Топ 5 причин почему приложениями от яндекс не хочется пользоваться

Обманы, непродуманность, поверхностность, межсервисная рассинхронизация и навязывание какого-то своего пользовательского опыта - рискуют стать синонимом яндекса нашего времени.

Топ 5 причин почему приложениями от яндекс не хочется пользоваться

Всем привет, я Алексей, последние 12 лет работаю в ИТ, раньше руководил ИТ отделами в корпорациях, пилил стартап в travel, а сейчас управляю двумя компаниями разработки Softlex , FTM.

Раньше при слове "Яндекс" меня переполняло чувство гордости, но в последние годы рядом их сервисов пользуюсь из-за безальтернативности, а целый набор приложений вовсе удалил.

Ниже на примере Яндекс.Путешествий, Яндекс.Такси, Яндекс.Драйва, Яндекс.Метрики, Яндекс.Карт, Яндекс.Облака, Кинопоиска HD покажу почему продуктам стремительно на глазах плохеет. В конце подведу итог что же объединяет большинство недостатков из приложений.

Яндекс.Путешествия

Люблю путешествия, был свой стартап в этой сфере, с которым три года делали продукт, поэтому есть доменная насмотренность, из-за которой сразу начали возникать вопросики.

Лутон, Кневичи, Швехат - это профессиональная терминология

Отсутствие указания города в ленте. Слева сверху яндекс.путешествия, внизу и справа - конкуренты
Отсутствие указания города в ленте. Слева сверху яндекс.путешествия, внизу и справа - конкуренты

Докладываю, что среднестатистический покупатель билетов не сразу знает где Швехат, Кневичи, Лутон, Шереметьево или Витязево. Поэтому более понятно и привычно, если сначала пишут город, затем название аэропорта, затем уже дополнительная информация, например код аэропорта. Очевидно, что раз я ищу билеты по маршруту Москва - Вена, то якобы должен понимать в каких городах крайние точки, но это местечковое упрощение вызывает дискомфорт и отличается от функционала привычных сервисов.

Ручная кладь Шрёдингера, у которой нет описания

Слева яндекс.путешествия, справа сайт авиакомпании Rynair
Слева яндекс.путешествия, справа сайт авиакомпании Rynair

Кажется, что баг, в рамках которого в описании билета нет ручной клади, а в деталях тарифа из правого блока ручная кладь всё же есть. Если обратиться к сайту авиакомпании, то ручная кладь есть, хоть и одна небольшая сумка.

В дополнение ко всему параметры самой ручной клади не описаны. Не все GDS, не по всем компаниям отдают эти параметры, но их очень не хватает. Помню сам попал в ситуацию, когда в одном рейсе у меня чемодан попал под габариты ручной клади, а на следующий сразу за ним рейс я вынужден был докупать багажное место.

Быстрое и простое улучшение ч.1 - дополнительная информация

Габариты посадочных мест и услуги из приложений-конкурентов
Габариты посадочных мест и услуги из приложений-конкурентов

Очевидно круто, когда есть информаций о рассадке, конфигурации салона, габаритах мест у воздушного судна. Это мало кого действительно трогает, но определенно, есть пласт заинтересованных. Дополнительно хороший тон - показать уровень сервиса, для длительных полётов это прям очень важная информация. А совокупно все эти данные получаются через API приличных GDS, поэтому добавить будет весьма несложно.

Быстрое и простое улучшение ч.2 - радиус прилёта/вылета

Пример интерфейса настройки радиуса прилёта или вылета
Пример интерфейса настройки радиуса прилёта или вылета

Частый случай, когда в радиусе условных 150 километров находятся сразу несколько аэропортов, например, Краснодар, Анапа, Геленджик и логистически путешественнику нет особой разницы куда прибывать, но цены могут отличаться значительно, особенно в сезон. Сейчас для самостоятельного сканирования цен надо самостоятельно знать и перебирать города прилёта/вылета, но можно сделать удобно, верно? Фича простая, но позволит дистанцироваться от подавляющего большинства конкурентов.

Отели. Цены, общая карточка из ленты

Верхнее изображение - Яндекс.Путешествия, два остальных - конкуренты
Верхнее изображение - Яндекс.Путешествия, два остальных - конкуренты

Не очень хочется начинать с цен, но слишком уж велика разница между минимальными предложениями на всех трёх сайтах. Не знаю откуда у яндекс.путешествий инвентори отелей, но можно взять у GDS из примера выше, накинуть 10% и вполне себе жить. А учитывая, что отели - одна из самых доходных статей сайта для путешественников - можно было бы накинуть меньше маржи. Но это всё про ценообразование - оно нас побочно интересует. Больше всего меня поразила разница в наборе данных и их качестве. Забыли показать, что отель у метро, дистанция до центра какая-то искаженная. Кстати, когда есть водный объект в отеле, то можно попробовать нейросетью его показывать на обложке отеля, в умеренных дозах такие приёмы повышали конверсию.

