Как построить клиентский сервис, чтобы ваши покупатели постоянно возвращались

Заклинания на приворот, которые работают.

Как построить клиентский сервис, чтобы ваши покупатели постоянно возвращались

Руководитель отдела по работе с новыми клиентами Кристина Рулинская и руководитель отдела ключевых клиентов Ангелина Фролова компании UIS и CoMagic умеют делать «вжух!». Они готовы поделиться рабочими заклинаниями и важными инструментами работы с сотрудниками для выстраивания классного клиентского сервиса.

Что такое хороший клиентский сервис

Кристина Рулинская
Руководитель отдела по работе с новыми клиентами UIS и CoMagic

Хороший клиентский сервис — это такой способ существования компании, когда каждый член команды крайне внимательно и ответственно относится к каждому, даже самому мелкому, вопросу клиента.

Как действуют сотрудники нашей или любой другой компании, у которой хороший клиентский сервис?

Как построить клиентский сервис, чтобы ваши покупатели постоянно возвращались

Как быстро реагировать на вопросы клиента

Ангелина Фролова

Руководитель отдела ключевых клиентов UIS и CoMagic

Очевидно, что клиент всегда хочет получить ответ на свой вопрос максимально срочно. Но мы понимаем, что это возможно не всегда. Поэтому необходимо:

  • отреагировать быстро;
  • если ответ требует проработки, все равно ответить и дать понять, что вопрос принят и началась работа над задачей клиента;
  • важно демонстрировать прозрачность процесса: необходимо обозначать время, которое потребуется на формирование полного и полезного ответа;
  • если требуются уточнения со стороны клиента, нужно их добиваться. То есть не забывать о клиенте в формате: «не ответил, значит, ему не важен этот вопрос». Прервать и завершить коммуникацию можно только, если клиент сам сообщает, что вопрос потерял актуальность.

Если клиенту приходится искать другие способы связи, потому что ему не ответили быстро в удобном ему мессенджере, или дергать службу поддержки вопросами «Ну, что там? Когда будет уже готово?», возможно, не сразу, но очень быстро вы перейдете в разряд ненадежных партнеров.

Как создать классную команду по работе с клиентами

Ангелина Фролова

Руководитель отдела ключевых клиентов UIS и CoMagic
  • Испытательный срок. Начинать надо с него, чтобы ребята изучали продукт, смотрели за работой уже опытных сотрудников, следили за общением с клиентами. Нужно сразу показывать на практике, что волнует клиентов.

  • Система наставничества. Наставники — это опытные люди с определенным бэкграундом, и техническим, и клиентским. Они прикрепляются к каждому «молодому бойцу»: помогают, наставляют, регулируют нагрузку и контролируют знания, показывают все способы работы с информацией, коммуницируют с отделом обучения, следят за адаптацией внутри компании.

  • Контроль со стороны HR-менеджера. Он следит не только за тем, чтобы «не было дедовщины», но помогает перенимать всю корпоративную культуру компании.

  • Техническое обучение. Ожидать от новичка высокого уровня обслуживания клиентов, если он не знает продукт, — не вариант. Важно закреплять знания на практике: например, выучили блок «настройка Софтфона» — подбираем практические задания по нему. И так с каждой темой и ее закреплением.
  • Подготовленные скрипты. У новичка должны быть «шпаргалки»: рассказываем о вариантах общения, даем скрипты для самых распространенных вопросов и обязательно четкие указание по срокам обработки обращений.

  • Правила деловой переписки. В работе мы активно используем книгу «Правила деловой переписки» Людмилы Сарычевой. Также даем коллегам книгу «Договориться можно обо всем! Как добиваться максимума в любых переговорах» Гэвина Кеннеди. В этом году стала мастхэвом еще одна книга — «Спроси маму» Роберта Фитцпатрика.

