Договор коммерческой концессии (франчайзинга)

Франчайзинговый договор в российском правовом поле отсутствует. Все франшизы, продаваемые в России, оформляются либо по договору коммерческой концессии в 90% случаев, либо по лицензионному договору, что встречается реже.

В этой статье хочется затронуть все основные вопросы, которые должны быть затронуты в договоре, чтобы вы если даже не сможете составить договор самостоятельно, смогли грамотно поставить задачу вашему юристу.

Договор коммерческой концессии (франчайзинга)

Роль юриста франшизы

Прежде, чем мы перейдем непосредственно к пунктам договора, пару слов скажем о роли юриста в развитии вашей франшизы. Юрист — это одна из ключевых позиций франшизы. И на это есть несколько причин. Юрист компании задействован на всех этапах взаимодействия сторон. Он присутствует на этапе переговоров и вносит все договоренности во франчайзинговый договор. Юрист направляет и вносит все изменения в отношения сторон в виде приложений к основному договору, фиксирует все согласования, которые правообладатель дает партнеру франшизы. Все споры и разногласия между франчайзи и основателем также происходят с участием юриста. И в итоге процесс закрытия сопровождается также юристом.

Все это означает лишь одно — на позиции юриста должен быть квалифицированный эксперт, который с вами надолго и который имеет опыт в работе с франшизами.

Естественно, на этапе упаковки франшизы роль юриста вторична, потому что он не разбирается и не должен разбираться в аспектах бизнеса и технологических процессов. На этапе разработки франшизы мы приходим с подробным ТЗ к нашему юристу, прописываем, какие именно пункты мы вносим в договор конкретной франшизы.

Риски

Одна из задач франчайзингового договора — снизить риски основателя. Перечислим эти риски, чтобы вы их тоже держали в голове, когда будете создавать договор вашей франшизы.

  1. Партнер сменит вывеску и продолжит работать по ноу-хау правообладателя. Риск, о котором больше всего спрашивают на первой встрече заказчики. Они боятся, что предприниматель, который покупает у них франшизу, получит стандарты, всему сам научится и продолжит работать без бренда основателя.
  2. Партнер передаст ноу-хау третьим лицам

    Франчайзи не станет соблюдать конфиденциальность и будет передавать стандарты направо и налево.


  3. Партнер будет нарушать стандарты работы

    Нарушения стандартов будет ухудшать качество продукта, что в конечном этапе отвернет потребителей от бренда и разрушит всю сеть.

  4. Партнер нанесет ущерб репутации

    Некорректные высказывания и поведение партнера в публичной среде повлечет репутационные проблемы и создаст компании проблемы с законом, аудиторией и т.д.

  5. Партнер не будет корректно оплачивать взносы

    Франчайзи получит все инструменты для работы, а потом перестанет платить взносы.

  6. Франчайзи выйдет из бизнеса и вместо него бизнес будут вести другие люди

    Вместо партнера, которого согласовал и утвердил основатель придут другие люди, которых никто не знает и работать с ними будет некомфортно.

Регистрация договора

Договор коммерческой концессии обязательно должен пройти государственную регистрацию в Регистрационной палате. В договоре прописывается, чья сторона эту регистрацию делает и за чей счет оплачивается пошлина. То есть нужно регистрировать каждый договор с каждым новым франчайзи. Также нужно прописать действия сторон, если в регистрации будет отказано.

Предмет договора

Предметом договора является комплекс исключительных прав (КИП), который включает в себя методы ведения бизнеса, элементы дизайна, технологические стандарты и другие объекты интеллектуальной собственности.

КИП это и есть то, что иногда называется «франчайзинговым пакетом». Он должен содержать все, что необходимо пользователю для того, чтобы стартовать этот бизнес по франшизе и успешного им управлять.

Это ваш бизнес и вам виднее, что должен знать ваш партнер. Обычно это технология приготовления продукта, стандарты бренда, стандарты открытия, правила подбора, обучения и адаптации персонала.

Партнерство и запуск бизнеса по франчайзингу начинается с подписания сторонами договора коммерческой концессии. Грамотно составленный договор коммерческой концессии поможет избежать споров и конфликтов в будущем, а потому договор должен описать все возможные сценарии взаимодействия сторон и регламентировать все процессы вашего бизнеса.

Пройдемся по основным пунктам договора и дадим комментарии по каждому.

Товарный знак

Товарный знак является частью передаваемого КИПа, поэтому если у вас его нет, договор коммерческой концессии не может быть подписан. К договору обычно прилагается свидетельство о регистрации товарного знака с указанием номера этого свидетельства.

Стороны договора

Правообладатель — сторона основателя франшизы, который передает право на использование КИП. Это вы, основатель франшизы. Вы передаете все ваши наработки франчайзи и даете право действовать от вашего имени. Передаете право на использование вашего бренда и торгового знака.

Пользователь — франчайзи, который получает право на использование КИП за вознаграждение и на условиях, прописанных правообладателем.

Территория

Географическая территория, в границах которой пользователю разрешается использование КИП. Это могут быть границы города, страны, а может быть указан и конкретный адрес помещения, дальше границ которого партнер не имеет право использовать КИП для своей деятельности.

Эксклюзив

Договор может быть заключен на эксклюзивных условиях, когда в конкретном регионе только этот франчайзи имеет право работать с использованием вашего КИП. В таком случае, в качестве территории указывается город или страна, в рамках которой пользователь может использовать КИП.

