Акселерируй это! Или как получить американские деньги на развитие стартапа
У вас есть хорошая идея, заслуживающая инвестиций, опыт продаж и проверенная команда? И вы уже видите перспективы развития на международном рынке? Самое время задуматься о возможностях, которые можно получить в крупном акселераторе.
Мы уже писали об опыте прохождения программы акселерации резидентом БИ «Ингрия» , компанией TUSION. В этом интервью Сергей Васильев, управляющий партнер группы компаний Starta Ventures, расскажет, какими характеристиками должен обладать проект, чтобы привлечь американские деньги.
Сергей, расскажите, пожалуйста, что представляет из себя акселератор Starta?
Starta Accelerator является частью группы компаний Starta Ventures, в которую также входят два венчурных фонда — Starta Capital Fund I и Starta Capital Fund II, акселератор в Латинской Америке, криптофонд и коворкинг в Нью-Йорке.
Акселератор два раза в год проводит программу акселерации, весной и осенью. В каждом наборе участвуют около 23 стартапов. По окончанию акселерации в 3-4 стартапа, показывающих самую лучшую динамику роста, мы инвестируем из венчурного фонда. Не зависимо ни от чего, Starta продолжает работать после акселерации со всеми выпускниками, помогая им в решении возникающих сложностей, привлечении инвестиций и т.д. Акселерация длится 3,5 месяца и проходит очно в Нью-Йорке. Основатели, обычно 1-2 человека, прилетают в Нью-Йорк и получают от нас $ 20 тыс. на проживание. Мы помогаем зарегистрировать американское юрлицо и берем в нем 7% доли — это плата за акселерацию.
Что получает команда в процессе акселерации?
Основная цель акселерации — помочь основателям акселерируемого стартапа начать системно продавать свой продукт на рынке США. Здесь речь идет не о разовых продажах, а о создании полноценного sales-офиса. Это довольно сложная задача, так как американский рынок очень конкурентный и динамичный. Поэтому программа акселерации строится на индивидуальной работе наших менторов с основателями стартапа и основывается больше на практике, нежели на теории. Если говорить о менторах как таковых, то это американцы, каждый из которых специализируется на конкретной нише: продажи, маркетинг, PR, отношения с инвесторами и т.д и имеет многолетний опыт работы в ней.
Какие проекты вы рассматриваете?
Мы фокусируемся на ИТ-стартапах из Восточной Европы, причем, на ИТ мы смотрим довольно широко: это робототехника, гаджеты, облачный софт, рекламные технологии и т.д. Нам важно, чтобы в основе стартапа лежала технология, имеющая конкурентные преимущества на глобальном рынке. Акселератор работает на стадии pre-seed; оценка стартапов, с которыми мы работаем, лежит в диапазоне от 2 до 4 млн долларов. Эта оценка соответствует стадии развития, когда уже есть MVP, продажи на локальном рынке, устоявшийся состав команды и нередко уже получены “ангельские” инвестиции.
С каким географическим регионом вы работаете?
Как уже говорилось ранее, наш фокус — Восточная Европа, в основном страны бывшего СССР: Россия, Белоруссия, Украина, Прибалтийский страны. Сейчас все больше активизируются стартаперы из Армении, Грузии и Казахстана.
В связи с тем, что у нас достаточно широкий территориальный охват, наша модель работы со стартапами во многом строится на сотрудничестве с региональными представителями. В Санкт-Петербурге — это Бизнес-инкубатор «Ингрия». Наше сотрудничество началось с момента появления Starta и продолжается по сей день. «Ингрия» аккумулирует на своей площадке сильные стартапы, даёт нам возможность рассказать своим резидентам о Starta Accelerator, делает полезные, как для инвесторов, так и для стартапов, мероприятия.
У российских стартапов налицо большое отставание в аспекте предпринимательских навыков, это очень видно в сравнении с американскими командами.
Если сравнивать команды из России с командами из других стран Восточной Европы и США, в чем преимущество, а в чем есть отставание?
Российские команды, как и другие команды из стран СНГ, например из Белоруссии, довольно сильны в инженерном плане, и это вполне объяснимо — еще осталась хорошая физико-математическая школа. И это огромное преимущество! Однако, налицо большое отставание в аспекте предпринимательских навыков, это очень видно в сравнении с американскими командами. Тем не менее, наша стратегия — делать ставку на инженерные команды и помогать им наращивать предпринимательские компетенции.
Какие существуют критерии успешного прохождения программы акселерации?
Формализованных критериев как таковых нет, потому что к нам приезжают команды с разными бизнес-моделями и разными продуктами. Для кого-то 100 клиентов не показатель, а для кого-то 10 клиентов уже большое достижение. Но, так или иначе, мы ожидаем, что команды, проходящие у нас акселерацию, по её окончанию утвердятся в бизнес-модели, поймут портрет своего клиента и провалидируют это на реальных продажах, показав выручку. Иными словами, если программа пройдена успешно, то это видно через позитивную динамику финансово-экономических показателей стартапа и, нередко, поступающие предложения от инвесторов.
Каким образом выбираются наиболее привлекательные проекты для дальнейшего инвестирования из фонда Starta Capital?
Это вполне понятный и прозрачный процесс: смотрим на трекшен стартапа, анализируем перспективность продукта, вспоминаем как команда “жила” в акселераторе, а именно, как преодолевала трудности, как справлялась с вызовами рынка, как конкурировала с другими компаниями на рынке. В результате, собирая информацию воедино, принимаем решение.
Какие черты успешных стартапов вы можете отметить?
Думаю, в первую очередь это готовность ставить и достигать амбициозные цели, уметь и не бояться быть гибкими, быстро реагировать на изменения и иметь желание создать global-компанию.
Я правильно понял?
Подходит для стартапов, оценка которых до 285к$ (7% за 20к$). Для американского рынка это очень и очень немного. По сути это отработка гипотезы - сможет ли за 20к$ 2 основателя за 3.5 месяца отработать гипотезу, получив некий прототип и, что важно, первые продажи, выстроив юридический базис в США (компания, офис, продажи).
Но что-то мне подсказывает, что я понял не верно.
Приветствую. Речь об оценке в $1,9 млн - инвестиции $130 тыс за 7%, включая стоимость программы в Нью-Йорке и денежные средства 20 т.
С новой программы, на которую идет набор сейчас, поменяли подход - приглашаются компании с различными оценками, включая более зрелые, соответственно, условия будут гибкими, от 3%.
Программа акселератора, собственно, помогает тестировать рынок и продукт, делать cusdev, строить продажи и тд. Менторы, коучи, воркшопы, нетворкинг, рабочее место, помощь в адаптации.
Я вот тоже щас в раздумьях или связаться с акселератором или всё-таки кредит или частник.
Тем более, нет адекватности среди представителей акселераторов. Это видно в процессе получения средств и в проблемах при им финансовых кастах для маркетинг стадий. Отвратительно видеть этот лоукостерский подход. Как к presale подготовке так и на UX квотах и tpi.
Посмотрите на MassChanllenge. У них есть акселератор. Мы сейчас к ним сами проходим (прошли 1st round и ждем решения по 2nd). Они НЕ входят в долю стартапа. Более того, есть возможность (лучшему выпускнику) выиграть 250$k, тоже без доли в бизнесе.