На авто по Турции в 2023 году. Стамбул - Анталья

Май, 2023. Изрядно наевшись «Олл-инклюзивами« и туристическими поездками с большими группами людей мы с женой решились на самостоятельную поездку на машине, чтобы получить новые эмоции и впечатления, и быть свободными в перемещении. Этот последний пункт казался очень важным для нас из-за пьянящего аромата свободы и привлекательности пребывания в другой стране "без привязки к месту".

Статья разделена на 2 основные части. Первая часть - "Практическая" про деньги, подготовку, нюансы, правила и т.д. Вторая часть про то как это было.

Начнем с конца, а именно с впечатлений, которые подарило нам это путешествие.

На авто по Турции в 2023 году. Стамбул - Анталья

Турция — как мы уже убедились идеальная страна для любого вида туризма. Хотите All Inslusive? Пожалуйста! Хотите остановиться в небольшом отеле и разведать окрестности? Это есть! Пеший эко-туризм? Несколько десятков маршрутов в разных точках страны! Но именно поездка на авто и остановки в разных городах и местах дарят потрясающие виды, много впечатлений, яркие эмоции, вкусную еду и приятные воспоминания. Без прикрас, это путешествие заменило нам 4-5 поездок в Турцию по количеству увиденного и попробованного в сравнении с пакетным туром:)

Начнем с самого важного, с планирования. Если вы планируете самостоятельное путешествие без привлечения тур-операторов, то определенно нужно проработать маршрут, багаж (что брать с собой?), где-брать машину, бюджет и много различных нюансов.

Маршрут

За 2 недели мы планировали проехать от Стамбула до Антальи, проведя первые 2 дня в Стамбуле, а затем отправиться в дорогу, остановившись в Фетхие, Каше и Анталье по 2 дня, а в остальных поселениях по одному или по пол дня.

Наш маршрут выглядел так:

Стамбул (2 дня) - Бурса (Деревня Джумалакызык) - Измир - Сельчук - Памуккале - Мармарис - Дальян - Фетхие (2 дня) - Каш - Мира - Олимпос - Анталья (2 дня)
Стамбул (2 дня) - Бурса (Деревня Джумалакызык) - Измир - Сельчук - Памуккале - Мармарис - Дальян - Фетхие (2 дня) - Каш - Мира - Олимпос - Анталья (2 дня)

Бюджет

Для туриста естественно желание сэкономить. И мы стремились к тому же, но понимая что чрезмерные ужимания сделают наше путешествие менее комфортным мы решили найти свой баланс.

Немаловажный нюанс. По состоянию на Май 2023 года в Турции не работают банковские карты, выданные на территории России. Поэтому если у вас как и у нас нет зарубежной банковской карты (и ограничения все еще действуют) будьте готовы к тому что рассчитываться придется в кэш. Даже если у вас есть зарубежная карта «наличка» вам будет необходима в менее крупных городах. Да, кое-где вы сможете найти терминал для оплаты, но в конкретных магазинах его с большой вероятностью может не оказаться.

Наш бюджет составил $ 2 820 без учета билетов на 14 дней. + около $400 на непредвиденные расходы. Не забываем что у нас с собой был только кэш и возможность расплатиться картой не было. Билеты нам обошлись в $350, спасибо милям Аэрофлота.

Вот такой у нас был плановый бюджет, как оказалось заявленной суммы было более чем достаточно:

  • Гостиницы — $730
  • Сим-карты (Мне и жене) $80
  • Машина $810
  • Бензин $270
  • Платные дороги $30
  • Еда $600
  • Проходы в музеи $300

Мы хотели попробовать оформить турецкую банковскую карту, на что взяли дополнительно $600 (учтено в общем бюджете). Спойлер: Карту нам оформить так и не получилось.

Пару слов про обмен валюты. В аэропорту курс как правило дороже (курс там динамический, зависит от суммы и настроения менеджера), в городе дешевле. Курс доллара во время поездки держался на уровне 21 лира за доллар. В городах самый выгодный курс был в Стамбуле, 20.6 лир за доллар. Самый невыгодный в Каше 19.1 лир за доллар. Но это не правило, т.к. обменников много и можно выбрать подходящий.

Рубли тоже могут поменять на лиры, но не в каждом обменнике и при очень плохом курсе.

В Турции можно расплачиваться Долларами, а лучше Евро, но по невыгодному курсу. И готовьтесь к тому что сдачу вы будете получать в тех же лирах, потому что далеко не у каждого продавца есть необходимая сумма в иностранной валюте.

