Как добиться карьерных высот в больших корпорациях

Циничные советы уволенной и много осмыслившей, или чему нас вообще учат в институтах.

Как добиться карьерных высот в больших корпорациях

Я проработала в очень крупной иностранной компании (вы ее тоже знаете) больше 5,5 лет и в один меня попросили уйти по соглашению. Надо сказать, к тому моменту я уже мечтала сменить работу, но такое решение все равно было для меня неожиданным и болезненным, хотя с высоты прошедшего времени – однозначно положительным.

Что я поняла за это время, анализируя свой опыт и свои ошибки? Хорошо работать не достаточно. Хорошо работать - точно не самое главное. Не хотите неожиданно оказаться в бушующем океане открытых вакансий – соблюдайте мои скромные, но в некоторой мере, выстраданные правила работы в корпорациях. Естественно, я не говорю про организации, в которых адекватное руководство, слаженный профессиональный коллектив и, вообще, культура.. Обращение к работникам небольших «семейных», адекватных компаний – вам будет неинтересно, не читайте все это.

Главное требование любого начальника – умение правильно и бесперебойно ловить его «сигналы»

Ты можешь быть бесконечно прав, но какой в том толк, если твой начальник считает по-другому?


«А давайте сегодня крутить пальцем в носу против часовой стрелки? Я приказываю всем, начиная с сегодняшнего дня крутить пальцем в носу против часовой стрелки!» Какой ответ вам приходит в голову, когда вы впервые слышите это? Правильно, ответ один: «Да, мой капитан!». Он может забыть об этом завтра (и я уверяю, максимум послезавтра он об этом забудет), но ваше робкое несогласие даже на эти два дня обязательно будет отмечено его зорким взглядом. На то он и начальник, вы работаете – он делает выводы.

В обычных корпорациях нельзя критиковать идеи, предложения, мысли, выводы, причинно-следственные связи руководителя. Особенно, конечно, в присутствии других коллег.

На одной большой глобальной встрече я показывала презентацию, цифра в которой в некотором роде кидала на тень на большого начальника. Уверенно остановив меня, он сказал, что ставит под сомнение эту цифру и поэтому все мои дальнейшие выводы недееспособны. Ну как же так, в присутствии пяти коллег возбужденно выпалила я, давайте вот прямо сейчас вместе проверим эту цифру (я то была уверена). Где был мой мозг? «Не стоит», сухо сказал он, бросив в зону моего третьего глаза невидимый кинжал. Разговор был окончен. Моя непосредственная начальница рангом ниже его задорно вскрикнула – «конечно, мы все обязательно проверим» и крайне интенсивно записала новую задачу в свой блокнот.

Если хотите как можно дольше проработать на своем текущем месте – соглашайтесь со всеми идеями руководства. Хотите быть любимчиком – не просто соглашайтесь, а хлопайте при этом в ладошки, радостно так) Начальство обязательно оценит. Люди, которые интенсивно хлопают в ладоши - дольше живут и больше зарабатывают, проверено.

Не писайте против ветра..)

Я не хочу описывать в деталях, какой была моя непосредственная начальница, но она была неприятной со всех сторон: она казалась мне глупой и непрофессиональной, она была крайне подлым человеком и очень большой сплетницей.

Я не любила свою начальницу, коллеги не любили мою начальницу. Партнеры не любили мою начальницу, головной офис не любил мою начальницу.

Все это неважно. Наш большой начальник любил мою начальницу. Да, она хлопала в ладоши (п. 1), а он ее выделял и поддерживал, причем значительно больше меня.

Конечно, я придерживалась субординации и не хамила, но своего невысокого мнения о ней, в принципе, никогда не скрывала. С моей стороны это было крайне недальновидно. Я никогда бы не переплюнула ее, пока есть биг босс и пока он к ней благоволит. С такими руководителями нельзя вступать в конфронтации, учить их жизни и работе; их надо понять, простить и делать, то, что она скажет, тихонько обновляя резюме, когда сил подчиняться деревянному буратино уже не останется. Я никогда не смогла бы ее победить, мой конец был предрешен. Знайте это, впитывайте мой опыт. Не вступайте в эту войну, без коренных перемен в настроении большого руководства, вы ее не выиграете.

