«Те руководители, которые сталкиваются с карьерными кризисами, часто обесценивают свой предыдущий путь или "обнуляются", думая, что новый карьерный переход требует от них совершенно новых навыков, а предыдущий бэкграунд уже не является релевантным. У российских IT-менеджеров как раз часто возникает синдром самозванца, и в случае управленцев это в принципе частая история. Это люди, которым не всегда просто, например, даётся вопрос собственного повышения, того, как заниматься собственным промоушеном, как его аргументировать. В последние несколько лет я часто слышала реплики вроде такой: «Как я могу просить за себя, если, например, сейчас кому-то из моих сотрудников хуже, чем мне?», «Как я вообще могу думать про что-то более материалистичное, более практичное для себя?»
Очень годная статья. Возникает вопрос - значит ли это, что руководителю нужно обладать навыками "гибкого" общения с командой? Из моей практики Frontend разработчика запомнилось много случаев, когда менеджер или team lead вообще не учитывают особенности конкретных членов команды. Понятно, что уделить время всем невозможно (особенно если компания крупная), но когда возникает проблема, возможно ее легче решить откровенным разговором с сотрудником, чем увеличением сообщений в стиле - "подскажи, как там задача, скоро будет готова?".
Как это решается в крупных компаниях? Ведь далеко не каждый руководитель обладает навыками индивидуального подхода.
Андрей, спасибо за такой развернутый комментарий! Попросили Юлию, одного из экспертов этого материала, вернуться с ответом — он ниже)
Есть вопрос. Возможно не по теме, ибо наоборот.
Что делать, если руководитель обладает уверенностью, но часто не дотягивает в софт и хард скиллах? Как взаимодействовать с такими руководителями в рамках корпоративной культуры?
Никита, это боль, хорошо вас понимаю.
Знаю некоторые компании, в которых открытый разговор и такая обратная связь руководителю возможны, но чаще всего это вызовет агрессию и недопонимание.
Тут я вижу два подхода:
1. Если руководитель даёт команде достаточно автономии и самостоятельности, то решать большинство вопросов на своем уровне, а руководителя привлекать как человека, предоставляющего административный ресурс (приходить к нему с конкретными предложениями и аргументацией, чтобы он выбирал из тех вариантов, которые вам подходят, а не генерировал свои).
2. Если руководитель не даёт достаточно автономии команде, то можно попробовать аккуратно погружать его в область hard'ов, (если у него у самого есть к этому интерес и запрос), а soft'ы брать на себя. Если в целом атмосфера в команде здоровая, то со временем он может научиться всем необходимым навыкам у своей команды. Если нет, то тут, к сожалению, мало вариантов (либо терпеть такого руководителя, либо уходить).
Андрей, спасибо за важное замечание.
Все верно. Гибкий подход в современных реалиях - это очень важно. В своем управленческом опыте и в опыте других руководителей вижу, что разговор 1:1 с сотрудником - это всегда самый короткий путь к разрешению любых недопониманий.
К сожалению, пока эта практика не является повсеместной, хотя во многих больших компаниях она уже введена как обязательная для тимлидов. В тех компаниях, где этого нет, часто эту задача лежит на HR'ах или сотрудники сами должны инициировать разговоры со своим руководителем, если хотят, чтобы он не микроменеджерил и своевременно решал их запросы.
При этом, если думать о своем профессиональном росте и развитии как тимлида, то я бы рекомендовала сразу использовать более гибкий подход, потому что в долгосрочной перспективе именно он самый действенный.
<З полезно, спасибо
Спасибо вам!