Ускорение сайтов на Битрикс: собрали и настроили один из самых быстрых серверов на рынке

Тысячи интернет-магазинов и первые места во всевозможных рейтингах: «1С-Битрикс» — одна из самых популярных CMS на российском рынке. С 2009 года нам стало ясно, что её успех неизбежен и с тех пор мы собирали и настраивали сервера под Битрикс, пока не создали настоящего зверя. Если вы счастливый обладатель сайта на этой платформе и хотите, чтобы ваш сайт «летал» — эта статья-интервью для вас.

Сервер влияет на скорость отдачи данных и их отображения на сайте.

Если вы хоть раз бывали в админке Битрикса, но наверняка знакомы вот с такими зелёными окошками. Даже если нет, беглого осмотра будет достаточно.

Ускорение сайтов на Битрикс: собрали и настроили один из самых быстрых серверов на рынке

С секундами всё ясно, а вот с показателями производительности нужно знать, от чего оттолкнуться: показатели 100+ считаются очень хорошими, 200+ — гроссмейстерскими. Такие результаты показывают сайты на нашем детище.

На скрине выше — интернет-магазин среднего размера. Скрин ниже — корпоративный сайт.

Корпоративный сайт на нашем сервере
Корпоративный сайт на нашем сервере

Мы не будем погружаться в тонкости и детали сборки и настройки сервера, которые были бы интересны технарям или таким же любителям железа, как мы сами. Это небольшая выжимка нашего опыта: факапы, выводы и ценность быстрого сервера как части бизнес-процессов.

Если ваш сайт — это продажи и имидж, а хотя бы минутный простой равен смерти, значит вам полезно узнать немного «кухни»: почему сайт может периодически «падать» и как свести нервы от невзгод с работой сервера к минимуму.

Разговор ведут два человека:

Сергей Трапезников, директор web-студии PLATZKART. «Латентный железячник» — собирает конфигурации серверов. Основная деятельность — маркетинг и веб-дизайн, тогда как железо одно из любимых хобби.

Сергей Синица, сооснователь IT-компании Initlab. На стороне сотрудников Initlab настройка софта, т.е. оптимизация сервера.

И поскольку интервью второй Сергей берёт у первого, условимся на том, что короткие реплики жирным шрифтом от Синицы, остальное от гуру серверов — Трапезникова.

— Зачем вообще нужен быстрый сервер?

— Каждый год исследования говорят одно и то же: клиент всё меньше готов ждать загрузки страниц. Сейчас вроде бы три секунды уже предел. Быстрый сайт — это топы поисковой выдачи, конверсии и лояльность посетителей, а значит прибыль для бизнеса. Если с «фасадом» сайта всё хорошо и он достаточно оптимизирован, но при этом долго грузится — значит дело в сервере.

— Тогда спросим так: зачем конкретно тебе собирать быстрый сервер?

— Запрос рынка + личный интерес. К тому же, хоть мы больше про маркетинг и веб-дизайн, кому нужен очень красивый, но очень медленный сайт? На первый взгляд ускорение сайта мало вяжется с маркетингом, но это только на первый взгляд.

К нам зашёл крупный клиент с большим и очень медленным сайтом с высокой посещаемостью. Перевели к нам на хостинг и ускорили загрузку в 10 раз. Как говорится: а что, так можно было? До сих пор храним их благодарственную открытку.

А личный интерес чисто исследовательский: читать новости, смотреть обзоры, изучать характеристики железа, собирать конфигурации и анализировать результаты.

— То есть ты покупаешь материнскую плату, процессоры и прочий стаф, а потом собираешь всё это «ручками» и хранишь в офисе?

Изначально я копил знания о том, что любит Битрикс: высокую тактовую частоту процессора, быстрые жёсткие диски, многоканальную память. Всё это нужно поставить на правильную материнскую плату: на разных «мамках» получаются разные сервера.

Когда знаний о тонкостях накопилось достаточно, я пошёл собирать шишки.

О сервере «под боком» речи и не шло. Я знавал людей, для которых было делом чести хостить сайт у себя в офисе на своей сборке. В итоге от них уволился сотрудник и просто унёс сервер. То есть физически выкрал сайт. Поэтому мы решили работать с дата-центром — местом, где можно арендовать физический сервер.

