Хотите учиться ещё эффективнее? Внедрите в жизнь навык тайм-менеджмента

Человеческий мозг так устроен, что пока мы не зафокусим проблему, мы даже не осознаем, как сильно она мешает и какое негативное влияние оказывает на жизнь. И вот как интересно происходит. В силу неумения управлять своим временем, мы обычно так перегружены делами и задачами, что у нас просто нет времени подумать о том, что его (времени) могло бы быть гораздо больше.

Парадокс? Парадокс.

Поэтому в этой статье мы поговорим про то, как выполнять задачи в разы быстрее и эффективнее, внедрив грамотный тайм-менеджмент. Я прошла длинный путь от вечно горящих дедлайнов по всем фронтам до рационального распределения своих временных ресурсов. И это то, чему должны учить в школах!

Хотите учиться ещё эффективнее? Внедрите в жизнь навык тайм-менеджмента

Тайм-менеджмент помогает эффективно планировать рабочее (и не только) время. Это самоорганизация. Это управление своими ресурсами. Это один из самых важных скилов взрослого человека. Иначе, как успевать работать, учиться, готовить еду, видеться с друзьями, высыпаться и при этом ещё жить?

В первую очередь, нужно признаться, что с распределением времени есть проблемы. Затем проанализировать, в какой из отраслей жизни негативный эффект сильнее всего. Может быть вы супер успешны в работе, но у вас дома вечный бардак. Или вы заядлый коллекционер десятков купленных онлайн-курсов, которые лежат и ждут своего часа, потому что на них нет времени.

Управление временем - необходимый навык для продуктивного обучения. У нас никогда не будет хватать времени на развитие, если мы не научимся это время выделять, закрывать вовремя базовые задачи и инвестировать его в себя.

Как же понять, что с тайм-менеджментом проблемы?

- Вы постоянно ничего не успеваете

- Вы вечно куда-то торопитесь

- Вы опаздываете и нервничаете

Хорошая новость №1. Тайм-менеджмент - это навык. А что мы можем делать с навыками? Правильно. Развивать их. Если вы не умеете готовить, вы сначала покупаете поварскую книгу и пытаетесь самостоятельно разобраться. Если ничего не выходит, идёте на мастер-класс, где готовите под контролем шефа. Со временем навык сдвинется с мертвой точки, и вот вам уже не нужно гуглить, сколько минут варить яйца и нужно ли солить стейки. С тайм-менеджментом также.

Хорошая новость №2. Существует множество методик, которые помогают грамотно планировать время. Дисклеймер: вам необязательно применять все из них. Вы можете создать свой микс, и этого уже будет достаточно. Но попытаться облегчить себе жизнь разумным планированием - мастхэв.

"10% времени, которое вы потратите на планирование задачи сэкономит вам 90% времени при её решении." Фраза, полностью изменившая моё отношение к таймингу. Теперь я планирую всё.

Основное - расставить приоритеты. Сейчас я приоритизирую задачи автономно, но для начала может сильно помочь матрица Эйзенхауэра. По этой теории мы дробим дела на срочные и важные.

Матрица Эйзенхауэра
Матрица Эйзенхауэра

Сначала выписываем все задачи на лист, потом чертим табличку и сортируем их согласно этой матрице. (аналогично можно делать в заметках на телефоне)

Если что-то срочное и важное, ставим максимальный уровень приоритизации, это то, с чего надо начинать. Если задача важная, но несрочная, то планируем выполнение после выполнения предыдущей. Если задача неважная, но срочная, её можно спокойно делегировать, если есть кому. Или делегировать некому, задумайтесь, необходимо ли её выполнять вообще? Несрочные и неважные задачи самые противные. Они висят в сознании, как что-то невыполненное. Но не надо тратить на них свои силы, их надо удалить и забыть: с глаз долой, из списка тасков вон.

Глобально, логика в том, что частенько мы делаем абсолютно не те вещи, которые дают нам пользу и результат. Выбираем или рандомно или то, что полегче. Это подпитывает ощущение деятельности, но может абсолютно никак не влиять на общую эффективность. И рано или поздно приведёт к фрустрации: ведь я делаю, делаю, делаю, а ничего не меняется. Знаний не прибавляется, денег тоже, а пул задач только растёт..

И это можно применить ко всему: к изучению языков, к выполнению спортивных упражнений, к прохождению образовательных курсов, к подготовке к экзаменам.

Время - наш самый ценный ресурс, мы должны ценить его и управлять им грамотно.

Когда мы разобрались с тем, с каких задач нам нужно начать, их необходимо раздробить. Если перед нами что-то огромное и трудоёмкое, нам даже страшно начать. Всем знакома такая ситуация, когда задача и важная, и срочная, да и вроде всё понятно, надо только начать. Но ты вообще не понимаешь, как к ней подступиться. Вот тут-то мы и должны разделить ее на шаги и этапы.