Багаж

Казалось бы тут ничего необычного, но на всякий случай опишу несколько пунктов, которые вам пригодятся в путешествии:

  • В несезон берите вещи на любой случай. Погода в Турции, особенно в прибрежных городах очень переменчивая, поэтому лучше быть готовым ко всему.
  • Аксессуары для машины. Конечно, вы будете знать комплектацию машины, которую вы забронировали и можете подготовиться, но Турецкие компании часто делают бесплатный апгрейд или меняют машину по прилету, поэтому будет не лишним взять с собой: Переходник с 12v на USB (нас очень выручал), держатель для телефона, видеорегистратор (тут на ваше усмотрение, по итогу нам не пригодился);
  • Предметы личной гигиены. В отелях 5-звезд возможно у вас не возникнет проблем с одноразовыми зубными щетками, пастой, бритвенными наборами и т. д., но для подстраховки возьмите своё, лишним не будет;
  • Для курящих. Обычные сигареты продаются в Турции на любой улице. Ищите вывески «Tobaco shop» любой формы и цветов. Любителям электронок придется туго. На территории Турции электронные сигареты и устройства запрещены, поэтому берите с собой. О правилах ввоза Google вам в помощь.

Машина

Для аренды машин в Турции есть отличный сайт-агрегатор Localrent.com

Здесь вам предложат машины на любой вкус и цвет, и на любой кошелек. И что важно для россиян в 2023 году, аванс принимают с российских карт. Далее можно расплатиться по месту иностранной картой или наличными. Да, через агрегатор будет дороже нежели обратиться напрямую к дилеру, но так вы получаете возможность заплатить аванс российской картой и русскоговорящую поддержку. Мы решили взять кроссовер, т.к. поездка предстояла быть долгой и хотелось чуть больше комфорта. Остановились на Hyundai Bayon с полным покрытием на все время путешествие.

Полное покрытие — это означает что с вас не возьмут депозит. Вы застрахованы от всех видов повреждений, с вас не удержат средства за вмятины, трещины и царапины. Даже если случится авария, ваш оператор возьмет на себя все расходы и вам не нужно будет беспокоится о состоянии машины.

Пару слов о Турецком сервисе аренды авто. Как оказалось он разный. Может повезти с дилером, может нет. Нам к счастью повезло. Представитель компании Wings Rent a Car (Рекомендую!) связался со мной за 3 дня до начала аренды (по WhatsApp на русском языке), уточнил где пролегает наш маршрут, предпочтения, где нас встретить, и где мы хотим сдать машину (я указывал эту информацию на сайте, но все же такая внимательность даёт + в карму Турецкому сервису). Нам сделали бесплатный апгрейд до Citrioen С3 Aircross, габариты которого идеальны для больших городов, на что обратил внимание дилер и оказался прав.

Если ваш маршрут протекает по платным дорогам обязательно попросите дилера активировать HGS, это система бесконтактной оплаты дорог. Таким образом проезжая пункты оплаты по пути следования вам достаточно проехать через рамку с надписью «HGS». Оплату за дороги оператор с вас возьмет при сдаче автомобиля.

Нам достался вот такой красавец.

Citroen C3 Aircross, 2021г.
Citroen C3 Aircross, 2021г.

Ни разу не подвел нас в дороге, а дизель сделал поездку еще и экономичной:)

На борту был Android.Auto, поэтому держатель для телефона оказался лишним. Все прекрасно работало и поездка на этом «танчике» была максимально комфортной.

Дороги в Турции

Пару слов про дороги. Между городами протянуты платные автострады, ездить по которым одно удовольствие. Прямые дороги с потрясающими видами, с большим количеством остановок и заправок. В общем, для путешественников на авто созданы все условия. Но и бесплатные трассы не подкачали. Да, здесь вы не встретите, возможно, такого количества ухоженных остановок, но заправки и придорожные забегаловки вам обеспечены. Всегда найдется место где можно перекусить отдохнуть и насладиться пейзажами равнин, гор, холмов и морей.

Проблемы могут начаться в крупных городах. В них действительно нужно выкрутить внимательность на максимум. Все из-за бешенного трафика и непрозрачных схем движения. Казалось бы светофоры на месте, знакомые знаки на месте, ограничение скорости понятно, но водители в Турции относятся к ним как к рекомендации. "Уступить дорогу? Спасибо, но мне надо!". Кстати, не забываем что в городах Турции действует ограничение скорости 50 км/ч, в отличие от наших привычных 60км/ч. По межгороду 80км/ч. Еще отсутствие навыка пользоваться сигналами поворота у Турков поначалу приводит в замешательство. Даже лишний раз подумаешь "А стоит ли включать поворотники? Не напугаю ли я других водителей?".