А дальше какой-то ад с номерами

Пример опций проживания в отеле от яндекс.путешествий. На видео желтым отмечены номера одного класса, разбросанные по ленте номеров

Вы серьезно? А как предлагается выбрать номер без фотографий, с разбросанными хаотично вариантами проживания? Если смотришь superior, то он ровным пластом размазан на всю страницу. Будто была задача сделать как не надо, максимально неудобно. Если есть гипотеза, что на этапе покупки будут фото, то это заблуждение.

Сервис с выдачей опций проживания здорового человека

Совсем иным образом выглядит лента опций проживания у сервиса, где опции сгруппированы, им присвоены изображения и более наглядно распределены.

Да, я знаю, что многие GDS выдают контент отвратительного характера, но я уверен, что с мощностями Яндекса можно было решить этот вопрос, а не заставлять пользователя испытывать мучения.

Где полезные статьи?

Слева Яндекс.Путешествия, справа Яндекс.Такси
Слева Яндекс.Путешествия, справа Яндекс.Такси

Заходя почти в любое приложения яндекса ты получаешь не только целевую функцию, например, заказать такси или выбрать машину, но и информационные статьи. Да, в большинстве случае статьи не очень полезны или нужны, но в приложении для путешественников вы это почему не сделали?

В путешествии потенциально происходит много и существует огромное количество нюансов, начиная от задержки вылета и потери пересадки, заканчивая визами, страховками и бытовыми вопросами (банальные переходники для техники при поездке в США).

Где забота о пользователе? Почему ничего нет? В приложении заказа такси значит, надо впихнуть почти бесполезный текстовый контент, а тут что произошло? Есть же прекрасный пример авто.ру, где вполне целевые и полезные статьи.

Будущие фичи

Очень жду когда яндекс.путешествиях будут апсейлить, путём ввода динамического пакетирования (комбинации услуг), виз, страховок, аренды автомобилей. Будет невероятно любопытно как они обойдут технические и интерфейсные сложности, связанные с этим.

Dzen.ru

После насыщенного контента про яндекс.путешествия надо расслабиться путём просмотра навязывания нового пользовательского опыта.

Сверху dzen.ru, ниже какой-то другой сайт
Сверху dzen.ru, ниже какой-то другой сайт

- Как пройти в библиотеку?
- В три часа ночи?! Идиот!
- А как в почтовый ящик зайти? 😵‍💫

Я понимаю, что надо было что-то менять, но как зайти в почту? Почему не сделать по примеру гугла, предоставив опцию. В итоге я вбиваю в поиске почта, либо тычу в поисковое окно для перехода в почтовый ящик.

Кинопоиск HD

Честно говоря, если другие продукты яндекса вызывают ощущение, что ими команда разработки хоть иногда пользуется, то про Кинопоиск HD очень тяжело так сказать. Неудобства и непродуманности встречаются просто кругом.

Где история просмотров?

Самый простой вопрос начинается с истории просмотров? Где она? Я могу посмотреть что я оценивал - это так, но где.история.просмотров? В приложении на iOS, android tv - не нашел.

Скачивание ч.1 - сценарий слишком много устройств

Топ 5 причин почему приложениями от яндекс не хочется пользоваться

Окей, у меня много устройств, надо удалить какое-то для скачивания файла, но с как их идентифицировать? С какого устройства я сейчас нахожусь?

Недоказанный баг. С этого экрана нажал на вторую или третью строчку, а удалилась последняя. Повторить не смог, но телевизор успешно разлогинился.

Скачивание ч.2 - как обновить загрузку у всего списка?

Хорошо, проблема с устройствами решена, но в случае кейса множественного обновления загруженных файлов приложение просто предлагает каждую загрузку обновить индивидуально. Если массовое действие, то только удаление 🤔

Команда проекта, а вы точно пользуетесь своим детищем и любите его?

Яндекс plus и сквозной функционал

Отдельного упоминания стоит подписка и сквозные данные о профиле, которые можно увидеть в любом приложении через специальную функцию.

Почему у меня plus везде кроме яндекс.драйв?