Нужно ли контролировать работу менеджеров

Кристина Рулинская
Руководитель отдела по работе с новыми клиентами UIS и CoMagic

Многие сейчас работают удаленно или по гибридному графику. Сотрудник должен понимать, что разрешение работать из дома — это привилегия. Ребятам не нужно тратить время и средства для присутствия в офисе, но при этом уровень дохода у них не падает.

Когда сотрудник не перед глазами у руководителя, всегда возникают сомнения, а работает ли он на максимум, соблюдает ли все регламенты и процессы. Поэтому нам пришлось выстроить систему контроля — мы используем наш же продукт, а именно решение «Колл-центр», дашборды и отчеты, записи разговоров и «Автоперезвон» по пропущенным звонкам.

Ангелина Фролова

Руководитель отдела ключевых клиентов UIS и CoMagic

Конечно, мы наблюдаем за статусами сотрудников: сколько людей у нас сейчас готовы принять звонки, кто находится на перерывах и прочее. Но еще мы дали доступы всем сотрудникам, чтобы происходила саморегуляция. Хочешь отойти на перерыв — зайди в «Онлайн-мониторинг», убедись, что на линии есть коллеги, готовые принять обращения в твое отсутствие.

Скрин личного кабинета: статусы сотрудников
Скрин личного кабинета: статусы сотрудников

Также мы избирательно прослушиваем звонки. Это нужно для того, чтобы понимать, на каком уровне общается сотрудник с клиентом. Выявив слабые моменты, мы можем запрашивать обучение по какому-то конкретному модулю.

Что делать тому, кто хочет наладить клиентский сервис

Кристина Рулинская
Руководитель отдела по работе с новыми клиентами UIS и CoMagic

Дать знание продукта/услуги

Нужно, чтобы сотрудник клиентского отдела отлично знал сервис/услугу/продукт, по которому обращается клиент. Сильно поможет, если у компании будет удобный сервис вопросов/ответов с быстрым поиском и ориентированием в нём. Все держать в голове тяжело, да и не нужно, важно знать, где найти ответ. Например, мы ведем базу знаний в Confluence.

База знаний для сотрудников отдела по работе с новыми клиентами UIS и CoMagic
База знаний для сотрудников отдела по работе с новыми клиентами UIS и CoMagic

Научиться задавать открытые вопросы

Важно уметь слушать, задавать открытые вопросы клиентам. Например, клиент хочет уйти. Необходимо открыто спросить, что не так, может ли компания изменить его решение. И ни в коем случае не отвечать за клиента! Почему он, приложив много усилий для внедрения продукта, теперь хочет заново пройти этот путь. Ответ поможет в анализе причин потери клиентской базы. Возможно, вы обнаружите проблемы в своем продукте, и, исправив их, все-таки сделаете своего клиента счастливым.

Выстроить достижимую систему мотивации

Если KPI будут сильно завышены, то коллеги поймут, что получить премию нереально, а тогда зачем делать больше? Текучка кадров и обучение новых и новых работников каждый раз с нуля не поможет создать хороший клиентский сервис, потому что знания таких сотрудников будут неглубоки.

Собираться коллективом во внерабочее время

Это здорово сближает и позволяет работать в команде, которая всегда поможет, подстрахует. Да и мотивы руководителя тоже становятся более понятны коллективу, а значит, лучше выполняются и рабочие указания.

На финише «Гонки Героев»
На финише «Гонки Героев»

Приоритеты на ладони

Ангелина Фролова
Руководитель отдела ключевых клиентов UIS и CoMagic

Последние тяжелые периоды показали то, что действительно важно и для личной поддержки, и для работы с сотрудниками над клиентским сервисом.

Открытость и честность

Главное, что я могу отметить — это открытость и честность в работе с командой. Беседы внутри помогают понять, что клиенты тоже переживают и боятся. А это в свою очередь приводит к мысли, что клиентов надо искренне поддерживать и помогать им.

Постоянное обучение

Мир меняется стремительно, и важно больше узнавать через статьи, книги, курсы. Все для того, чтобы потом иметь возможность на базе этих знаний не просто отвечать на клиентские запросы, а действовать может быть даже упреждающе, проактивно, то есть рекомендовать какие-то инструменты, альтернативы, делиться реальным опытом.