Из примечательного о дорожной системе Турции. Нам редко попадались знаки "Главная дорога" и "Уступи дорогу", поэтому едешь ли ты по главной или второстепенной дороге может быть неочевидно. Вам часто будет встречаться красный знак "DUR" ("STOP" на турецком), который там где все таки нужно заменяет знак "Уступи дорогу", а вот тем кто едет по главной дороге не всегда очевидно нужно ли тут пропускать встречный поток или поехать дальше. Словом, ваша внимательность на дороге нужна как никогда.

В остальном ездить по дорогам Турции одно удовольствие. Даже в сельской местности все залито бетоном, а ямы скорее исключение из правил. Здесь с легкостью можно словить авто-дзен, любуясь на ровную дорогу и окружающие пейзажи. А ближе к прибрежным городам вы насладитесь видами эгейского или средиземного морей с трассы, пролегающей вдоль прибрежных скал. Рекомендую искать viewpoint'ы на google картах и сделать несколько фото по дороге.

Связь

В Турции три основных оператора: Turkcell, Vodafone, Turk Telecom. Все с широкой зоной покрытия. Чтобы перестраховаться от потери связи в дороге мы взяли 2 местные сим-карты операторов Vodafone и Turkcell. У нас был стабильный 4g практически всё время маршрута. Только Vodafone терял связь в горах и в совсем глубокой сельской местности.

Стоимость покупки сим-карты кусается. Мы отдали $40 за сим-карту Vodafone в аэропорту Стамбула и $34 за Turkcell (в Стамбуле), обе c 20гб интернета (количество минут и смс к сожалению не запомнили, но мы ими не пользовались). Где покупать сим-карту в аэропорту или в городе на ваше усмотрение, но в городе вы можете сэкономить 5-7 долларов.

Сами сим-карты сроком действия 3 месяца, пакет выдается на 1 месяц, который затем можно продлить (стоимость в зависимости от оператора, пакет 20гб интернета обойдется вам от $12 до $17).

Сим-карта выдается на 3 месяца не просто так. Т.к. ваше ввезенное мобильное устройство из любой страны и не зарегистрированное должными образом в Турции будет заблокировано по IMEI в общей системе операторов связи через 3-4 месяца. Телефон не будет работать с местными сим-картами. Увы, но так Турция борется с серым ввозом. Решением может быть зарегистрировать мобильное устройство в налоговой или купить его в Турции. Спойлер: Дорого. Об этом в Интернете вы можете найти тонны материалы и инструкций.

Отели

Места проживания мы бронировали на Booking.com. Да, с ним были сложности, связанные с невозможностью привязать банковские карты, выпущенные в России. Но тем не менее, сервис работает и предлагает множество вариантов с оплатой на месте. Сервис все же проверяет вашу карту и выдает ошибку, но с администрацией отеля всегда можно списаться и договориться о том чтобы они не обращали на это внимание и все же подтвердили вам бронь (из 7ми отелей всего лишь 2 написали нам и попросили прислать билеты на самолет, остальные же подтвердили бронь сразу). Альтернативным сервисом бронирования отелей может быть Российский Ostrovok.ru, но в нем стоимость отелей дороже в 2 раза, поэтому было решено помучаться c booking.com

Отели старались выбирать в туристических местах, желательно рядом с большой дорогой и обязательно с гостевой парковой, чтобы не тратить время на поиск места для авто.

Парковки

В Турции парковки называются Otopark. Есть практически в каждом городе. Как организованные во дворах, так и благоустроенные многоэтажные комплексы. Тарифы всегда отличаются у конкретной парковки. В городах парковки бывают платные и бесплатные, но для иностранного туриста лучше искать платный "Otopark". Так надежней. Есть парковочные места вдоль дорог, где вы можете наблюдать машины, стоящие в 2-3 ряда. Не переживайте если не очевидно является ли конкретная парковка платной или бесплатной. Сотрудник транспортной инспекции в желтой форме появится перед вами сразу как запаркуетесь и попросит оплаты.

С практической частью все, далее про то как это было.

Часть №1 - Стамбул - 2 дня

Прилетели мы в Стамбул комфортным рейсом Аэрофлота с пересадкой в Сочи. А благодаря милям еще и сэкономили на билетах хорошую сумму.

По прилете поздно ночью нам потребовалось время, чтобы найти машину, нужное дилерское окно, оформить документы и потратить некоторое время чтобы выехать из очень сильно заставленной многоуровневой парковки аэропорта. Но по итогу мы в первый раз выехали на дорогу в другой стране, что хоть и щекотало нервы поначалу, но в дальнейшем нам доставило море удовольствия.

