Питомцы на собеседовании и кофе-брейки с руководителями. Как стоит адаптировать новичков в современной компании

Иногда в компаниях неопытных сотрудников бросают в море задач без спасательного круга и в итоге берут того, кто быстрее всех научится плавать сам, — это плохой подход. Если хотите, чтобы новенький как можно скорее эволюционировал в самостоятельного сотрудника, его нужно грамотно адаптировать.

Питомцы на собеседовании и кофе-брейки с руководителями. Как стоит адаптировать новичков в современной компании

Меня зовут Лера Маркина, я руководитель HR Centra. Мы в отделе относимся к новеньким с вниманием, заботой и организуем им комфортный и поэтапный онбординг. В статье объясню, почему такой способ адаптации круто работает, и расскажу наши лайфхаки, которые помогают ввести сотрудников в работу.

Лера Маркина
Руководитель HR-отдела Centra

На собеседовании создаем кандидату комфортную атмосферу, а не играем в плохого полицейского

В Centra мы не проверяем кандидата на прочность напряженной обстановкой на собеседовании. Наоборот, наша главная задача — снизить стресс, чтобы человеку было комфортно. На встрече сразу предлагаем общаться на «ты» и рассказываем, как будет проходить встреча. Затем переходим к small talk: спрашиваем, как настроение, с радостью посмотрим на питомцев кандидата и покажем своих. Благодаря этому собеседник сможет расслабиться и не будет скованным во время диалога.

После легкой беседы интервьюируем кандидата, а потом сами рассказываем о компании, отвечаем на вопросы, если они есть. Всегда делаем это честно, чтобы человек смог понять, хочет ли работать у нас и вместе расти.

Доверительный разговор создает комфортную атмосферу, в которой не нужно постоянно быть начеку и защищаться. Так мы лучше узнаем кандидата, чем если будем играть с ним в плохого полицейского.

Булочка — собака моей коллеги из HR-команды, была нашим Валентином на День всех влюбленных. Все, кто проходил собеседование в этот день, могли на нее полюбоваться
Булочка — собака моей коллеги из HR-команды, была нашим Валентином на День всех влюбленных. Все, кто проходил собеседование в этот день, могли на нее полюбоваться

Подробно готовим новичков к первому дню

Мы не из тех, кто дает новичку только адрес компании, а потом наблюдает, как весь первый день он потерянно ходит по офису, не зная, к кому подойти и где перекусить.

HR Centra отправляет новичку презентацию перед его выходом на работу. В документе есть дорожная карта, где написано всё, что предстоит пройти в первый день: например, получить ноутбук и встретиться с руководителем и наставником. Кроме этого, детальная схема проезда в офис и список документов, которые нужно принести с собой для трудоустройства. Всё это помогает новому сотруднику подготовиться к первому рабочему дню, ничего не забыть и не потеряться.

В презе мы не только перечисляем документы, но и рассказываем, где их нужно получить на предыдущем месте работы
В презе мы не только перечисляем документы, но и рассказываем, где их нужно получить на предыдущем месте работы

Проводим экскурсию по офису и знакомим с компанией в первый день

В начале дня мы проводим человека по офису: рассказываем, где можно поесть и отдохнуть, в каком кабинете сидят руководители, знакомим с наставником и представляем всей команде. Это помогает сотруднику быстрее включиться в рабочие процессы и меньше стрессовать.

В первый день отправляем новоиспеченным коллегам еще одну презентацию. Да, мы их любим, потому что человек может в любой момент просмотреть материалы, если что-то забудет. В презе есть фото всех руководителей отделов и написано, с какими вопросами к ним можно обратиться. Еще из нее сотрудники узнают про наш корпоративный портал, принципы общения в команде и оргвопросы, например как запланировать переговорку или уйти в отпуск.

<p>В презентации мы подготовили полезные лайфхаки про обеденный перерыв, потому что сытый сотрудник — счастливый сотрудник</p>

В презентации мы подготовили полезные лайфхаки про обеденный перерыв, потому что сытый сотрудник — счастливый сотрудник

Выдаем интерактивный план задач на испытательный срок

Новый сотрудник получает персональную папку, где есть навигатор и подробная информация о будущих рабочих делах. Расскажем, что входит в план задач.

Познакомиться с руководителями отделов и своей командой. Лица лидеров каждой команды новичок уже видел в презентации, поэтому сможет легко их узнать. Сотрудник идет с руководством на чай или обед, чтобы просто поболтать. Так обстановка встречи будет более неформальной.

