«Если вы под финансовым прессом, будут вещи, которые усложнят создание стартапа», — Джозеф Циглер, CEO Astana Hub

Автор Telegram-канала The Tech Марат Шакен побеседовал с CEO международного технопарка ИТ-стартапов Astana Hub Джозефом Циглером. Он рассказал о том, когда лучше всего начинать стартап, о копикатах и о своём видении городов будущего.

«Если вы под финансовым прессом, будут вещи, которые усложнят создание стартапа», — Джозеф Циглер, CEO Astana Hub

Джозеф, скажите, почему Казахстан? Что привело вас сюда, это было ваше личное решение, приглашение или что-то другое?

Хороший вопрос. Знаете, я не тот человек, который привык работать в корпоративной среде или в больших компаниях. Свой последний стартап я продал в 2015 году. Мы с командой продали его за $134 млн, а затем я начал инвестировать в другие проекты.

К тому времени я стал серийным предпринимателем. Или, наверное, правильнее сказать, я стал параллельным предпринимателем, запуская 5-10 стартапов в одно время, выступая в них в роли инвестора. И я стал завидовать стартапам, потому что они делали удивительные вещи. Затем я начал запускать акселерационные программы, где я мог за одно время построить 10 стартапов. Это было настоящим вызовом для меня.

После этого я начал делать это для целых государств, начав с Сингапура. Я сделал австралийскую программу — так помог построить австралийские стартапы, которые в дальнейшем получили развитие в Азии. Я начал работать с правительством, потому что они сильно влияют на стартапы: законодательство, юридические аспекты. В Австралии было много аспектов, которые вызывают некоторые сложности для стартапов: налоги, визовая система и многое другое.

И поэтому, когда мне сказали «Не хотели бы вы приехать к нам в страну и помочь построить абсолютно все стартапы по всей стране?», я понимал, что это потребует огромного опыта, чтобы строить инновации в таком масштабе. Я не настолько высокомерен, чтобы сказать, что смогу построить все стартапы, но я могу помочь стране поднять больше инновационных стартапов. Всё это звучало очень сложно. Возможность влиять на предпринимателей со всей страны сподвигла меня прийти к этому решению, поэтому сделать выбор было несложно.

Хорошо, а что вы знали о Казахстане до того, как получили такое предложение?

Когда кто-то говорит, что он хочет делать стартапы, и люди, и компании, и государство постоянно говорят об этом, прежде всего, нужно спросить себя, почему вы хотите делать стартап. Да, стартапы могут принести много денег. Но по большей части стартапы могут и не принести много денег. Здесь вопрос больше в том, почему вы хотите потратить свои ресурсы в этой рискованной игре. В особенности, если ваша страна, люди и компании не любят риск, зачем вы ввязываетесь в такую авантюру?

Я изучил экономику Казахстана и хотел понять, для чего этой стране нужны инновации. Оказалось, экономика не особо разнообразна: основную часть занимает ресурсный сектор и ещё одну большую часть занимает сельское хозяйство. Это означает, что когда ваша экономика основана на товарах потребления, страна находится под влиянием цены на продукт. Если цена на нефть падает, падает и валюта. Так происходит по всей Азии, и здесь инновации могут диверсифицировать экономику.

Я также изучил демографию. Казахстан — удивительно молодая страна, где 40% людей моложе 30 лет, население здесь очень молодое. Поэтому вам нужно создать среду, где народ может выбрать интересную работу, где молодые люди могут заниматься чем-то сложным, делать глобальные вещи.

Особенность Казахстана, которую я заметил при исследовании, в том, что люди уезжают за рубеж, чтобы учиться. К примеру, они уезжают через программу Болашак. А почему они возвращаются назад? Потому что им нужно возвращаться к работе. Но есть ли им чем заняться здесь интересным после учёбы за рубежом?

Это одна из актуальных проблем — утечка мозгов, потеря умных кадров. Я думаю, моё исследование стало весомой причиной того, чтобы взяться здесь за инновации. Это очень важная вещь, которая должна быть сделана. И говорю это искренне, я знаю, что некоторые люди действительно об этом беспокоятся. За этим стоит нечто большое и важное. И это ещё одна важная причина моего приезда.

А потом я посмотрел на погоду (смеётся). Вы знаете, в Сингапуре погода одинаковая каждый день. Я тогда сказал себе: «Ничего себе, я никогда раньше не жил в -40°C!». Сейчас я знаю, если я встану утром, я отправляюсь на пробежку хоть в -20°C. Теперь я знаю, что могу никогда не жаловаться на погоду и идти на пробежку, потому что я могу это сделать и при -20°C. В этом отношении я вырос.