В Стамбуле мы были не в первый раз, поэтому решили прогуляться по тем местам, которые нам особенно запомнились или по тем до которых не добрались в предыдущую поездку в 2021 году. Тогда некоторые достопримечательности были на реконструкции, а где-то нам помешала пандемия.

Поселились в районе Emekyemez, ближайшему к району Галата, улице Истикляль и, что не маловажно для нас, рядом с круглосуточной парковкой.

Район Галата, Стамбул
Район Галата, Стамбул

Первыми нашими точками маршрута были банк и салон связи, но перед этим мы зашли в налоговую инспекцию, чтобы получить местный Tax ID. После оформления Tax ID уже в банке нас попросили внести депозит $5 000 и заморозить его 3 месяца. Как вы понимаете мы решили помучаться с наличкой.

Из больших достопримечательностей мы побывали во дворце Топкапы и в Цистернах Базилика. Цена проходных билетов кусается. Дворец Топкапы около 650 лир с аудиогидом. Цистерны Базилика 350 лир. Стоит ли оно того или нет решать вам. Для нас это были те месте, в которые мы очень хотели попасть, чтобы прочувствовать историю и пощупать древние стены. После основных достопримечательностей прошлись несколько раз по улице Истикляль, пару раз пили чай возле башни Галата, прогулялись по набережной на Восточной стороне, поели зеленых слив, поднялись на последний этаж одного из самых высоких зданий в городе - 4leven. Вечером последнего дня посетили одну из древнейших (если верить местным, хотя мы до конца в этом не уверены) кальянных в городе в районе Султанахмет.

Мы полюбили Стамбул еще в прошлую поездку. Очень колоритный и многогранный город, где можно найти много всего. Проехаться на корабликах по Босфору, попить Сахлеп, поесть кебаб на узкой улочке, поторговаться на рынке, погулять в красивых парках, зайти в Айа-Софию, посидеть на набережной, любуясь видом на Босфор, Мраморное море и Золотой рог. И это лишь малая часть того чем можно заняться в Стамбуле. В этот город мы еще не раз планируем вернуться:)

Часть №2 - Бурса, Измир

На 3й день мы взяли машину, заправились дизелем, купили провиант в дорогу и проехав через весь город двинулись в сторону Измира. Нам предстояло проехать около 500км.

На нашем пути мы видели зеленые сопки, ветряные мельницы, пастбища, и широкие зеленые луга. Нужно ли говорить что первый выезд за пределы города вдохнул жизнь в нашу поездку и уверенность в том что мы сделали правильный выбор в пользу авто-путешествия.

Доехали до Бурсы и сделали небольшую 2ух часовую остановку в Джумалакызык.

Джумалакызык - это деревня, история которой восходит к началу XIV века. Внесена в список объектов всемирного наследия Юнеско. Здесь можно прогуляться по деревенским улочкам, осматривая дома в старом османском стиле, купить очень вкусный тягучий мед, недорогие сувениры и пообедать, как говорится, "как у бабушки" за небольшие деньги. Прогуливаясь по улицам мы нашли себя компаньона в лице очень жизнерадостной собаки, сопровождающей нас большую часть маршрута по деревне. После прогулки мы пообедали в одном из жилых домов, которые местные адаптировали под ресторан, и двинулись в сторону машины, чтобы дальше проехать еще 350км до Измира.

Измир встретил нас оживленным движением, высокими подъемами и не менее крутыми спусками. Но мы в конце концов добрались до района Конак и нашей гостиницы. Район выбрали не случайно, т.к. здесь расположены основные достопримечательности города.

На авто по Турции в 2023 году. Стамбул - Анталья

Мы припарковались (благо у отеля есть частная парковка), оставили машину и прогулялись до набережной, чтобы лицезреть закат на Эгейском море. Здесь же на набережной поужинали в ресторане и отправились в гостиницу.

Набережная г. Измир
Набережная г. Измир

Часть №3 - Измир, Сельчук

Следующие полдня по плану мы провели в Измире. Осмотрели достопримечательности Смирны, погуляли по местному рынку, в процессе пообедав. Здесь же на рынке купили несколько браслетов на память, после решили взять машину, чтобы проехаться по городу и доехать до башни с часами, которую нам рекомендовали посетить.

Арка древнего города Смирна
Арка древнего города Смирна

В процессе прогулки по Измиру мы попробовали снова оформить Турецкую карту, но с тем же результатом что и в Стамбуле. Банк запросил $5 000 депозит, заморозив его на 3 месяца. В итоге мы решили что затея с оформлением Турецкой банковской карты для нас закончилась.