Декомпозиция задач
Декомпозиция задач

Посмотрим на самом бытовом примере - уборке. Если будет задача убраться дома - мы никогда не начнём. Дробим на более мелкие: убраться на кухне, убраться в ванне, убраться в спальне. Лучше, но всё ещё сложно. Дробим ещё сильнее: убраться на кухне = помыть посуду, протереть плиту, вынести мусор. И вот это уже не огромный объём, за который не знаешь, как взяться. А три маленьких задачки, которые быстрые и лёгкие.

Это правило элементарнее некуда. Но почему-то мы каждый раз забываем о нём. Когда готовишься к экзамену, у тебя есть стопка билетов, которые нужно выучить. Тебя раздражает её количество, тебе не хочется даже начинать браться за такой объём. Но это до тех пор, пока ты не разделишь её на 15 блоков по 4 билета. А что такое 4 билета? Ерунда. Берёшь и делаешь. И добиваться результатов так гораздо проще и эффективнее. Ведь больше времени и сил мы тратим не на то, чтобы выполнить задачу. А на то, чтоб заставить себя её выполнять.

Приятный бонус: мозг в восторге. Каждый раз, поставив внутреннюю галочку, вырабатывается дофаминчик. Больше задач = больше выполненных задач = больше дофамина.

Если при выполнении таска вы постоянно отвлекаетесь и не можете собраться с мыслями. Есть классное приложение FOREST. В котором можно установить временной отрезок, на протяжении которого в вашем "лесу" будет расти дерево. Выйдете раньше из приложение - дерево высохнет. Вроде бы мелочь, но за всё время, что я им пользовалась, моя ответственность перед деревом не позволяла мне отвлекаться :)

Хотите учиться ещё эффективнее? Внедрите в жизнь навык тайм-менеджмента

Это полезное приложение в совокупности с техникой Помодоро.

Логика максимально простая: вы составляете список задач (предварительно расставив приоритеты по предыдущим методам), делите их и начинаете выполнять. Включаете таймер на 25 минут, и всё это время интенсивно работаете, не отвлекаясь. Затем обязательный перерыв на 5 минут. И так 4 раза. Спустя 2 часа делаете перерыв побольше на 15-20 минут. Если остались задачи - возвращаетесь к делу с интервалом работы в 25 минут.

Берём отрезки по 30 минут: 25 на работу, 5 на отдых.

Хотите учиться ещё эффективнее? Внедрите в жизнь навык тайм-менеджмента

И последний метод. Метод поедания лягушек. Звучит противно, да?

Так всегда и бывает, самая важная задача - самая противная. Её хочется оставить на потом. Это наша лягушка.

Нам проще сделать 15 лёгких, приятных и ненужных задач, чем взяться за ту, которая важнее всего, но бесит. У меня так было при написании программы для получения образовательной лицензии моей онлайн-школы: муторно, долго, много нюансов, скрупулёзно и противно. И вот ты делаешь ВСЁ, лишь бы не эту задачу. Мы готовили документы полгода, потому что лезть в эту бюрократию - то еще лягушкоедство.

Также давит и то, что при выполнении всех второстепенных, но более приятных (или менее противных) задач ты фоново думаешь о той самой жабе, которая тебя ждёт на десерт. Из-за этого торопиться с остальным тоже не хочется, вдруг приятные задачки кончатся и придётся взяться и за неё тоже?

Поэтому "лягушку нужно всегда есть первым делом".

Хотите учиться ещё эффективнее? Внедрите в жизнь навык тайм-менеджмента

Внедрение навыка тайм-менеджмента упрощает жизнь и делает её эффективнее. Методов много. И к каждому человеку нужен индивидуальный подход. Но попробовав всё на себе, будет проще понять, что помогает именно вам.

Вести список задач удобно в заметках, в trello, в бумажных ежедневниках, приложении to do или notion. Кому что по вкусу. Мне нравится иметь под рукой блокнот и фломастер для визуализации плана на день и заметку с задачами на месяц/неделю/день.

Я стабильно в воскресенье вечером выписываю все задачи на предстоящую неделю, дроблю их, прописываю на каждый день, оставляю окошки для внеплановых (они всегда будут и не должны застать врасплох). В утренние часы задачи сложнее и противнее, в вечерние - более лёгкие и приятные. Уже более полугода у меня выполняется 90%+ из задуманного благодаря такому планингу. А ещё год назад я металась между всем, что есть и вечно страдала, что ничего не успеваю.

Как итог: дофамин есть, результаты есть, прогресс есть. И даже эта статья была написана благодаря навыку тайм-менеджмента в моей жизни. На неё объективно могло не хватить времени, но расставив приоритеты и выполнив все задачи вовремя, время каким-то чудом нашлось. Только это не чудо, а система. Нужная и необходимая абсолютно всем.

Делитесь вашими лайфхаками и методами в комментариях!

44
3 комментария

Отличная статья! Отправлена сотрудникам для изучения)

1
Ответить

Класс, спасибо!

Ответить