Новичкам надо много с кем познакомиться, поэтому для удобства мы сделали так, что можно отметить галочкой людей, с которыми уже встретился
Новичкам надо много с кем познакомиться, поэтому для удобства мы сделали так, что можно отметить галочкой людей, с которыми уже встретился

Проверить себя по чек-листу испытательного срока. Документ поможет отследить личный прогресс и ничего не забыть, например где лежат шаблоны документов и кому написать, чтобы оформить отгул.

Выполнить список задач. Там указаны даты, приоритеты и сроки дел, чтобы всё нужное сразу было перед глазами.

Новичок может сразу поменять статус задачи, как только ее выполнит, это классно мотивирует сотрудника закончить весь список вовремя
Новичок может сразу поменять статус задачи, как только ее выполнит, это классно мотивирует сотрудника закончить весь список вовремя

Устраиваем велком-встречу, а не бросаем новичка после первого дня

HR-командой мы всегда проводим велком-встречу для новых сотрудников в первый месяц их работы. Эта рефреш всего, что было в презентации первого дня. Тогда мы даем ребятам много информации, и что-то обязательно вылетает из головы — это нормально.

На встрече мы знакомимся ближе и играем, новичкам это помогает снять напряжение и лучше раскрыть себя, а нам — понаблюдать за их поведением и характерами. Иногда мы понимаем, что человек сильно стесняется, значит, период адаптации может быть для него особенно тяжелым. Тогда просим руководителя отдела уделять новенькому чуть больше времени: чаще предлагать помощь и звать на кофе.

Одна из самых простых игр — угадать название отдела, который зашифрован в фотографиях и картинках. Тут мы спрятали наш HR-отдел ❤
Одна из самых простых игр — угадать название отдела, который зашифрован в фотографиях и картинках. Тут мы спрятали наш HR-отдел ❤

Встречаемся с новичком на экваторе и в конце испытательного срока, чтобы поговорить по душам

Во время испытательного срока с каждым новым сотрудником мы встречаемся дважды:

  • На экваторе, чтобы замерить уровень стресса при адаптации, понять, всё ли человеку нравится и как идут его дела внутри команды.
  • В конце, чтобы сфокусироваться на делах и задачах, которые сотрудник выполнил, и обозначить дальнейшие планы.

Обычно встречи похожи между собой и тематически делятся на три блока.

Погружение в процессы и задачи. Мы узнаем, с чем сотрудник сейчас работает, спрашиваем, столкнулся ли со сложностями, если да — то как их решает. Уточняем, нужна ли наша помощь.

Атмосфера и коллектив, ощущения новенького внутри команды. В этом блоке спрашиваем у него, с кем познакомился, говорим об общей обстановке в команде, что нравится, а что нет.

Ожидания vs реальность. Спрашиваем, совпадает ли работа в Centra с ожиданиями. Подробнее разбираем, какими были предположения и что получилось в итоге.

Далее — финалимся. Если это встреча на экваторе, намечаем задачи на следующие 1,5 месяца с учетом фидбека, а когда беседа в конце испытательного срока — подводим итоги.

На каждой встрече всегда присутствует руководитель отдела или наставник, который делится с новичком обратной связью: говорит, какие задачи получаются классно, а на что стоит обратить внимание и доработать. Человек видит свои слабые места и понимает, где ему нужно уделить больше внимания в работе. А еще лучше замечает собственные успехи, это тоже важно.

В 2023 году Centra планирует расширяться и будет активно искать сотрудников. Ищите наши вакансии на сайте, если хотите, чтобы вас адаптировали на новой должности с такой же заботой.

Расскажите, как проходила ваша адаптация на работе? Что особенно понравилось, а с чем было тяжело?

143143
135 комментариев

Господи, ну вот же, адаптация здорового человека. Всем бы так уметь работать с новыми сотрудниками.

26
Ответить

Господи, можно же без слюней, котиков и всего вот этого детсада

6
Ответить

спасибо! надеемся, что этой статьей вдохновим компании проводить подобные онбординги)

2
Ответить

Вы большие молодцы! Сколько профессионалов сливается только из-за чувства тревоги на новом месте работы.

13
Ответить

интересно, в какой области профессионалы сливаются из за чувства тревоги и что это вообще за профессионалы такие

7
Ответить

вот да, мы тратим много энергии на поиск чудесных компетентных сотрудников, поэтому не готовы их терять так быстро из-за вот этой тревоги😄

3
Ответить

Статья - почитать интроверту и вспомнить, как хороша удаленка)

13
Ответить