Акселерируй это! Или как получить американские деньги на развитие стартапа

У вас есть хорошая идея, заслуживающая инвестиций, опыт продаж и проверенная команда? И вы уже видите перспективы развития на международном рынке? Самое время задуматься о возможностях, которые можно получить в крупном акселераторе.

Мы уже писали об опыте прохождения программы акселерации резидентом БИ «Ингрия» , компанией TUSION. В этом интервью Сергей Васильев, управляющий партнер группы компаний Starta Ventures, расскажет, какими характеристиками должен обладать проект, чтобы привлечь американские деньги.

Сергей Васильев,  Co-Founder, Managing Partner Starta Ventures
Сергей Васильев,  Co-Founder, Managing Partner Starta Ventures

Сергей, расскажите, пожалуйста, что представляет из себя акселератор Starta?

Starta Accelerator является частью группы компаний Starta Ventures, в которую также входят два венчурных фонда — Starta Capital Fund I и Starta Capital Fund II, акселератор в Латинской Америке, криптофонд и коворкинг в Нью-Йорке.

Акселератор два раза в год проводит программу акселерации, весной и осенью. В каждом наборе участвуют около 23 стартапов. По окончанию акселерации в 3-4 стартапа, показывающих самую лучшую динамику роста, мы инвестируем из венчурного фонда. Не зависимо ни от чего, Starta продолжает работать после акселерации со всеми выпускниками, помогая им в решении возникающих сложностей, привлечении инвестиций и т.д. Акселерация длится 3,5 месяца и проходит очно в Нью-Йорке. Основатели, обычно 1-2 человека, прилетают в Нью-Йорк и получают от нас $ 20 тыс. на проживание. Мы помогаем зарегистрировать американское юрлицо и берем в нем 7% доли — это плата за акселерацию.

Что получает команда в процессе акселерации?

Основная цель акселерации — помочь основателям акселерируемого стартапа начать системно продавать свой продукт на рынке США. Здесь речь идет не о разовых продажах, а о создании полноценного sales-офиса. Это довольно сложная задача, так как американский рынок очень конкурентный и динамичный. Поэтому программа акселерации строится на индивидуальной работе наших менторов с основателями стартапа и основывается больше на практике, нежели на теории. Если говорить о менторах как таковых, то это американцы, каждый из которых специализируется на конкретной нише: продажи, маркетинг, PR, отношения с инвесторами и т.д и имеет многолетний опыт работы в ней.

Какие проекты вы рассматриваете?

Мы фокусируемся на ИТ-стартапах из Восточной Европы, причем, на ИТ мы смотрим довольно широко: это робототехника, гаджеты, облачный софт, рекламные технологии и т.д. Нам важно, чтобы в основе стартапа лежала технология, имеющая конкурентные преимущества на глобальном рынке. Акселератор работает на стадии pre-seed; оценка стартапов, с которыми мы работаем, лежит в диапазоне от 2 до 4 млн долларов. Эта оценка соответствует стадии развития, когда уже есть MVP, продажи на локальном рынке, устоявшийся состав команды и нередко уже получены “ангельские” инвестиции.

С каким географическим регионом вы работаете?

Как уже говорилось ранее, наш фокус — Восточная Европа, в основном страны бывшего СССР: Россия, Белоруссия, Украина, Прибалтийский страны. Сейчас все больше активизируются стартаперы из Армении, Грузии и Казахстана.

В связи с тем, что у нас достаточно широкий территориальный охват, наша модель работы со стартапами во многом строится на сотрудничестве с региональными представителями. В Санкт-Петербурге — это Бизнес-инкубатор «Ингрия». Наше сотрудничество началось с момента появления Starta и продолжается по сей день. «Ингрия» аккумулирует на своей площадке сильные стартапы, даёт нам возможность рассказать своим резидентам о Starta Accelerator, делает полезные, как для инвесторов, так и для стартапов, мероприятия.

У российских стартапов налицо большое отставание в аспекте предпринимательских навыков, это очень видно в сравнении с американскими командами.

Сергей Васильев

Если сравнивать команды из России с командами из других стран Восточной Европы и США, в чем преимущество, а в чем есть отставание?

Российские команды, как и другие команды из стран СНГ, например из Белоруссии, довольно сильны в инженерном плане, и это вполне объяснимо — еще осталась хорошая физико-математическая школа. И это огромное преимущество! Однако, налицо большое отставание в аспекте предпринимательских навыков, это очень видно в сравнении с американскими командами. Тем не менее, наша стратегия — делать ставку на инженерные команды и помогать им наращивать предпринимательские компетенции.

Какие существуют критерии успешного прохождения программы акселерации?

Формализованных критериев как таковых нет, потому что к нам приезжают команды с разными бизнес-моделями и разными продуктами. Для кого-то 100 клиентов не показатель, а для кого-то 10 клиентов уже большое достижение. Но, так или иначе, мы ожидаем, что команды, проходящие у нас акселерацию, по её окончанию утвердятся в бизнес-модели, поймут портрет своего клиента и провалидируют это на реальных продажах, показав выручку. Иными словами, если программа пройдена успешно, то это видно через позитивную динамику финансово-экономических показателей стартапа и, нередко, поступающие предложения от инвесторов.

Каким образом выбираются наиболее привлекательные проекты для дальнейшего инвестирования из фонда Starta Capital?

Это вполне понятный и прозрачный процесс: смотрим на трекшен стартапа, анализируем перспективность продукта, вспоминаем как команда “жила” в акселераторе, а именно, как преодолевала трудности, как справлялась с вызовами рынка, как конкурировала с другими компаниями на рынке. В результате, собирая информацию воедино, принимаем решение.

Какие черты успешных стартапов вы можете отметить?

Думаю, в первую очередь это готовность ставить и достигать амбициозные цели, уметь и не бояться быть гибкими, быстро реагировать на изменения и иметь желание создать global-компанию.

77
6 комментариев

Я правильно понял?
Подходит для стартапов, оценка которых до 285к$ (7% за 20к$). Для американского рынка это очень и очень немного. По сути это отработка гипотезы - сможет ли за 20к$ 2 основателя за 3.5 месяца отработать гипотезу, получив некий прототип и, что важно, первые продажи, выстроив юридический базис в США (компания, офис, продажи).
Но что-то мне подсказывает, что я понял не верно.

1

Приветствую. Речь об оценке в $1,9 млн - инвестиции $130 тыс за 7%, включая стоимость программы в Нью-Йорке и денежные средства 20 т.
С новой программы, на которую идет набор сейчас, поменяли подход - приглашаются компании с различными оценками, включая более зрелые, соответственно, условия будут гибкими, от 3%.

1

Программа акселератора, собственно, помогает тестировать рынок и продукт, делать cusdev, строить продажи и тд. Менторы, коучи, воркшопы, нетворкинг, рабочее место, помощь в адаптации.

Я вот тоже щас в раздумьях или связаться с акселератором или всё-таки кредит или частник.
Тем более, нет адекватности среди представителей акселераторов. Это видно в процессе получения средств и в проблемах при им финансовых кастах для маркетинг стадий. Отвратительно видеть этот лоукостерский подход. Как к presale подготовке так и на UX квотах и tpi.

1

Посмотрите на MassChanllenge. У них есть акселератор. Мы сейчас к ним сами проходим (прошли 1st round и ждем решения по 2nd). Они НЕ входят в долю стартапа. Более того, есть возможность (лучшему выпускнику) выиграть 250$k, тоже без доли в бизнесе.