Обратная связь

Например, я лично обзваниваю клиентов своего отдела. Стараюсь звонить раз в квартал. Никакие опросы в личном кабинете не дадут вам точных сведений, ведь от имени клиента там могут быть интеграторы, рекламные агентства и пр. Сухая «пятерка» не показывает, насколько продукт реально устраивает клиента.

Сегментация клиентской базы

Нужны карты контактных лиц (карта клиента), где зафиксирована краткая его биография и потребности. Например, если мы общаемся с директором по маркетингу, мы не будем ему рассказывать про АТС; если общаемся с руководителем колл-центра, то не будем говорить, как работает реклама и куда у них идут звонки.

Можно, как мы в Jira, помечать клиентов цветом: зеленый — лояльный, синий — нейтральный, красный — это негатив, конфликт. С последними надо чаще коммуницировать, чтобы уточнить причины: что пошло не так, как мы можем наладить общение, нужно выявить, в чем же кроется недопонимание.

Карточки клиентов в Jira
Карточки клиентов в Jira

«Карта здоровья» клиента

По этой карте нужно регулярно проверять техническое «здоровье клиента»: все ли работает исправно, есть ли необходимость внести какие-то изменения. Это ответственная и проактивная позиция: мы можем узнать о проблеме до того, как ее обнаружит клиент.

Пример «Карты здоровья» клиента в Jira
Пример «Карты здоровья» клиента в Jira

Хороший сервис делает команда. Поэтому для клиентского сервиса важна работа с коллективом: чтобы был позитивный эмоциональный настрой, чтобы люди отдыхали и не выгорали. Клиенты не всегда бывают в хорошем настроении, а встреча двух раздраженных людей вряд ли приведет к успеху.

2929
15 комментариев

"Сотрудник должен понимать, что разрешение работать из дома — это привилегия"
Что?🫣

Работать удаленно это такая же норма, как работать в офисе или по гибридному графику, но точно не привилегия.

13
Автор

Михаил, добрый день) Ответ от одного из авторов статьи Кристины Рулинской:
Очень многое зависит от квалификации сотрудника и его отношения к работе, а так же сферы деятельности компании. Мы говорим про сервис поддержки клиентов, который требует постоянного анализа, консультации клиентской базы, а так же работы по исходящим обращениям по вопросам пользования нашим продуктом и получению обратной связи. Наша работа связанна с постоянным контактом с клиентом и коллектив достаточно молодой, поэтому требуется направлять команду и проводить контроль обработки обращений, разбор спорных ситуаций.

У нас в компании работа из дома может быть предоставлена тем сотрудникам, кто высокоэффективен и обладает ответственностью, чья активность не изменяется в худшую сторону при работе вне офиса.
Принятие режима работы удаленного/гибридного — это бизнес-политика компании, которую можно изменить и отменить по мере необходимости.

Качество работы многих сотрудников в офисе выше, чем в домашних условиях, а стоимость контроля над работой людей вне офиса достаточно высока. Повторюсь, коллектив компании должен быть максимально вовлеченным и ответственным)

2

Я тоже не понимаю почему если работа может осуществляться из дома нужно заставлять ходить в офис

Вот на счёт того, что с «красным» клиентом надо чаще контактировать, по-моему, спорный вопрос.

Мне кажется, достаточно одного-двух звонков, чтобы выяснить, как можно наладить коммуникацию. После этого или отпустить человека с богом, или предпринять необходимые действия и перекрасить карточку в синий. А если человеку негативно настроенному звонить непрестанно и выяснять отношения, карточка будет краснеть, пока не сгорит)

7

нужно как можно чаще собирать обратную связь от клиентов,тогда точно все будет под контролем)

1

CoMagic. спасиб.

Немного недопонял:
Вы удерживаете клиентов даже без потенциала?
Или "фото клиента" на дашборде в джира — это просто заглушки?