Слева-направо. Яндекс.драйв, яндекс.путешествия, авто.ру, яндекс.такси
Слева-направо. Яндекс.драйв, яндекс.путешествия, авто.ру, яндекс.такси

В яндекс драйв, путешествия, такси я залогинен под одной почтой и одним номером телефона, под авто.ру почта другая, а номер телефона совпадает с остальными. В итоге везде кроме яндекс.драйв у меня есть баллы плюса и индикация подписки. Магия, не иначе.

Я бы понял отсутствие plus подписки на авто.ру, но не на яндекс.драйв!

Явная потеря данных в виджете яндекс plus

Магия вне Хогвартса
Магия вне Хогвартса

Управление подпиской яндекс plus говорит о том, что у меня 4 устройства, которыми я давно не пользовался 😵

Но только что вы показывали мне, что в кинопоиске у меня 3 iphone, ipad, телевизор, а в другом месте у меня уже телефон, планшет и второй планшет. Позвольте спросить откуда у меня взялся дополнительный планшет и куда делись телевизор с двумя телефонами? И уж тем более не совпадают сроки последнего использования устройств.

Яндекс.метрика

Есть ощущение, что это приложение просто выкинуто на свалку истории, либо передано джунам-стажерам. Прикладываю один пример самого распространенного изъяна, про фильтрацию, прочие возможности и писать нет желания.

Топ 5 причин почему приложениями от яндекс не хочется пользоваться

Графики выглядят красиво, но нельзя нажать на сам график, чтоб в месте нажатия появились подписи значений. На малом количестве данных это ещё просто, но на загруженном графике чтение показателей превратится в испытание.

Яндекс.драйв

Функционал управления автомобилем собран выше всяких похвал, но вот дополнительные фичи вызывают вопросы.

Ачивки - что? зачем?

Вот что случается, когда kpi - внедрить элементы геймефикации

Введён любопытный раздел ачивок, нажав на ачивку можно перейти к меню, где её можно сохранить. Сохраняется она или нет, куда - выяснить не удалось, это страшная тайна.

Уникальная навигация

В одном из разделов есть список с шестью подразделами. В пять можно войти, четыре ведут себя одинаково, а один после открытия выбрасывает на основной экран приложения. Почему это происходит - не понятно. Пункты выглядят одинаково, имеют одинаковые управляющие элементы, но ведут себя по разному. Такие вот загадки.

Яндекс облачные сервера

Есть такая функция, которая позволяет резервировать серверные мощности. Заранее договариваешься о масштабах использования инфраструктуры, сервисов и яндекс предоставляет скидку. Всё хорошо, но в списке зарезервированных мощностей нельзя посмотреть их текущее использование, например, 8/8 CPU или 20/24 RAM. Нужно ходить в виртуальные машины и считать самостоятельно. Вроде не сложно, но, по сути элементарная фича, которая сильно улучшит пользовательский опыт.

Топ 5 причин почему приложениями от яндекс не хочется пользоваться

Яндекс.такси

Если переключаться между тарифами, то фильтр одной из категорий применяется к другим. В данном случае детское кресло. Почему так происходит - не ясно, ведь есть категория детского такси, где присутствуют опции всех категорий.

Нет, тебе нужно детское кресло!

Яндекс.карты

Крутое приложение, в котором можно много всего сделать, например.

Заказать такси

Топ 5 причин почему приложениями от яндекс не хочется пользоваться

Но почему тогда панель заказа такси так сильно отличается от идентичной панели в яндекс.такси? Как это так выходит?

Значит в одном месте опыт создаётся, а в другом? При использовании этой панели возникает ощущение, что используешь не оригинальное приложение, а подделку, которая не поспевает за оригинальным.

Заказать услуги бьюти-индустрии

Только при нажатии назад возникает какая-то удивительная картина в строке поиска.

Яндекс.еда

Скринов не будет, будет просто история, после которой я удалил яндекс.еду, вот уже года три живу без неё.

Это был тот самый момент, когда очень голодный едешь домой, заказываешь самую вкусную пиццу Москвы. Приложение обещает доставить заказ, примерно за полтора-два часа (точно сейчас не вспомню). Из последних сил начинаешь ждать, откладываешь телефон минут на сорок, а вернувшись узнаешь, что курьер доставил заказ за двадцать минут, ещё двадцать минут ждал, а потом просто ушел с заказом!
Вроде сам дурак? Не спорю, но зачем писать в приложении полтора-два часа, а доставлять за сорок минут? В итоге я подстроился под время доставки, пропарил доставку, попрощался с яндекс едой.