Взяв машину мы окунулись в вакханалию Измирского трафика. Поверьте, здесь вам потребуется вся ваша внимательность и реакция. Хоть и Яндекс.Навигатор здесь работает отлично, но перекрестки, большое количество смежных улиц и дорожные кольца могут с легкостью вас запутать и украсть несколько десятков минут времени маршрута.

Пережив дорожные "экспиреенс", мы остановились на парковке у набережной, близ башни с часами, и тут нас настиг ливень. С погодой все время путешествия нам очень везло и это был фактически единственный раз когда нам пришлось искать крышу, чтобы переждать ливень и град.

Мы зашли в здание речного порта, где вместе с нами пережидали дождь большое количество Турков, туристов и цыган. Последние развлекали народ танцами и после просили денег за просмотр. Уличные торговцы цветами тоже были на месте.

После 2ух часов ожиданий мы пришли к башне с часами. Не сказал бы что она нас сильно поразила, но для полного комплекта просмотренных достопримечательностей подойдет.

Дальше мы двинулись в Сельчук.

Окраины г. Сельчук
Окраины г. Сельчук

Сельчук - это небольшой город, близ которого расположился Эфес. В этом же городе можно найти музеи, исторические достопримечательности, колоритные улочки и очень неплохие рестораны и кафе.

Гостиница Amazon Antique, в которой мы остановились, расположилась на месте старенького домика. Во внутреннем дворе растут деревья и цветы, а по периметру находились двери в номера. Сами номера немного подуставшие, но все сделано с максимальным комфортом для постояльцев.

Во время нашего вечернего променада мы поужинали в ресторане, пообщались с очень интересным мужчиной из Нидерладнов, который решил в этом городе провести свою пенсию. К слову сказать не самое плохое решение.

Стоит ли говорить что город оставил после себя приятное ощущения. Маленькие уютные улочки, семейные рестораны с добродушной атмосферой и человеческое отношения к каждому посетителю. Не удивительно, что такие города привлекают большое количество туристов из Европы, в основном пенсионного или предпенсионного возраста. Мы, конечно, к такой группе людей не относимся, но мысль вернуться сюда через несколько лет (может десятков лет) зафиксировалась в голове довольно прочно.

Часть №4 - Эфес, Памуккале

На следующий день утром мы выдвинулись в Эфес. Надо сказать, что желающих посетить этот древний город очень много. Не смотря на то что мы приехали довольно рано нам пришлось простоять в очереди около получаса за билетами стоимость 750 лир на человека. Но, безусловно, это того стоило. В Эфесе относительно всего масштаба города сохранилось немного построек, но то что осталось поражает. 2 амфитеатра, несколько длинных улиц с кое-где сохранившимися статуями и гобеленами, библиотека Цельса, Храм Артемиды и древние камни, аккуратно разложенных по контуру когда-то располагавшихся здесь строений. Удивительно как этот на вид небольшой город в древности мог вмешать в себя 225 тысяч человек, но по мере изучения истории становится понятно что большая часть жилых домов растворились в земле и времени. Провели мы в Эфесе около 3ех часов. Если осматривать каждое здание более пристальней чем мы и внимательней слушать аудиогид здесь можно провести почти весь день. Но нам предстояла долгая дорога до Памуккале.

Памуккале располагается близ города Денизли и мы могли поселиться здесь, но нам хотелось пожить с видом на белые холмы. В районе на улице Memet Akif Ersoy расположились несколько ресторанов, кафе, гостиниц и парк. Все те же злачные места, которые появляются там где возникает туристический поток. Вечером мы поужинали в ресторане с видом на белые холмы и прогулялись по небольшому парку, где искусственное озеро облюбовали гуси. Затем отправились спать, чтобы проснуться пораньше и пойти в Памуккале до основного потока туристов.

Часть №5 - Памуккале, Иераполис, Мармарис

Сказать то что нам впечатлил Памуккале не сказать ничего. Я был здесь лет 10 назад, но тогда я приехал вместе с группой туристов и приходилось ускоряться или тормозить, идя в шаг с гидом и группой. И в этот раз я скептически относился к поездке, пока мы не прибыли сюда, ведь нам пришлось сделать крюк вглубь страны, подальше от прибрежной красоты. Но когда ты двигаешься в своей темпе, смакуя каждый изгиб этого белого холма впечатления совсем иные.

На вершине холма располагается внушительных размеров город Иераполис. Тут и древний бассейн с минеральной водой, и амфитеатр, и длинные улицы с жилыми домами, и разрушенные древние бани, а в конце города (или в начале, как посмотреть) располагается кладбище с древними монументами.

