Нехватка творческих кадров: запрос на креативных ИТ-специалистов

Руководитель корпоративных практик ALP Group Александр Казеннов рассказывает, почему креативность — одно из самых недооцененных качеств в ИТ, а креативные разработчики ценятся в компании на вес золота.

Сальвадор Дали и его коллега-сюрреалист Ман Рэй в Париже 16 июня 1934 года. Источник: <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fen.wikipedia.org%2Fwiki%2FFile%3AMan_Ray_Salvador_Dali.jpg&postId=735792" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Wikimedia Commons</a>
Сальвадор Дали и его коллега-сюрреалист Ман Рэй в Париже 16 июня 1934 года. Источник: Wikimedia Commons

Я хорошо помню момент, когда из зашоренного студента-сисадмина я превратился в человека, который способен выступать на публике и мыслить, как говорят англичане, outside the box. Я учился на третьем или четвертом курсе МИЭТа и на досуге участвовал в каких-то студенческих мероприятиях проекта «Гражданская смена». Однажды на выездном семинаре, где должны были выступать представители от каждого московского округа, спикер от нашего Зеленоградского административного округа оказался не в состоянии добраться до сцены, и эта участь пала на меня. На тот момент мне было сложно не то что публично выступать — даже просто непринужденно общаться с людьми. Но отказаться неловко — и ты выходишь на сцену.

Выглядел я как типичный сисадмин — разве что не в свитере, а в какой-то рубашке и брюках. Ведущий всего этого мероприятия, Александр Чевгун («большая шишка» для моего мира на тот момент), попросил меня рассказать о себе. У меня в руках микрофон, в глаза светит яркий прожектор, напротив — целый зал народу. «Я Саша Казеннов, учусь в МИЭТе. Тот, кто должен был выступать, не смог, поэтому на сцене оказался я. Очень сильно волнуюсь, не знаю, что говорить. Если что — спрашивайте», — промямлил я. И тут мне ободряюще зааплодировали. Ничего страшного не произошло.

«Минута позора» на этом, впрочем, не закончилась. Потом мне нужно было изобразить, будто я пою песню (как сейчас бы сказали, липсинк-батл), потом изобразить какой-то танец. А в финале самое страшное — сымпровизировать сценку с девушкой из другого округа. Нас поставили друг напротив друга. Мы переглянулись, она пошла навстречу ко мне, я пошел навстречу к ней, мы как будто столкнулись, я сказал «Ну, пошли?», она кивнула, я взял ее за руку, и мы вместе удалились со сцены. Не Шекспир, конечно, но в студенческой среде наша скромная сценка зашла так хорошо, что нам ее потом еще долго все вспоминали. Потом ко мне подошел Чевгун и сказал: «Сань, ну видишь, а чего ты переживал-то в начале? Краснел, бледнел, чуть в обморок не падал. Всё же хорошо!»

Вроде, совсем тривиальное событие. Но для меня оно стало по-настоящему поворотным. Суммарно я провел на сцене не больше получаса, и за это время понял, что публика — это не так страшно, как кажется. Адекватные люди всегда тебя поддержат. Все мои страхи лишний раз открыть рот без спроса оказались беспочвенными. Тогда я понял, что не нужно стесняться, что можно открыто выражать свои мысли и в целом занимать проактивную позицию. Для простого парня из маленького города Коврова это было настоящее открытие.

Именно это осознание в конце концов помогло мне перепрыгнуть свой потолок технического директора и дорасти до высокой (и довольно креативной) руководящей должности в ИТ-компании — должности руководителя корпоративных практик.

Современные реалии таковы, что наши менеджеры очень много своего времени проводят в процессе выстраивания стратегических и оперативных коммуникаций, решения верхнеуровневых вопросов настоящего и будущего, прикрывания слабых зон компании и недочетов сотрудников. Руководитель корпоративных практик отвечает за стратегическое развитие конкретных направлений бизнеса, выстраивает работы команд и подразделений, формирует новые стандарты по становлению компании лидером в своей области интересов.

На мой взгляд, для ИТ-компании — да, впрочем, для любого бизнеса вообще — очень важно иметь в команде людей, которые будут не только решать оперативные задачи, но и мыслить креативно и стратегически. В противном случае, компания упускает возможности по привлечению новых клиентов, ориентированных на новые технологии, упускает возможность быть первой в чём-то новом, упускает звание лидера в пользу тех, кто ДЕЛАЕТ.