Забавно, что при таком количестве умных голов в продуктовой команде настолько простой сценарий не был никаким образом обработан.

Итоги

Когда говорят о Яндексе, то сразу представляешь лучшую ИТ компанию России, у которой множество ресурсов, а значит приложения и сервисы должны быть или идеальны, либо очень близки к этому.

Когда смотришь выступления дизайн-лидов, продакт менеджеров, то возникает ощущение, что в яндексе наилучшие умы, команды, процессы.

А на деле во многих продуктах типовые проблемы, которые я сгруппировал в топ 5 причин почему приложения и сервисы яндекса не очень хороши:

Сервисы будто не для себя

Тонкой нитью сквозь все сервисы тянется ощущение, что сами команды своими продуктами либо не пользуются, либо не переживают о них. Никак иначе я не могу объяснить, например, отсутствие группового обновления загрузки в Кинопоиск HD, либо печальную ситуацию с отелями в Яндекс.Тревел. Да, можно говорить про бэклог, его объем, но это слабое объяснение для компании с ~18 000 сотрудников и ещё необъятным количеством подрядчиков (пока писал - вспомнил кто подрядчик в Кинопоиск HD).

Поверхностность

В приложении для путешествий, например, видно насколько поверхностно принимались решения по реализации фичей, объему доступных пользователю данных. Это тяжело объяснить чем-то кроме поверхностного погружения в предметную область. Возможно, что я не прав и просто что-то не понимаю, но ощущение именно такое.

Межсервисная рассинхронизация

У разных сервисов есть общий функционал, например навигация, заказ такси, яндекс plus, но всё то выглядит максимально странно. Функциональные возможности или багуют или выглядят как пиратские копии оригинального функционала. Есть ощущение, что это из-за скорости изменений, но если один функционал используется в большом количестве сервисов, то почему его не проектировать более модульным?

Попытки навязать какой-то свой пользовательский опыт

Часть иконок, сценариев, функций создают какой-то новый опыт, к которому ранее не привык. Целесообразность таких решений неочевидна. Мне как пользователю дискомфортно видеть то, к чему я не привык.

Отказ от обещаний

В моём материале не было объяснения этого пункта, но это первое, что приходит в голову. А причина в обещании предоставлять яндекс почту всегда на бесплатной основе. Как мы все знаем - почта для бизнеса стала платной.

Лично у меня это событие вызывает максимальное недоверие к компании, после чего неосознанно ищу замену сервисов яндекса. Например, почту мы подняли в другом месте.

Я надеюсь, что Яндекс скоро вернется на ИТ-Олимп, улучшит качество проектов, но пока возникают множественные вопросы.

3131
96 комментариев

Кому лень читать, держите сокращённый вариант: Яндекс - охуевший зажравшийся монополист, которому уже насрать на свои приложухи и их вылизывание, потому что и так схавают.

27
Ответить

СОКР-стайл

5
Ответить

Топ 5 причин почему приложениями от Яндекс не хочется пользоваться

• Обманы, непродуманность, поверхностность, межсервисная рассинхронизация и навязывание своего пользовательского опыта - это синонимы Яндекса. • Автор статьи, Алексей, работал в ИТ и руководил ИТ отделами, пилил стартапы и управлял двумя компаниями разработки. • Яндекс.Путешествия: проблемы с информацией о городах, аэропортах, ручной клади, баги и поверхностное решение фич. • Яндекс.Такси: проблемы с фильтрами, детское кресло, нелогичное применение категорий. • Яндекс.Карты: проблемы с панелью заказа такси, баги и поверхностное решение фич. • Яндекс.Еда: проблемы с временем доставки, отсутствие обработки простых сценариев. • Поверхностность, межсервисная рассинхронизация, навязывание своего пользовательского опыта и отказ от обещаний - это основные проблемы сервисов Яндекса.

https://300.ya.ru/ZIb0W4r7

4
Ответить

Именно поэтому я и не пользуюсь Яндексом

2
Ответить

Складывается такое впечатление.

Ответить

никогда не понимал почему все так восхваляют яндекс. ни разу не встречал продукта от них, которым было бы пользоваться удобнее чем те, которые уже имеются на рынке, что вызов такси, что покупка билетов, что банальные карты у конкурентов исполнены на уровень выше. да, наверное удобно когда все сервисы реализуются одной платформой, но будто это распыляет внимание и продуктам не уделяется должного количества времени на адекватную реализацию

4
Ответить

Комментарий недоступен

12
Ответить