Я видел пару интервью с вами в казахстанских медиа, и вы так же упомянули Сингапур. Вы как-то сказали, что Сингапуру понадобилось пять лет для развития стартап-экосистемы страны, что Казахстан может сделать это меньше чем за пять лет. Почему?

Прежде всего, мир движется быстрее. Ещё одна причина, почему мне были интересны стартапы, это потому, что вы смотрите на создание стартапов как на создание автомобиля, телевидения, телефона, а нужно смотреть на создание Facebook, Instagram. Коэффициент успешности повышается, повышается и скорость создания. Так, введение инноваций способствуют увеличению скорости.

Давайте будем честными: мы можем подсмотреть, что сделали другие люди, и понять, что сработало, а что нет. К тому же есть множество примерных схем, о которых мы говорили, как начать здесь работать. Я наблюдаю, что срабатывает, а что нет. Это больше о том, как нам следует делать систему выдачи грантов, о том, как помогать стартапам. Я могу понять, сработало это или нет. Вы знаете, есть много путей, как сделать технологических гигантов.

Какие специалисты нужны сейчас Казахстану?

То, в чём мы действительно нуждаемся, так это в экосистеме. Экосистема — то, что живёт и дышит самостоятельно. Если вы сажаете растение, оно умирает каждый год, и вам нужно создавать новое растение каждый год — это не экосистема. Экосистема — это лес, который растёт и кормится сам. Иногда чтобы вскормить его, вам нужно принести удобрение.

Есть много вещей, которые могут помочь. Как много стартапов в Казахстане было куплено крупными компаниями? Какое число? У меня нет точного показателя, но я подозреваю, что он небольшой. Если стартап хочет узнать о том, на какой он стадии, с кем он будет разговаривать? Сейчас хорошее время, чтобы привлечь того, у кого есть опыт. С кем они будут говорить о выходе в за рубеж? Здесь не так много тех, у кого есть опыт в этом деле.

Что вы думаете об ИТ-образовании в Казахстане?

Я начинал как программист, моя степень бакалавра в Computer Science, а PhD в другой области. Поэтому я не могу сказать наверняка, но я верю, что у нас будет больше людей, изучающих программирование. Программисты решают проблемы с технологиями, это свойственно их работе. Эти ребята могут работать в бизнесе или больших технологических компаниях и стартапах. Большинство этих людей, если у них есть в какой-то степени предпринимательский дух, могут стать следующими лидерами, которые всё изменят.

Поэтому мы должны продолжать делать акцент на больших технических навыках. Сейчас мы говорим о стартапах, а именно об ИТ-стартапах. Если вы не знаете, как работает ИТ, это как человек, бегающий по ресторанам и не знающий, как готовить. Возможно, он поймёт, сможет съесть эту еду, но фундаментально здесь много аспектов, которые он не поймёт. В Казахстане много людей с техническими скиллами, которые строят ИТ-стартапы. Здесь есть хорошие программы, но нам нужно больше, больше программ или школ по программированию.

Коварный вопрос о форумах, ивентах в сфере цифровизации. У нас уже были Digital Bridge Forum, Digital Agenda и другие подобные форумы. Как вы думаете, полезно ли это на 100% или нет? Некоторые люди считают, что форумы и другие подобные мероприятия — это просто разговоры и маркетинг.

Есть одна неоспоримая вещь — на таких форумах много людей из бизнес-среды, много тех, кто принимает решение по юридическим аспектам, людей из правительства. И любой диалог, который показывает людей, решающих готовность государства к новым идеям и новым подходам, будет иметь ценность в той или иной степени.

В последний раз я сидел на панельной сессии о здоровье. Это совсем другая сфера, там влиятельные люди слушают о том, как вы сделаете население более счастливым, и это здорово. Замечательная вещь, которую я заметил в Казахстане, — если вы хотите, чтобы люди много работали, нужно сказать, что другая страна делает что-то лучше Казахстана. Это что-то вроде: «Вы слышали тех ребят из Беларуси? У них много хорошей технологии, они столько всего делают! Мы можем сделать лучше!». Мне нравится такое мышление.

«Если вы под финансовым прессом, будут вещи, которые усложнят создание стартапа», — Джозеф Циглер, CEO Astana Hub

Но я бы хотел видеть больше общественных, открытых мероприятий, где абсолютно любые люди, которые заинтересованы в инновациях и стартапах, могут поучаствовать. Участники необязательно должны быть высококлассными влиятельными людьми, я бы хотел видеть больше обычных людей, которые хотят делать больше.

Вы слышали о фестивале Burning Man? Нам нужно сделать Freezing Man. Это противоположность фестиваля Burning Man, который проводится в жаркой пустыне. Например, основатель должен питчить свой стартап, но делать он это должен снаружи, во время зимнего холода. Судьи будут слушать его в тёплой одежде, а он будет питчить в обычной одежде на протяжении 10 секунд, пока не замёрзнет, конечно (смеётся).