Заведите себе влиятельных союзников

План такой – вы приходите на новую работу и первое время со всеми равномерно крайне милы. Далее – вы оцениваете климат в коллективе и выделяете любимчиков руководства, по-настоящему влиятельных людей в компании (не всегда в соответствии с должностью). Обращайте внимание, кто часто ходит на встречи с руководством даже не по своему профилю, у кого спрашивают советов и зовут на обед. Задача минимум – быть милым и удобным. Задача максимум – стать союзниками в этой корпоративной борьбе на выживание. Придет время и этот человек защитит вас там, когда это будет необходимо. Вы будете узнавать от него свежие важные новости и сможете передавать их другим как будто от первоисточника, подчеркивая свой вес «там, наверху».

Вы должны платить тем же, но крайне чутко продолжать следить за климатом. Если союзник попадет в немилость – надо быстро и решительно с него соскакивать.

На своей работе я не раз была свидетелем таких альянсов и видела исключительную пользу, особенно, когда один из союзников распределяет ресурсы.

Иметь надежного и влиятельного партнера в своей компании – крайне важный билетик в карьерной электричке, от всей души вам рекомендую не пренебрегать этим правилом.

Не болтайте на работе лишнего

Многим хочется найти себе на работе не просто союзника, но и поддержку, плечо, человека с которым можно обсудить всех и вся, пожаловаться, порадоваться, попить чай. Очень осторожно подходите к выбору этого человека, если вам он действительно необходим.

Поучительный пример из моей жизни, опыт - сын ошибок трудный. Представьте, есть две компании. Скажем, одна производит левую палочку Twix, а вторая – правую. Это две разных компании, но они очень близки и плотно сотрудничают. Есть я и другая девушка, и мы отвечаем за надежное сотрудничество этих палочек, я – в левой, она – в правой. Мы становимся близкими подругам, мы постоянно созваниваемся и я рассказываю ей все новости про нашу сторону баррикад, естественно, не утаив все жареные факты, сплетни и личное мнение. Я думала, что я в безопасности, ведь она все-таки далеко. А потом я узнаю, что эта девушка тайно встречается с моим женатым коллегой, с которым они познакомились на одной из наших встреч по палочкам. В течение их тайного романа она а) узнает от меня все сплетни про него и компанию б) передает их ему, вероятно, добавляя что-то и от себя.

Он – руководитель с кучей союзников и вот так, вскрыв эту пару, на ровном месте, я становлюсь врагом для всей этой коалиции, а девушка примыкает к ним, разрушая нашу слаженную коллаборацию:) Нечаянно, не от большого ума, но и без злого умысла, я получила кучу врагов. Общайтесь неформально только с проверенными людьми, желательно из соседних далеких отделов. Держитесь за порядочных людей, цените их.

Дайте руководителю результат - а какой ценой и какими средствами - дело десятое

Достижения измеряемых результатов бывает недостаточно. А качественного достижения результатов, к большому сожалению правильных и ответственных сотрудников, бывает, вообще не требуется.

Представьте, вы увидели красивый пейзаж, и вам нужно его запечатлеть и принести показать руководству. Вы будете очень сильно стараться - вы же очень ответственный сотрудник – и начинаете рисовать детально подробную картину красками, которые будете перед этим долго выбирать. А ваш коллега не будет ничего рисовать. Он сделает фото на телефон. Прибежит к руководителю, покажет фото красивого пейзажа и снабдит шикарной презентацией, как достиг таких непревзойденных результатов. Кто будет оценен руководителем? Конечно, ваш коллега. У него есть результат (красивый пейзаж) и даже презентация. А у вас? Просто красивая картина... будет, может быть, когда-нибудь. Слишком поздно! Мой совет – не беритесь за краски там, где достаточно фото, если только вы не гениальный художник. А если вы гениальный художник – почему вы все еще тут работаете?

