Как проверять гипотезы, если люди нерациональны?

Редакция нашего блога в полном составе прошла курс Narrative Economics Йельского университета. Его читает Роберт Шиллер, профессор и лауреат нобелевской премии, которую он получил вместе с Юджином Фамой и Ларсом Петером Хансеном за «эмпирический анализ цен на активы». Интересно, что Фама занимался эффективными рынками, а Шиллер – неэффективными. Исследования изменения цен на активы натолкнули его на тему влияния больших нарративов на экономическое поведение людей. В 2019 году он издал программную книгу Narrative Economics: How Stories Go Viral and Drive Major Economic Events.

Как проверять гипотезы, если люди нерациональны?

Курс носит обзорный характер, его можно пройти за пару дней и свести к нескольким основным утверждениям: распространение нарративов можно описать теми же уравнениями, что и эпидемии; есть некоторое количество примеров того, как распространение нарратива предшествовало сильным движениям цен на активы; экономистам стоит больше внимания уделять подобным исследованиям, кажется, они могут привести к важным результатам.

Narrative Economics укладывается в тренд современных экономических исследований, которые раз за разом показывают, что человек и близко не является рациональным агентом, ничего толком не анализирует и подвержен эмоциям, а значит и рынки двигаются под воздействием не только объективных, но и субъективных факторов. Эта идея ставит интересный этический вопрос перед классическим подходом создания продуктов.

Мы работаем по схеме «найти проблему, подтвердить важность и масштаб, придумать подходящее решение, продать рынку». Важной задачей считается проверка решения «на людях». Но теперь мы знаем, что люди нерациональны, а значит на исследованиях они будут выбирать не оптимальный вариант. Насколько правильно полагаться на результаты исследований пользователей, если в результате продукт будет эксплуатировать когнитивные искажения, а не приносить объективную пользу?

Ещё больше интересных заметок о менеджменте продукта в телеграм-канале Ахой. Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить:

2 комментария

Название статьи как главный вопрос всей жизни