Я думаю, в Центральной Азии не так много весёлых, общественных мероприятий на таком уровне, как Slash или South by Southwest. Я бы очень хотел сделать что-то подобное здесь, что-то действительно весёлое для общества, где люди встречают разных интересных людей.

Нужно прекратить звать людей только высокого уровня. Разумеется, и из правительства, и все остальные могут приходить, но я хочу видеть людей из разных мест, которые делают разные вещи. То есть хочу сделать так, когда люди просто должны присоединиться к ивенту, найти других предпринимателей и инвесторов, увидеть, как разные крутые ребята делают разные вещи, и пообщаться друг с другом. Думаю, было бы здорово сделать подобный ивент.

Следующая тема, возможно, ваша любимая — «умные» города будущего. Вы много говорите о городах будущего, о том, что Казахстан должен сфокусироваться на этой сфере. Почему?

Здесь три вещи. Мы говорили о городах будущего, о создании кластеров и специальностей. Идея городов будущего — это создание специальностей на базе нашей инновационной экосистемы. Мы тратим много ресурсов, создавая экосистему, где люди могут делать стартапы. Я называю это общей экосистемой: вы можете сделать маркетплейс или медиа, к примеру. Мы хотим, чтобы вы могли сделать что угодно, чтобы решить любую проблему. Вы можете превратить это в бизнес, но если вы хотите соревноваться глобально, нужно использовать инновации совместно и уметь конкурировать.

Число инвесторов ограничено, число людей, хорошо знающих блокчейн, ограничено, и количество рынков тоже ограничено, в какой-то степени нам приходится соревноваться. Так почему люди должны быть заинтересованы в том, что мы делаем в Казахстане?

Такой вопрос будет до тех пор, пока у нас не будет преимущество, пока мы не будем делать что-то лучше, и пока в этом не будет ценности для инвесторов. Когда вы думаете о финтехе, о каком месте в мире вы думаете? Гонконг или Лондон, верно? Или, например, deep tech. Это Израиль. Медиа ассоциируются с Нью-Йорком.

Hardware в Шэньчжэне.

Да, всё это потому, что у них есть преимущества в определённой области. Это не значит, что нам не нужны ребята, которые делают хардвер, финтех — у нас есть возможности. Но нам нужно сфокусироваться на городах будущего.

Идея города будущего в том, что столица была построена за 20 лет, архитектура здесь просто удивительная. Когда я иду домой, я чувствую, как будто я работаю в огромном музее под открытым небом: домой еду мимо Триумфальной арки, поворачиваю налево к Пирамиде и вижу самую большую мечеть в Центральной Азии, поворачиваю направо вижу Летающую тарелку напротив моего дома (смеётся).

Всё это требует много ресурсов. Технология строительства, «умные» города — вот что имеет смысл. Электронное правительство уделяет много времени цифровизации систем. Например, заменить месяц ожидания для получения водительского удостоверения на несколько минут. Почему бы не превратить всё это в продукт и построить стартапы с набором навыков? Сейчас мы можем сделать это в конкурентной среде, такова идея с городами будущего.

«Если вы под финансовым прессом, будут вещи, которые усложнят создание стартапа», — Джозеф Циглер, CEO Astana Hub

Казахстан очень большая страна, где плотность половины населения равна плотности населения Новой Зеландии, и доставка удалённых услуг, к примеру, в образовании или медицине, принесёт большую ценность.

В этом мы не станем самым большим рынком, потому что у Казахстана не такое большое население. Но если мы раскачаем местные стартапы, которые делают удалённое образование, удалённую медицину, это будет круто. Ведь теперь люди, живущие далеко от больших городов, смогут чаще видеть своего доктора, чтобы получить первичную консультацию.

Или например, сельское хозяйство, которое в Австралии отличается тем, что за скотом следят дроны. В Мьянме, где интернет появился несколько лет назад, фермеры знают, сколько стоит их урожай, независимо от чего-то и кого-то, поэтому они могут заниматься фермой эффективнее.

Итак, есть сферы, управление которыми находится на низком уровне, я думаю, нужно перенимать опыт у других в этом отношении. Я думаю, что качество жизни на внутреннем рынке очень быстро меняется, и это возможно сделать быстрее, чем делать новую большую промышленность. Нужно просто попробовать пару месяцев.

Если большие организации, правительство услышит наш пятилетний план для фермерства с дронами, и выделит на это государственные деньги, это ответственность, и у нас не будет права на ошибку. Взамен, не тратя государственных денег, лучше попробовать использовать стартапы, которые могут ошибаться, провалиться, но в перспективе достигнут успеха, и мы должны поддерживать их.