Город действительно большой и здесь нам пришлось задержаться, чтобы осмотреть все.

На первый взгляд древние города на территории Турции почти все одинаковые. Какие-то сохранились чуть лучше, какие-то чуть хуже, где-то остались выдающиеся постройки как амфитеатр в Эфесе, где-то остались только руины. Но когда погружаешься в историю каждого города гулять по нему становится в 3 раза интереснее. Не отказывайте себе в удовольствии почитать информацию о городе, в котором вы находитесь или покупайте аудио-гид на входе. Так ваши прогулки и изучение древних скульптур будут более осознанными и вы увезете больше впечатлений с собой.

После Памуккале и Иераполиса мы двинулись в Мармарис, где началась "пляжная" часть нашего путешествия.

Преодолев длинный путь по горам и прибрежным извилистым дорогам мы добрались до Мармариса.

Исторической ценности в городе немного. Это на 90% туристический город с ресторанами, кафе, отелями и длинным берегом. Всё это мы видели уже не раз, и нам, откровенно говоря, было здесь скучно. Однако стоит сказать, что в Мармарисе очень процветает яхтенный спорт. Яхты различный форм, размеров и цветов пришвартованы вдоль длинного пирса. Очень часто сюда приезжают со всех уголков земного шара яхтсмены, чтобы посоревноваться друг с другом в умении чувствовать ветер или просто провести время, ходя по волнам залива.

Viewpoint. Г. Мармарис
Viewpoint. Г. Мармарис

Мы прогулялись по пляжу, по рынку, утром следующего дня зашли в крепость Мармарис, которая даёт намек на историческую ценность города, но более мы не нашли для себя ничего интересного.

Часть № 6 - Дальян, 2 дня в Фетхие

На утро после посещения крепости Мармарис мы поехали в Фетхие, по пути заехав в Дальян.

Дальян - небольшой курортный город, расположившийся в дельте одноименной реки. Побывав в этом городе мы подкрепили свою любовь к Турецким маленький городам. Также как и в Сельчуке - узкие улочки, семейные рестораны, большое количество улыбающихся англоговорящих туристов.

Очень рекомендую посетить местные заведения. Здесь персонал старается поддерживать атмосферу "как к своим". Официанты и управляющий заведения знакомятся с вами, пытаются наладить контакт, оказывая сервис так чтобы времяпрепровождение в их заведении было максимально комфортным для посетителей. В одном из кафе мы хотели заказать десерт "Трилече", которого не было в меню, но официант сам предложил принести его нам из соседнего заведения. Нам было неловко, но официант был настойчивым. Десерт был безумно вкусным и денег за него взяли немного (около 100 лир). Можно, конечно, подумать что все это "работа на туристов" и что официант купил десерт в соседнем кафе в 2 раза дешевле, но мы в тот момент готовы были это простить за отношение и готовность оказать лучший сервис за относительно небольшие деньги.

Рекомендую прогуляться по набережной реки "Дальян", где вам откроются виды на пирс с большим количеством морского транспорта, на красивую реку и на горы с ликийскими гробницами, высеченными в ней.

Пробыв в Дальяне пару часов мы двинулись в Фетхие, и прибыли туда ближе к вечеру. Сам Фетхие очень напомнил нам Мармарис. Такой же портовый туристический город с большим количеством кафе, ресторанов и большим пирсом. Нам были не они, а ликийские гробницы, высеченные в скалах, Олюдениз и заброшенный город Каякёй. На следующий день на машине мы посетили все что запланировали.

В южной части города Фетхие расположились скалы с высеченными в них ликийскими гробницами, но посмотреть в близи и потрогать руками можно лишь одну. Все остальные огорожены "лентами", т.к. проходы к ним давно разрушило время. Сами гробницы это внушительные сооружения с захоронениями, которые строились по принципу "чем выше тем лучше". Мы не большие знатоки истории (хотя и в моменте пытались гуглить на ходу), но успели вычитать что таким образом древний народ Ликии возносил усопших ближе к небесам.

Ликийская гробница. Г. Фетхие
Ликийская гробница. Г. Фетхие

Посетив гробницу мы двинулись в заброшенный город Каякёй. Этот заброшенный город находиться в 20-30 минутах езды от Фетхие. Город, покинутый около 100 лет назад занимает большую площадь на горной местности. От греческого города с 1000 домов остались полуразрушенные каменные сооружения, поросшие улицы и много камней, лежащих повсюду. Только добравшись до туда мы осознали на сколько это большая территория. Здесь можно провести целый день, гуляя и трогая камни. Мы уважаем древнее наследие и историю, но в тот момент мы хотели в один день уместить много всего, поэтому мы попили чай в ближайшем кафе и поехали в Олюдениз.