Самое ценное прикладное умение – умение презентовать себя и свои труды

Я не говорю про какие-то особые профессии, когда люди запускают ракеты в космос, находят лекарства от болезней или даже «просто» занимаются бухгалтерией. Если вы менеджер, то умение правильно презентовать себя, свои труды, достижения и инновации, будет крайне высоко цениться во многих компаниях и станет тем краеугольным камнем, который приведет вас наверх или скинет вниз со скалы. Каждое ваше действие, которое даже с натяжкой можно оценить как эффективное, должно быть донесено до руководства. Будет большой ошибкой застесняться, посчитать излишнюю самопрезентацию наглостью, да и вообще думать «ну что вы, мне за это платят», скромно потупив глаза. Можно подумать, что, озлобившись на всех и вся за свое увольнение я предлагаю теперь вам сидеть на пятой точке ровно и только бегать к руководству. Это не так. Вам может быть это чуждо (я сама считаю, что любому нормальному человеку это чуждо), но это, к сожалению, правило – если у вас нет агента, который будет расхваливать вас за вас, вам самому придется взять на себя эту нелегкую миссию.

За последние несколько лет на работе у меня было несколько формальных и неформальных менторов. Все их советы зачастую сводились к одному – обязательно показывай своему руководителю, что ты делаешь и как ты старалась. Я советую это и вам.

Не забывайте думать!

Звучит глупо, но… Проработав на своей должности несколько лет, чувствуя себя как рыба в воде, мы забываем думать. Скорее всего, вы знаете, как поступить в той или иной рабочей ситуации, принимаете решения по уже имеющемуся сценарию и не готовы тратить время на лишние мозгошевеления. Мой самый последний совет – не забывайте думать. Где вы находитесь сейчас, какие у вас проблемы и приоритеты в работе, что ждет вас впереди и что можно сделать лучше. Если вы плывете по течению – оно принесет вас куда-то, может к хорошему берегу, а может и нет. Заведите себе привычку думать, как бы странно это не звучало. Заведите себе конкретное время, когда вы сможете отвлечься от миллиона своих дел и просто посидеть, и подумать, хотя бы 15-20 минут в день. Не забывайте думать ни о своей работе, ни о климате в коллективе, ни о своих карьерных устремлениях и том, как вы сможете их достичь.

Спасибо за внимание! Согласны ли вы с какими-нибудь из моих советов или имеете полностью противоположную точку зрения?

44
6 комментариев

С одной стороны, всё вроде так. А с другой - в каждой ситуации есть свои нюансы.
Люди имеют те или иные слабости (идеальных нет) и - одновременно - сильные стороны. Создать устойчивое сообщество (коллектив) не так просто.А нужно, поскольку всем нужен психологический комфорт. Пока ты вписываешься в существующий порядок, ты можешь нарушать другие правила, не мешающие сообществу. Но ты можешь быть близок к идеалу и разрушать микроклимат здесь и сейчас.

Ответить

Про самопрезентацию. Мне тоже не хватает этого навыка. Но как другой человек узнает о твоём вкладе, если ты не скажешь об этом? Важно не впасть в другую крайность - неумеренное или неуместное изложение. В общем, презентации нужно учиться.

Ответить

Такое ощущение, что я прочитал котоламповую статью с канала "Обо всём на свете для детей" на Дзене.

Ответить

:) :)

Ответить

Главное, чтобы эти компромиссы не превратились в конформизм и не стали образом жизни, иначе не видать нам как космические корабли будут бороздить просторы Вселенной...
Успехов на новом поприще и культурной компании, ведь как говорил Питер Друкер: «Культура ест стратегию на завтрак».

Ответить

Екатерина, можно взять часть вашего текста в качестве цитаты для моей книги?)

Ответить