Что вы думаете о копикатах, стартапах, копирующих бизнес-модель из других стран. Могут ли казахстанские стартаперы делать успешные копикаты? К тому же в Astana Hub уже есть подобные проекты, например ISSU, сервис по подписке на парфюм.

У меня есть друг, который работает в венчурной компании в Сингапуре, он говорит, что 80% стартапов — копикаты. Когда мне рассказывают о новом стартапе, я говорю, что мне нужно пару секунд, чтобы я нашёл аналоги. Я бы не назвал это прямо-таки копированием, это просто модель, которая может сработать и в другом месте. И к тому же может работать лучше и быстрее, чем у тех, что за рубежом. Если человек ведёт свое медиа, я бы не сказал, что он копирует другое медиа.

Что вы думаете о молодых стартапах, нужно ли им сначала фокусироваться на рынке Казахстана или сразу выходить на международный рынок?

Есть рынки, в которых вы можете доминировать в Казахстане, и это будет отличным бизнесом. Но прежде всего, я думаю, идея должна вырасти. Вы всегда должны иметь идею, которую можете реализовать на другом рынке. Вы должны быть осторожными, и вам нужно понять, если выйдете в мир, то какое преимущество у вас есть.

Например, решили отправиться в Китай, почему вы выбрали его? Там большой рынок, много людей? Да, это правда. Однако ваш стартап, который вы делали целый год, может быть скопирован там за неделю. Я имею ввиду, это очень конкурентный рынок, нужно конкурировать и знать, в чём ты силен. Если ты хочешь сделать международный стартап, ты должен знать, что делаешь лучше, чем другие люди за рубежом.

Ещё один похожий вопрос. Ваше мнение о том, когда лучше всего начать стартап — сразу после университета или после работы в большой компании?

Согласно данным университета Duke, средний возраст успешных предпринимателей — 40-45 лет. Я думаю, стартапы — это большой риск. Поэтому, чтобы начать успешный стартап, вы должны быть на своём месте, чувствовать себя уверенно в этом.

Если вы под финансовым прессом, если вы только начали семейную жизнь, планируете купить дом, будут вещи, которые усложнят создание стартапа. Вам нужно будет научиться делать деньги без постоянного чувства стресса. Кроме того, ваши решения будут основаны на краткосрочных нуждах.

Так будет сложно построить успешный стартап в долгосрочной перспективе.

Почему бы на начальном этапе вам не позволить компании платить за вас? Почему бы не сидеть на работе, где вы можете учится внутри компании, которая будет платить вам за это ещё и зарплату. Почему вы будете платить за конференцию сами, когда это может быть частью вашей работы и компания оплатит вам её? Почему бы не использовать эти ресурсы, пока вы делаете свою работу: получить собственный опыт, получить навыки. В этом есть смысл.

Мне интересен стартап, когда основатель или кто-то из команды мне говорит: «Джозеф, мне заплатили много денег, чтобы решить эту проблему для кого-то, и я решил её, потому что мне дали много денег. И я понял, что могу решать эту проблему для большего количества людей, у которых есть деньги». Мне нравится такой подход. То есть ранее вы сделали деньги, решив проблему, и теперь на основе этого делаете свою компанию. Это здорово. Вот почему нужен опыт.

Но моя первая работа была в стартапе, поэтому если вы молоды и хотите сделать стартап, нет ничего плохого в том, чтобы присоединиться в качестве сотрудника и понять, каково это. Это ещё одна замечательная возможность. Если вам нравится еcommerce, например, вы можете присоединиться к Amazon, набраться навыков и принести потом что-то своё в рынок.

Последний вопрос — какое мнение у вас сложилось о здешней молодёжи, смогут ли они сделать так называемый the next big thing?

Люди здесь увлечённые, и они обеспокоены проблемами других, они хотят принять участие в диалоге о том, куда идёт страна и что потом произойдёт. Это означает, что они вовлечены. Они действительно хотят решать проблемы, и я думаю, сегодня вы видите всё больше людей, которые хотят это делать. Это правильный настрой.

Я думаю, всё большее количество международных контактов помогает открыть новые идеи. Думаю, чем больше Казахстан стремится привлечь международный опыт в сфере стартапов, тем больше это заряжает молодых людей на генерацию новых идей и мотивирует на построение своего бизнеса.

Мой идеальный Казахстан в сфере стартапов — это когда люди говорят не что-то вроде «Я хочу получить работу», а «Я хочу что-то сделать, думаю, я смогу быть полезным и помочь людям».

«Если вы под финансовым прессом, будут вещи, которые усложнят создание стартапа», — Джозеф Циглер, CEO Astana Hub

Спасибо за беседу.

Благодарю Гаухар Жуман за участие в подготовке материала.

1616
реклама
разместить