Доработка Битрикс24: риск или польза для бизнеса?

Всем привет! На связи интегратор Битрикс24 с 9-летним опытом работы с системой. И в этой статье хотим рассказать, на что способна коробочная версия Битрикс24: какие вообще бывают доработки, кому они будут полезны и несут ли они риски для системы.

Даже возможностей готового и мощного продукта, такого как коробочная версия Битрикс24, может в определенный момент перестать хватать. Вы и ваши сотрудники сразу это почувствуете, когда, к примеру, не сможете автоматически обработать какие-то показатели при помощи стандартного набора инструментов портала. Да, штатный функционал покрывает большинство потребностей. А бывает как в известном фильме — хочется “этот же халат, но с перламутровыми пуговицами”. И если нужного нет в наличии, стоит обратиться за созданием к опытным разработчикам.

Доработка Битрикс24: риск или польза для бизнеса?

Коробочная система позволяет модернизировать штатные инструменты, разрабатывать и внедрять совершенно новые. Причем возможна практически любая кастомизация. Это одна из отличительных черт данной CRM. Доработка Битрикс24 позволяет использовать систему на полную мощность, применять нестандартные решения и глубоко настраивать ее под логику бизнеса.

Стоит отметить, что доработки — дело тонкое и кропотливое. Если и доверять его новичку, то, конечно, под руководством опытного специалиста. Так как возможные косяки могут привести к появлению проблем системы в неожиданных местах. Поэтому мы советуем смотреть портфолио исполнителей: занимались ли они вообще доработками портала, какого уровня сложности те были, остались ли довольны клиенты. На аутсорсе можно найти отдельных специалистов, которые предлагают свои услуги. Но мы рекомендуем обращаться к опытным интеграторам, которые уже собаку съели на разного рода доработках и знают, как это делать грамотно и аккуратно.

Про стоимость доработок, сроки и риски

Стоимость формируется с учетом сложности разработки и затрачиваемого времени, поэтому мы вот так просто не сможем обозначить сейчас какие-то фиксированные цифры. Есть цена рабочего часа, и финальная сумма будет складываться исходя из затраченного времени. В свою очередь, сроки зависят от сложности разработки — на нее может уйти месяц, а может и полгода. Все очень индивидуально, поэтому примерные цифры мы можем назвать только после персональной консультации и анализа системы заказчика.

А вот с рисками ситуация обстоит гораздо четче. Есть несколько важных правил, которые должны соблюдать специалисты, дорабатывая Битрикс24.

Правило №1: не трогаем ядро

Все качественные доработки исключают любые вмешательства в “сердце” системы. Об этом знают все ответственные интеграторы. Поэтому в директорию /bitrix, которая являет собой ядро, никого не пускаем. И вот почему:

  • во время официального обновления системы все внесенные в ядро изменения будут стерты;
  • официальная техническая поддержка Битрикс24 может отказать вам в помощи, когда узнает об изменениях в директории;
  • даже мелкие ошибки кода вроде лишней скобки или запятой могут негативно повлиять на работу всего портала.

Правило №2: не редактируем стандартные компоненты

Этим пунктом часто пренебрегают новички, а потом за ними приходится разгребать и переделывать. Вот частая ситуация: нужно сделать новую кнопку. Начинающий специалист возьмет штатный элемент, создаст его копию и отредактирует ее. Это решение совсем не годится для Битрикс24.

Такая доработка “заморозит” систему, а когда придет свежее обновление, оно попросту не встанет — ваш портал останется без полезного апгрейда. И это еще не все: скорее всего, через какое-то время вы поймете, что вашу систему уже нужно обновлять очень по-крупному. А это время и деньги.

Правило №3: не делаем копии CRM-страниц

Иногда разработчики целиком копируют целые разделы системы и потом редактируют их. Так появляются разные версии одного когда и возникают проблемы совместимости. Мы работаем так, чтобы не захламлять систему. Аккуратность — один из наших принципов.

Какие вообще бывают доработки

Наконец мы дошли до самого главного — описания популярных переделок Битрикс24. Сразу отметим, доработки можно внедрять постепенно, не перенастраивая всю систему заново. Так что ваши сотрудники не испытают трудностей, и вам не придется заново налаживать рабочие процессы.

Итак, ниже ТОП самых частых разработок Битрикс24.

Кастомизация интерфейса Битрикс24

Если для облачной версии портала она невозможна вообще, то коробочная версия позволяет менять портал под свой корпоративный стиль. Расширенные возможности помогают создавать собственные элементы, статусы для задач, выделять нужную информацию цветом, чтобы та лучше воспринималась.

Также можно менять права доступа к информации для разных сотрудников. Это помогает фокусировать их внимание только на тех задачах и данных, которые им необходимы для работы.

Отчеты и дашборды

В штатном функционале Битрикс24 есть несколько типов отчетов. К сожалению, для комфортной работы их может быть недостаточно, например, в случаях, когда вам нужно собрать показатели из разных узлов системы или подтянуть данные из внешних систем. Но опытные специалисты могут разработать и внедрить в коробку любые типы отчетов.

Разработка индивидуальных дашбордов помогает отразить любые показатели из разных систем, комбинировать их в нужном и понятном вам порядке. Это помогает контролировать бизнес-процессы и наблюдать за изменениями в реальном времени.

Изменения сущностей

Стандартных полей Битрикс24 для хранения информации может тоже быть недостаточно. В этом случае нужно разработать новые сущности и удобно настроить работу с ними.

Сложность подобной доработки в том, что не каждый специалист задумывается о логике сущности. Новички делают так, чтобы работало, а не чтобы было еще и удобно. Мы же понимаем, что комфортное использование CRM — важный момент. Поэтому не изобретаем велосипед, а находим самые лаконичные рабочие решения.