Конечно, не все должны быть креативщиками. Любой ИТ-компании нужны крепкие специалисты, способные выполнять необходимую монотонную работу по проверенным временем алгоритмам. Но креативное мышление, поиск нестандартных решений — это просто фундаментальные вещи для успеха и роста бизнеса. К сожалению, понимают это единицы. Я постоянно сталкиваюсь с этим на собеседованиях, когда к нам в компанию приходят новые люди. Большинство кандидатов — даже претендующих на самые высокие зарплаты — привыкли действовать по заученным формулам и не способны выходить за эти рамки. При столкновении с нетиповой задачей они буквально впадают в ступор и даже не понимают, «куда копать».

На собеседованиях я часто даю бизнесовую задачу из практики и предлагаю ее решить, не ограничиваясь в выборе технологий. Вот, к примеру, задача по брендированию нефтепродуктов: на нефтебазу приезжает бензовоз, один резервуар заполняется одним типом топлива, другой — другим, по дороге к конечному клиенту это всё смешивается — и вуаля, мы получаем брендированное топливо. Таким образом в учетной системе заведены три номенклатуры — бензин, присадка и брендированное топливо. Как нам отразить в системе эту сделку? Хотя задачу можно решить несколькими способами, с ней справляется в лучшем случае половина кандидатов.

Не буду врать, будто в самой компании все так и блистают креативом. Победить человеческую натуру и природную лень всегда сложно. Хотя мы всегда стремимся к тому, чтобы быть в авангарде новых технологий, не все амбициозные задумки тут же воплощаются в жизнь. У нас в компании есть «виртуальное» подразделение из сотрудников разных отделов, которые объединяются для работы над внедрением той или иной передовой технологии в нашу работу. Полгода назад мы, например, собрали команду под внедрение искусственного интеллекта в наши процессы разработки и поддержки. Завели отдельный рабочий чат, нагнали туда наших лучших экспертов, накидали кучу перспективных идей. Но до этапа полноценной реализации ни одна из них пока, увы, не добралась.

Одна из причин — узкое мышление во «внешнем мире». Вот, например, мы искали российского поставщика библиотек искусственного интеллекта, чтобы улучшить часть своих продуктов. Обратились к десятке лидеров на рынке с предложением о сотрудничестве. И отовсюду получили отказ по формуле: «Знаете, мы сделали свою модель больше для переводов, для обработки текстов… Она для программирования не подойдет». Мы в ответ: «Программный код — это, по сути дела, та же языковая модель. Давайте возьмем ваш движок и обучим его работе с кодом». Не хотят.

Не знаю, откуда берется эта негибкость мышления. Но я смотрю на своих детей и начинаю думать, что все проблемы, как всегда, возникают еще в детстве. Я вижу, как, вернувшись из садика или школы, мои сыновья повторяют слова учителя как непреложную истину и перестают думать своей головой. Школьная установка «взрослый всегда прав» потом превращается в «начальник всегда лучше знает, поэтому можно не думать». Чем дальше, тем сложнее выйти из этой приятной зоны комфорта.

Именно поэтому мне кажется очень важным делать всё возможное, чтобы развивать креативность в самом себе и в своей команде. В частности, периодически собираться всем вместе и брейнштормить разные способы решения какой-нибудь реальной бизнес-задачи заказчика. Постепенно люди раскрываются, начинают генерировать и озвучивать свои идеи вслух, и выясняется, что рассматриваемую задачу можно решить так, сяк и даже наперекосяк. Вместе логически прийти к какому-то креативному решению, на мой взгляд, всегда лучше, чем просто выдать сотрудникам готовую инструкцию. Только так можно развить в компании культуру инноваций, создать уникальные разработки и обойти своих конкурентов.

А что вы думаете по этому поводу? Нужна ли айтишникам креативность? Или стоит оставить всю эту историю гуманитариям и не приставать к технарям с призывами к «творчеству»?

1616
2 комментария

Креативность всем нужна, иначе скучно! Дали прямо в тему)

2
Ответить

Любая наука нуждается в креативности и творчестве. Да, в математике это не будет выглядеть аналогично креативности из социологии, к примеру но она должна быть.

1
Ответить