И тут как в песне про попытку №5:

Первый сервер в отечественном дата-центре стабильно раз в неделю падал. Сайты отрубались, клиенты ругались. Сначала мы сражались, а потом поняли, что не согласны с таким уровнем сервиса. Но проблема в том, что в России на тот момент это была повсеместная практика — никто ни за что не отвечал. И мы решили сотрудничать с зарубежным дата-центром.

Тогда мы отправились искать лучшего сервиса в Германию, два года сотрудничали и горя-бед не знали. Однажды там случился пожар и сегмент с нашим сервером сгорел. Это научило нас делать бэкапы более эффективно и совпало с необходимостью вернуться на отечественный рынок: вышел закон о защите персональных данных, по которому остаться с немцами мы не имели права.

Нас заманил один из лидеров рынка на тот момент, но сервис был всё на том же уровне + нам отказали в сборке и тестировании железа под наши цели.

Все эти факапы показали нам, где мы можем стать лучше и привели нас к нужному провайдеру услуг.

Процесс налажен таким образом: мы говорим нашему партнёру, какую конфигурацию железа хотим, он берёт это на заметку и раз в три года собирает нам сервер ровно из тех ингредиентов, которые мы просим, и тестирует его.

Постоянные эксперименты привели к тому, что теперь мы умеем подбирать такой стек технологий, чтобы сервер имел космическую скорость.

— С нынешним партнёром есть гарантии, что ничего не сгорит и сайты клиентов не попадают?

У нашего дата-центра сертификация Tier IV. Это самая высокая категория показателя надёжности и гарантия лучших инженерных систем: электроснабжения, пожаротушения, кондиционирования и т.д. Мы работаем три с половиной года и за это время сервер был недоступен полчаса — новый сотрудник воткнул провод не в тот разъём. Быстро не подсчитаю, но рискну прикинуть, что это 99.9% доступности.

— То есть сайты клиентов в полной безопасности?

Никто не может дать 100% гарантий, что ничего не произойдёт: поплыла вёрстка, сайт атаковали или взломали хакеры. Весь вопрос в том, кто отвечает за эти участки работы, какое количество опыта и знаний у этих людей и насколько быстро они реагируют.

После всех злоключений с дата-центрами, я понял главное: мы должны звонить клиентам и говорить, если что-то идёт не так, а не они нам. И тем более они не должны узнавать об этом от своих клиентов.

У нас стоит система раннего оповещения: за 5 минут я узнаю о проблемах, проверяю, ложное ли срабатывание и сообщаю клиенту, что ситуация под контролем, не переживайте.

Мы отвечаем за свой участок работы перед клиентом. Один из лучших комплиментов, что я слышал: я просто забыл слова вроде «хостинг». Всё работает и никто не жалуется, а это главное.

— Мы плавно перешли от того, что у тебя самый быстрый сервер на Битрикс, к важности поддержки и хостингу. Как так вышло?

Ну, есть основа физическая, а есть человеческая. Есть машина и есть водитель такси. На тарифе «Комфорт+», в самой крутой машине, водитель может нахамить или на красный проехать.

Так что сервер — физическая основа, а человеческая — это понимание процесса поддержки людьми, которые её оказывают. Насколько быстро поддержка узнаёт о проблеме, есть ли у них опыт решения подобных проблем? Есть ли резервные копии, насколько быстро сайт развернут из бэкапа? Всё это — сэкономленные нервы. Ну и деньги, которые сайт приносит.

— Кстати о деньгах: дорого обойдётся хоститься на таком быстром сервере с реактивной поддержкой?

— Если человек хочет спать спокойно, то нет. Некоторые клиенты верят, что за условные 349 рублей в месяц всё будет как написано на лендинге: безлимитный трафик, безлимитные нагрузки на процессор и добрый менеджер, который за любой прокол ответит. А потом начинаешь сотрудничать и почему-то больше 100 человек в день на сайте — он прилёг. А добрый менеджер с той стороны просто согласно кивает «Ну да, прилёг».

Когда на кону бизнес и собственные нервы, быстрый сервер и хорошая поддержка не так дорого стоят.