Разработка новых модулей

Коробочная версия предлагает множество штатных модулей, которые помогают оптимизировать бизнес-процессы. В случае, когда нужна обработка большого количества информации, или требуется двусторонняя синхронизация с 1С, или используются нестандартные конфигурации ERP-систем, обычные возможности системы бессильны. Если вашему бизнесу нужно выйти за стандартные рамки, это возможно только с помощью персональных доработок.

Интеграции с внешними сервисами

Преимущество Битрикс24 в том, что эта система позволяет интегрировать сторонние сервисы на портал. Это удобно для множества ситуаций, например, можно выполнять какие-то рабочие действия, не покидая CRM или переносить данные из одной системы в другую. Синхронизация и автоматизация экономит время и нервы сотрудников. Руководителям тоже гораздо удобнее контролировать процессы в одной среде, не переключаясь туда-сюда.

Выше перечислены далеко не все варианты кастомизации коробочной версии Битрикс24. Мы регулярно решаем нетривиальные задачи разной сложности. С помощью доработок системы можно добавлять нестандартные термины, автоматизировать нетиповой документооборот или настроить автоматическую корректировку цен, исходя из новых параметров. Это не самые сложные, но безусловно полезные доработки, которые делают бизнес эффективнее. Важно еще и то, что их можно осуществлять в данной CRM почти без ограничений.

Наши кейсы

В качестве примеров приведем выполненные нами доработки для нескольких компаний.

Разработка модуля Цели

К нам обратился клиент с запросом разработать инструмент, с помощью которого можно было бы анализировать прогресс компании, так как та активно росла и расширялась, а данных становилось все больше. Хотелось их как-то удобно объединить и визуализировать.

Мы с нуля разработали модуль Цели для мотивации и вовлечения руководителей и сотрудников. С его помощью можно выстроить прозрачную систему мотивации, основанную на ключевых показателях и оценке прогресса. Он включает три вкладки, где две — это дашборды с графиками, а третья содержит описание целей.

Доработка Битрикс24: риск или польза для бизнеса?

Был проделан невероятный объем работ, полный кейс читайте здесь.

Разработка виджета для контроля сотрудников

Здесь задача была в том, чтобы отображать статус работников call-центра в реальном времени — кто сейчас на работе, кто взял перерыв, а кто уже окончил свой день. Доработка полезна для грамотного распределения звонков, с ее помощью их можно направлять только на активных сотрудников.

Виджет получился функциональным и понятным: выбираем одну из категорий (Работает, На перерыве или Завершили) и получаем отсортированный по алфавиту список актуальных сотрудников.

Доработка Битрикс24: риск или польза для бизнеса?

Разработка модуля для бронирования ресурсов в Битрикс24

Заказчик обратился к нам с просьбой разработать систему для брони рабочих и парковочных мест. Нужен был инструмент с понятной визуализацией и удобным функционалом. Мы разработали модуль, который отображает раскладку свободных мест и требует оставить контактные данные. Для рабочих мест это ФИО, телефон, e-mail, а также нужное для брони время. Для парковочных — все то же самое, еще марка авто и государственный номер.

В итоге получился наглядный инструмент, который помогает грамотно распланировать день, а не тратить время на звонки и уточнения по поводу свободных мест. Кстати, когда бронь подходит к концу, всплывает pop-up окно с предложением оплатить парковку для ее продления. Оплату можно провести по qr-коду или привязать платежную систему.

Доработка Битрикс24: риск или польза для бизнеса?

Интеграция Битрикс24 с платформой Mindbox

Данный кейс мы реализовали в краткие сроки, хотя он оказался непростым. После переноса большинства бизнес-процессов в Битрикс24 заказчик хотел оставить работу с sms и e-mail рассылками в прежней и удобной для компании системе MindBox.

Мы интегрировали MindBox на портал, чтобы сотрудники обрабатывали данные, не покидая CRM и не тратя свое время. Кроме того, доработка позволяет отслеживать статусы подписок клиентов компании — это ценная информация для сегментирования аудитории, она позволяет более точечно формировать предложения для каждого клиента.

Доработка Битрикс24: риск или польза для бизнеса?

Цветные поля для сущностей

Данная задача заключалась в том, чтобы помочь сотрудникам при поступающем звонке мгновенно фокусировать внимание на важной информации. До доработки в момент звонка открывалась карточка Контакта, но было сложно в первую же секунду выделить взглядом должность звонившего. Поэтому мы присвоили нужным полям разные цвета, а также дали администратору портала право управлять цветами в настройках.

Это не самая наша сложная доработка, если говорить о технической стороне. Но она крайне полезна для сотрудников компании, ведь они контактируют с большим количеством людей ежедневно. И выделенная цветом необходимая информация отлично помогает им чувствовать себя уверенными.

Доработка Битрикс24: риск или польза для бизнеса?

Что в итоге?

Мы уверены, что доработки коробочного портала очень полезны для бизнеса. И они абсолютно безопасны, если выполнены руками профессионалов. Кастомизация Битрикс24 позволяет брать от системы гораздо больше, чем предлагает штатная настройка. Если вы чувствуете, что было бы полезно проапгрейдить вашу CRM, обращайтесь к опытным интеграторам, смотрите их портфолио и приступайте к доработкам системы.

Присоединяйтесь к нашему тг-каналу, он молодой, но интересный -- в нем обсуждаем не только Битрикс24, но и автоматизацию процессов, новости из мира бизнеса и IT.

2 комментария

А вы только интегрируете битрикс? Другие системы (мегаплан, аспро клауд и т.д.) не интегрируете?

Ответить

Ирина, добрый день. Да, верно, мы специализируемся только на Битрикс24 :) другие системы не интегрируем, а вот с них осуществляем переезд на Б24.

Ответить