Как пиарщики используют нейросети?​ Исследование Comunica

Как пиарщики используют нейросети?​ Исследование Comunica

В прошлом году Оксфордский словарь назвал “метавселенную” одним из слов года. Судя по всему, в этом году такая честь выпадет и нейросетям — никогда еще они не получали такого развития в самых разных отраслях, как в 2023 году. Мы в PR-агентстве Comunica решили узнать — а как используют нейросети наши коллеги в коммуникациях? Составили опросник, опросили более 100 пиарщиков — делимся результатами.
Самые перспективные направления

На вопрос, какая самая известная нейросеть сегодня, многие наверняка ответят: ChatGPT или Midjourney. Заметность этих нейросетей в информационном поле приводит к закономерным результатам: самыми перспективными направлениями коммуникаций с точки зрения использования ИИ респонденты назвали копирайтинг и дизайн (66% и 60% опрошенных соответственно).

Среди других популярных вариантов: SMM (53%), креатив (37%) и аналитика (35%). Эти направления тоже наверняка связаны с двумя самыми распространенными ИИ — ведь во многом SMM и креатив подразумевают работу с текстом и изображениями. В целом, уверенность, что нейросети будут полезны в коммуникациях, почти безоговорочна. Один респондент все же ответил, что "никакие" направления благодаря ИИ не разовьются.

Удивительно, но лишь 12% ответивших видят потенциал нейросетей в ORM (управлении репутацией в интернете). На первый взгляд кажется, что правильно заданный промт позволит за минуту вытащить из ChatGPT десятки “живых” ответов от имени бренда с нужным ToV, которые после минимальной редактуры можно публиковать на площадках. Возможно, пиарщики сомневаются в том, будут ли эти ответы похожи на ответы живого человека.

Как пиарщики используют нейросети?​ Исследование Comunica

Как пиарщики уже используют ИИ

Здесь тоже без сюрпризов: доступность рядовому пользователю и понятность функционала ChatGPT и Midjourney объясняют, почему 49% и 30% респондентов пробовали ИИ в копирайтинге и дизайне соответственно. Среди других популярных направлений, где у пиарщиков уже есть опыт использования ИИ, — SMM (27%) и креатив (15%).

Как пиарщики используют нейросети?​ Исследование Comunica
Как пиарщики используют нейросети?​ Исследование Comunica

При этом каждый пятый (23 респондента) вообще еще ни разу не пробовал нейросети в коммуникациях. И это только среди отвечавших. Если предположить, что многие консерваторы просто не приняли участие в опросе, процент будет куда выше.

Самая популярная причина банальна — еще не успел или не было подходящего повода. 5 респондентов отметили, что не доверяют нейросетям, по два человека прокомментировали, что не имеют доступа или просто не умеют пользоваться ИИ.

И как впечатления?

Итак, 4 из 5 пиарщиков уже хоть раз использовали нейросети в своих коммуникациях. Как они оценивают этот опыт?

Как пиарщики используют нейросети?​ Исследование Comunica

Тех, кто положительно оценил опыт использования ИИ, мы спросили, что именно они делали. Подавляющее большинство ответов сводятся к работе с текстом или изображениями.

Как пиарщики используют нейросети?​ Исследование Comunica

Также довольно часто ИИ используется для создания референсов: многие респонденты отмечали, что нейросеть дает им направление мысли, “скелет”, из которого человек может затем сделать более качественный продукт.

Как пиарщики используют нейросети?​ Исследование Comunica

Помимо текста и изображений ИИ часто используется для работы с информацией: поиск, структурирование, пояснение сложной темы простыми словами, подбор примеров по теме.

Как пиарщики используют нейросети?​ Исследование Comunica

Неочевидный сценарий — использование нейросетей для создания чат-ботов (об этом рассказали два респондента) и викторин.

Как пиарщики используют нейросети?​ Исследование Comunica

Из тех, кому использование ИИ в коммуникациях показалось неуспешным, почти все отметили невысокое качество результата:

Как пиарщики используют нейросети?​ Исследование Comunica

Кто-то отметил невозможность в принципе официально работать с нейросетями в России — ChatGPT, например, откроется только через VPN. Отдельное недоумение экспертов вызывает растущий как на дрожжах рынок "экспертов" по нейросетям.

Как пиарщики используют нейросети?​ Исследование Comunica

Как итог — еще не все пиарщики используют нейросети в коммуникациях, а те, кто попробовал, видят много проблем. Но почти все единогласно сходятся во мнении, что ИИ окажет влияние на развитие отрасли в ближайшие годы.

Похоже, мы находимся в начале большого пути: ChatGPT и Midjourney сделали свое дело и заинтересовали миллионы людей, которые теперь придумывают, как еще им облегчить свою работу и какую еще задачку нейросеть может выполнить за них. Предугадать все эти сценарии невозможно — но очень интересно будет посмотреть, к чему нас приведет искусственный интеллект.

Колонка написана в соавторстве с Тимофеем Колесниковым

88
1 комментарий

Спасибо за исследование! Когда изучала вопрос, российский опыт практически не был представлен. Интересно было бы поднять вопрос этики ИИ и в целом обучения новым технологиям, опыт показывает, что даже правильно сформулировать запрос не все понимают как

1