— У Битрикса случаются уязвимости, сайты оказываются под угрозой. Как у вас дела с безопасностью?

— Как бы не перехвалить, ведь за эту часть твои ребята отвечают. Корпоративный антивирус, защита от ddos-атак, брутфорсов, а также регулярное обновление ПО как сервера, так и Битрикса — всё по высшему разряду.

Что касается уязвимости Битрикса, проблемы случились у тех, кто годами не обновлял программное обеспечение, т.е. у старых версий. Наверное, такое должно периодически происходить, чтобы люди понимали: если происходит обновление ПО, значит команда Битрикса целенаправленно что-то улучшала. Ну как от этого можно отказываться?

У нас на этот счёт своя периодичность обновления сайтов, ни один не пострадал.

— Раз уж коснулись части работы Initlab, давай отделим тебя от нас и опишем, за что отвечает моя команда.

— Ну, ты это и так знаешь, давай объясним людям.

Системные администраторы и DevOps инженеры отвечают за переезд сайта на новый сервер, настройку окружения, резервного копирования, кэширования, оптимизацию настроек под Битрикс-сайт и безопасность, как мы говорили выше.

Сервер — это многоквартирный дом. Я — домовладелец и услужливый управдом в одном лице. Я продаю «квартиры» сайтам и слежу, чтобы всем «жильцам» было комфортно. Инженеров и админов под эту аналогию подмять сложно, но считайте, что они и имущество для страховки опишут, и интерьер подгонят под нужды квартирантов, и сигнализацию поставят.

— Если подытожить наш разговор и обратиться к владельцам сайтов Битрикс, что бы ты им сказал?

— Сервер… нет, даже так: хорошо настроенный и грамотно собранный сервер — это половина эффективности работы сайта, если не больше. И если вы хотите, чтобы ваш проект выдавал максимум, подумайте, достаточно ли внимания вы уделили этому фактору.

Можно долго упирать на конверсии, лояльность клиентов, пугать падениями и вирусами, но я бы просто спросил: вам самому приятно зайти на свой сайт?

Если всё быстро и плавно грузится, ничего не едет и не зависает — вопросов нет. Но в противном случае это повод крепко задуматься над переездом вашего проекта, во имя его дальнейшего процветания.

PLATZKART умеет заставлять сайты на Битрикс работать быстро. А Initlab помогает нам как с миграцией, так и с поддержанием достойной работоспособности проектов любого масштаба. Мы вместе с уверенностью можем гарантировать всё упомянутое: быстрый сервер из новейшего железа + грамотные настройки + человеческое отношение. Это общая формула качества, отступать от которой мы не собираемся.

В нашем деле постоянное движение: требования поисковиков к сайтам ужесточаются, трафик переезжает на мобильные, алгоритмы умнеют, посетители сайтов с каждым годом торопятся всё сильнее.

Малейший глюк на сайте не заставит человека разбираться или ждать чуть терпеливее — он молча уйдёт туда, где всё работает, ведь конкуренции предостаточно. И чтобы этого не случилось, встречать посетителя должен хорошо оптимизированный, быстрый и надёжный сайт. Позаботьтесь об этом уже сейчас — и будет вам счастье.

99
8 комментариев

На фест вдс скорость 0.21 и 268 попугаев.

2

На тарифе за 4к фест вдс выдал 80 на тарифе Бизнес и шаблоне Аспро

1

Вы начали с пузомерки быстродействия, но не сказали, откуда они берут эти данные и что вообще учитывается.
А там есть подвох.

1

Насколько я знаю сам на себя сервер запросы шлет. Учитывается время генерации страниц на сервере. Но детально я не изучал алгоритм пузомерки Битрикса. В чем подвох?

Мда. Одна вода. Нет ни примеров как по серверу, ни по оптимизации самого битрикса, ни о том что делали и вообще хоть что-то . Заголовок о том, что собрали сервер, а в самом материале какие-то разговоры не понятно о чем. В конце вообще только о себе, да и про очевидные вещи...

2

Я не понял из интервью, как пощупать хостинг? Или это только для проектов которые вы делаете ?

Дмитрий, только для проектов, которые мы разрабатываем или поддерживаем