Заброшенный город Каякёй.
Заброшенный город Каякёй.

Олюдениз - еще один туристический город для пляжного отдыха. Небольшой, но с шикарными бухтами с лазурным берегом. Этот город известен многим благодаря Голубой лагуне и началу Ликийской тропы. Все в округе - очень красиво и радует глаз, и все активности для туристов такие как полет на парашюте, катание на яхтах, на гидроциклах, снорклинг, дайвинг может предложить местный бизнес.

Берег Олюдениз
Берег Олюдениз

После пары часов в Олюдениз мы вернулись в Фетхие. Наш отель располагался на возвышенности, поэтому из окон открывался прекрасный вид. И т.к. наш отель он же был и бар, мы решили в первый раз за путешествие воспользоваться моментом и провели вечер, выпивая местное и импортное пиво, накормив в процессе несколько котов, один из которых стал членом нашей компании на вечер.

Компаньон в баре El Camino
Компаньон в баре El Camino

Часть № 7 - Сакликент и 2 дня в Каше.

На следующий день нас ждал длинный маршрут до города Каш, с остановкой у Сакликент.

Сакликент - это каньон длиной 18 километров и высотой до 1 000 метров с протекающей бурной рекой Эшен. Каньон нашли несколько десятков лет назад и облагородили его для туристов, организовав здесь парк. На входе вы можете купить билеты (за символические 50 лир) и пройтись по короткому помосту ко входу в каньон. Дальше вас ждет путь по каменистому руслу реки с большими каменными валунами, которые придется обходить, взбираться, пролезать. Уже после помоста есть заведения где вы можете перекусить, купить удобную обувь для передвижения по камням и оставить личные вещи (как мы заметили за ними строгого контроля нет, поэтому оставили вещи в машине, взяв с собой только самое необходимое и что не жалко намочить). Проход вглубь каньона оказался непростым, но там нам открылись очень красивые виды на скалы, водопады и реку. Передвижение по каньону могут облегчить гиды, которые за дополнительную плату проведут вас по всей длине маршрута. Пройдя около 200 метров (возможно больше) сотрудники парка попросили нас вернуться, т.к. собирался дождь, во время которого посещения Сакликента запрещено по причинам безопасности.

Каньон Сакликент
Каньон Сакликент

Вернувшись к машине уставшие, но довольные мы двинулись дальше по маршруту в город Каш.

Наша любовь к Кашу зародилась еще на подъезде к этому красочному городу. Дорога до и после Каша пролегает по отвесным прибрежным скалам несколько десятков километров в длину. Поэтому подъезжая к Кашу появляется непреодолимое желание сбросить скорость и полюбоваться горизонтом синего моря, островами и ярким солнцем. В самом Каше сосредоточилось все что нам так понравилось в маленьких туристических городах Турции. Узкие улочки, цветы, деревья, маленькие уютные заведения, дома с черепичной крышей и белыми стенами, а главное люди - туристы и местные, общение с которыми оставляет самые приятные впечатления.

г. Каш
г. Каш

Мы заселились в "Hotel Sonne". Не дешевый, но цены в Каше в целом выше, чем в остальной туристической Турции. Все из-за повышенного спроса от туристов. Тем не менее, сам отель нас очень приятно удивил. Чистые номера, удобная кровать, новая мебель (в отеле недавно был ремонт) и максимально клиентоориентированный и радушный сервис.

На следующий день мы получили максимум от этого города. Мы посетили несколько пляжей, даже решившись искупаться в ледяной воде (Май - все таки не время для купания), купили несколько фенечек в местной лавке, походили по улочкам, посетили местный бар, попивая очень неплохие коктейли, полюбовались на закат. Каш был не так сильно заполнен туристами, т.к. в это время сезон только начинался, поэтому толпы туристов не мешали нам наслаждаться городом. Позже в Сентябре мы вернулись в этот город еще раз, решив закрыть гештальт по пляжам, когда вода стала намного теплее.

Пляж г. Каш
Пляж г. Каш

К слову, пляжей в черте города много. Есть один в самом центре шириной метров 20, располагающийся между холмами с ресторанами и кафе. Чтобы посетить привычные в нашем понимании широкие пляжи лучше всего брать с собой машину. Остальные пляжи хоть и не далеко, но до них нужно идти в гору. Как итог Каш нам очень понравился. Это умопомрачительной красоты город с большим количеством "всего туристического" на квадратный километр. Ложку дегтя может добавить цена пребывания, развлечений и еды, особенно в сезон, но мы думаем Каш такую цену заслужил:)

Часть № 8 - Мира, Олимпос и провинция Анталья

На следующий день покинув Каш и вновь проехавшись по живописному серпантину мы приехали в древний город Мира, развалины древнейшей столицы Ликии.

