь вся документация понятна и доступна на английском.

При разработке мы столкнулись с двумя проблемами: местным дизайном и бюрократией.

Местный дизайн

Мы совсем не понимали китайский дизайн. Из России было сложно оценить, как люди взаимодействуют с WeChat, половина мини-программ и сервисов просто не работала. Решили ехать исследовать рынок.

Исследование дало нам хорошую почву для размышлений — я был удивлен, что можно спокойно прожить десять дней, расплачиваясь только WeChat и AliPay. Причём заплатить можно было за что угодно: купить продукты, проехать на метро, арендовать велосипед, поесть лапши.

Китайские интерфейсы не получится генерировать синтетически, ими действительно надо пользоваться, прежде чем создавать решения — там есть и логика и красота, хоть на первый взгляд все кажется хаотичным.

Китайская бюрократия

Нужно вспомнить, что в Китае весь интернет контролируется правительством, домен регистрируется на конкретного представителя компании — он выступает ответчиком в случае правовых проблем.

Для того чтобы начать продавать пиццу через WeChat, нам пришлось сделать следующее:

  1. Купить домен в зоне .cn (естественно, от имени компании, действующей на территории Китая).
  2. Заполнить заявление на получение сертификата ICP.
  3. Отправить это заявление в специальную организацию.
  4. Дождаться рассмотрения заявки и внести исправления, если будет нужно (мы вносили трижды).
  5. Получить на почту специальный PDF-файл, содержащий плакат два на два метра с информацией о компании.
  6. Распечатать этот плакат и сфотографироваться на его фоне.
  7. Отправить фотографию.
  8. Дождаться получения номера ICP.
  9. Получить лицензию PWF (там всё сильно проще).
  10. Разместить ICP и PWF на своём сайте (я уже говорил, что лицензия выдается на определённый список IP-адресов и на лету добавлять их нельзя?).
  11. Получить food business license.
  12. Начать продавать пиццу через WeChat.

К счастью, вся эта процедура довольно дешёвая — на всё у нас ушло чуть больше 6000 рублей и целая куча потраченного времени.

Весь процесс занял около трёх месяцев (во второй раз для другого домена, с учётом опыта, было уже сильно быстрее) и был бы невозможен без знания китайского. А у нас разработчик на китайском говорил, повезло.

Кроме бюрократии, всё остальное оказалось сравнительно простым — WeChat даёт довольно гибкий инструментарий, приложение не раз довольно легко меняли почти с нуля.

Открытие пиццерии
Открытие пиццерии

Первый же день работы пиццерии показал, что мы в целом сделали правильно: люди приходили, сканировали QR код, заказывали через приложение. Понятно, что впереди — баги и фичи, но теперь всё это нужно анализировать. К счастью, здесь у WeChat тоже всё довольно неплохо.

Аналитика WeChat

Получать данные из своего приложения можно через:

  • внутреннюю систему WeChat;
  • интегрировать свою собственную платформу аналитики по API;
  • использовать готовое решение.

Делать своё решение нецелесообразно, поэтому выбор был между собственной аналитикой WeChat и другими готовыми сервисами.

На рынке Китая я нашёл с десяток сторонних систем разной степени гибкости. Моими фаворитами были:

  1. Hotapp. Не подошли, потому что ни в каком виде не трекали офлайн-события, а у нас часть событий случается без запросов на сервер, прямо на клиенте.
  2. Google Analytics. Тут всё в целом понятно, но есть нюанс — с Google-сервисами в Китае всё очень плохо. Отложили до запуска в поднебесной Dragonfly.
  3. TalkingData. В целом умеет всё, что нужно для отслеживания, но больше заточен под игры и проекты с серьёзным маркетингом. Наша же модель в целом должна по плану выживать без солидных маркетинговых вложений.
  4. Aladdin. Выглядит как тот инструмент, который мы начнём использовать, когда в Китае будет десять пиццерий нового формата.

Про китайские системы аналитики можно сказать ещё две вещи:

  • их сильно проще найти через местные поисковики;
  • практически ни в одной нет перевода на английский (если же и есть, то выполнен он с тем же качеством, которое даст обычный переводчик в браузере).

Все решения на старте казались плюс-минус одинаковыми, поэтому мы решили остановится на стандартной аналитике WeChat. На самом деле интерфейс в целом понятен даже без знания китайского.

Кроме того, вы можете:

  • настраивать кастомные события;
  • получать данные по значимым показателям: заходы, конверсии, клиентские атрибуты (пол, возраст, геоданные, информация о телефоне);
  • отслеживать транзакции;
  • отслеживать источники;
  • проводить когортный анализ;
  • получать уведомления об ошибках на клиентах, при этом можно конфигурировать, какие именно ошибки кто будет получать;
  • связываться с клиентами, у которых в приложении что-то пошло не так;
  • трекать производительность.

Аналитика ещё многое умеет, я пока писал этот материал, уже нашел для себя новое.

Что действительно усложняет жизнь — всё на китайском, подбор англоязычных альтернатив снова становится актуальным.

Тем не менее, по ощущениям, вся функциональность, которая нужна маленькому бизнесу в Китае (а здесь именно тот рынок, где лучше двигаться маленькими шагами), есть в WeChat-аналитике.

Можно легко её использовать, обвесив кастомными событиями, и постепенно подбирать альтернативу, которая больше будет соответствовать ожиданиям бизнеса. Сильно помогает то, что китайцы неплохо относятся к передаче своих данных — без проблем отдают номер телефона, например.

Какую бы систему вы ни выбрали, главный вопрос останется у всех одним: «Как всё же завоевать китайского пользователя?» Думаю, в следующий раз я смогу больше рассказать о том, что мы узнали о китайцах за время работы пиццерии.

7777
32 комментария

На самом деле открывать в Китае что-то подобное и не добавлять оплату через WeChat - глупо.
Там большинство людей пластиковые карточки не использует, все через WeChat/AliPay.

6
Ответить

В недавнем видео Ильи Варламова (https://www.youtube.com/watch?v=GD_XIiRAu9o) его друг из Китая сказал, что ДоДо закрыли свои пиццерии в Китае. Это не так?

6
Ответить

Вроде так, закрыли пиццерию семейного формата в Ханчжоу, открыли там же пиццерию нового формата. В Яньтае вторая пиццерия семейного формата должна работать и сейчас.

Ответить

Можно ли подобный кейс применить, используя WatsUp?

1
Ответить

Воцап даже не близко по функционалу вичата. Представь себе вичат как дикую смесь воцапа и яндекс сервисов в 1 приложении.

4
Ответить

я думал фишки менталитета и нестандарт продаж какой расскажут, а тут пару слов о софте...эхх

Ответить