В Мире мы увидели узнаваемую древнюю архитектуру, знакомую нам по Фетхие и Дальяну, но в большем количестве. Сама территория раскопок небольшая, состоящая из большого амфитеатра и скалы с высеченными в ней гробницами. Я мог бы описать богатую историю города и рассказать о Николае Чудотворце, который закончил здесь свою жизнь, но все же этот текст про впечатления, эмоции и точки на карте, поэтому оставлю это дело профессионалам. Резюмируя, Мира - обязательное место к посещению для того чтобы ощутить величие древних сооружений и "потрогать" историю.

Древний город Мира
Древний город Мира

Провинция Антальи радует большим количеством древностей, пляжей (если честно большинство похоже друг на друга), но одно место мы выделили для себя - Олимпос. Древний город, который открыт совсем недавно и в котором еще идут раскопки. Но главное открытие для нас здесь - это его расположение и архитектура. Чтобы добраться до Олимпоса нужно съехать с главной дороги "Кумлуджа-Кемер" круто вниз в межгорье. Город Олимпос располагается на берегу реки Гёксу. Оставив машину на парковке, заплатив деньги за входной билет (около 150 лир на одного), мы двинулись вдоль реки, разглядывая древние развалины, наблюдая за плавающими черепахами и смотря вдаль на горизонт Средиземного моря, куда впадает река. Маршрут через Олимпос заканчивается каменистым широким морским пляжем, где туристы и местные в большом количестве останавливаются на пикник. Здесь мы решили взять небольшую паузу, загипнотизированные волнами, синим морем и горизонтом, уже ощущая конец нашего путешествия.

После Олимпоса мы сделали небольшую остановку на общественном пляже Кемера с зонами барбекю, где отдыхают в основном местные. По всей видимости иностранные туристы не добираются до этого места, ведь абсолютная часть берега Кемера занята частными пляжами и отелями.

Закончили мы свой день, добравшись до Анталии.

Часть №9 - 2 дня в Анталье

Много ли я могу написать об Антальи о которой вы можете найти большое количество статей, информации и путеводителей? Вопрос риторический.

За полтора дня мы посетили Дюденские водопады, пообедали в ресторане Luna в древнем городе, посетили ворота Адриана, поднялись по канатной дороге на гору Тюнектепе, а вечером последнего дня попили чай в порту старого города, отметив окончание нашего путешествия. Даже успели посетить фермерский рынок, где мы купили некоторое количество фруктов и оливки на гриле (строго рекомендую, это очень вкусно).

В порту Анталии подводя итог нашего путешествия мы для себя зафиксировали, что Турция - многогранна. В этой стране можно найти любой вид отдыха на любой кошелек и любой запрос, стоит лишь немного выбраться за территорию "Олл-инклюзив". А путешествие на машине в другой стране - для нас стало любимым видом отдыха. Да, для Россиян путешествия становятся все менее доступными и все более дорогим, но если у нас вновь появится возможность совершить подобное путешествие здесь или в любой другой стране мы обязательно это сделаем.

Порт старого города в г. Анталья
Порт старого города в г. Анталья

На утро мы поехали в аэропорт и сдали машину. Сотрудник прокатной компании любезно довез нас до аэропорта и мы сели в самолет, увезя с собой много нового опыта, эмоций и воспоминаний.

Очень надеюсь, что статья оказалась для вас полезной и вдохновила вас на новые приключения, опыт и путешествия. Желаем вам больше путешествовать, копить больше приятных воспоминаний и вдохновлять себя на новые открытия!

44
4 комментария

Вы vc.ru с awd.ru перепутали.

Ответить
Автор

Честно, даже не слышал о таком ресурсе:( Когда готовил маршрут находил подобные статьи тут, поэтому вопроса где публиковаться не стояла. Спасибо, буду иметь в виду!

Ответить

Годная статья, вспомнил как сам так ездил, вообще обожаю так путешествовать, как вы правильно заметили это свобода, а свобода это кайф, мой маршрут правда был "чуточку" длиннее. Я ехал из Стамбула в Мармарис.

Ответить
Автор

Абсолютный кайф, если отдыхать то только так:) Мне казалось наш маршрут Стамбул-Анталья длиннее, но у вас возможно было больше точек маршрута)

Ответить