У меня был случай, когда ко мне пришла заявка на франшизу из города Биробиджан, Еврейской автономной области. Человек хотел купить эксклюзив. Изначально эксклюзивы мы не продавали, но я все равно стал обсуждать этот запрос с основателем, потому что конечное решение всегда за ним. Мы ничего не знали ни об этом городе, ни о регионе. Запросов оттуда никогда раньше не поступало, и мы решили продать эксклюзив за более высокий прайс. И как только в Биробиджане открылась точка, я начал каждый месяц получать по несколько запросов из этого города. Предприниматели видели рабочую модель, и хотели ее купить, но мы уже не могли продавать, сами ограничив себя по договору. А наш партнер даже вторую точку не открыл. Таким образом он просто на входе отсек потенциальных конкурентов, а сам не занимался развитием. Ему хватало того, что давала одна точка.

Надо понимать, что франчайзи очень болезненно реагируют на конкуренцию. Они всегда хотят быть единственными, кто работает под этим брендом. Но это идет вразрез с интересами самой франшизы. Ей как раз надо развиваться и увеличивать количество точек. Важно найти правильный баланс, чтобы и партнеры понимали, что их интересы учитывают, и создатели франшизы могли развивать свою сеть.

Эксклюзив на определенный срок — это вариант консенсуса. Например, на год с возможностью продления, если за это время он откроет еще одну точку. Так и сеть растет, и партнер не в обиде. Надо еще учитывать емкость рынка. Если мы просчитываем рынок и понимаем, что в условном Саратове может быть только один наш ресторан, то можно спокойно продавать эксклюзив, не переживая, что сеть пострадает. Если емкость города — это три ресторана, то ставим условия, чтобы партнер открыл три точки в течение оговоренного времени, и тогда у него будет безграничный эксклюзив.

Срок договора франшизы

Договор может быть подписан на срок, который не превышает срока регистрации товарного знака. Пользователь должен быть заинтересован в том, чтобы прояснить, на каких условиях будет осуществляться пролонгация договора.

Обязанности правообладателя

Правообладатель обязан передать стандарты, а также КИП в удобном, понятном формате. Зачастую вместе с передачей КИП предполагается обучение франчайзи его команды работать по стандартам сети.

Правообладатель также обязуется обеспечивать сопровождение и давать консультационную поддержку для пользователя.

Правообладатель обязуется провести обучение команды пользователя, чтобы передача КИП была выполнена корректно.

Если для работы пользователю потребуется доступ в какие-то информационные системы, как то CRM система или система кассового учета, правообладатель должен дать пользователю доступ и обучить работе с этими системами.

Обязанности пользователя

Правообладатель передает КИП при условии соблюдения стандартов. А потому соблюдать стандарты сети — это главная обязанность пользователя. Любые отклонения от стандартов должны быть дополнительно согласованы с правообладателем.

Основатель франшизы передает пользователю КИП за вознаграждение, а потому пользователь обязуется своевременно вносить платежи, предписанные договором. Пользователь ответственен за все, что происходит во франчайзинговой точке и обеспечение корректной работы заведения входит в его обязанности.

Права правообладателя

Главное право основателя франшизы, любым удобным способом контролировать исполнение стандартов и контролировать работу объектов, открытых по франшизе.

Правообладатель также может совершенствовать и дополнять КИП, переданный франчайзи. Любые стандарты и методы работы являются «живыми», постоянно развиваются, оптимизируются и развиваются. Стандарты могут быть обновлены и переданы в работу по всей сети.

Правообладатель имеет право проводить проверку исполнения стандартов любым доступным и удобным для него способом.

Права пользователя

Кроме того, что пользователь вправе ожидать от правообладателя выполнения обязательств, он вправе также влиять на развитие сети. Как партнер, он может вносить предложения, которые могут усилить сеть.

Пользователь имеет право получить все необходимые документы, стандарты и доступ в информационные системы, которые необходимы для ведения деятельности по франшизе.

В случае модернизации КИП пользователь имеет право на обновление КИП в соответствии с изменениями.

Организация бизнеса и стандарты

Ваша задача внести в договор все аспекты ведения вашего бизнеса, чтобы не осталось вопросов, по которым может быть двойной трактовки. Если это удастся, то вы сможете избежать споров в будущем.

Как открывать торговую точку — сроки, процесс утверждения, ремонт и тд.

С какими поставщиками работать? Правообладатель предписывает список поставщиков или пользователь сам может выбрать? Какой список оборудования закупать? Можно только новое оборудование или б/у тоже допускается? Участвует ли правообладатель в подборе персонала? На каких условиях происходит проектирование помещения? Таких вопросов может быть очень много, и только вы, ведя этот бизнес, знаете полный список этих вопросов.

Конфиденциальность

Пользователь обязан соблюдать режим конфиденциальности, который должен распространяться и на команду пользователя. Ваш КИП является уникальным и за право его получить и использовать пользователь платит паушальный взнос. Если ваш КИП свободно распространяется, то он не может продаваться за вознаграждение и ценности в нем не будет, поэтому за конфиденциальностью важно тщательно следить.

Порядок выплат

Передача КИП осуществляется на условиях оплаты обязательных взносов. Оплата паушального взноса через три дня с момента подписания договора и регулярная выплата роялти в расчете доли от выручки.

Для того, чтобы роялти был рассчитан корректно, договор предписывает способ контроля выручки. Например, пользователь дает доступ к программе кассового учета, в котором правообладатель может видеть актуальную финансовую ситуацию.

Запрет конкуренции

Правообладатель передает КИП только на тех условиях, что пользователь не станет в будущем конкурентом сети. Обычно в договоре прописывается срок, в течение которого пользователь не будет заниматься подобным бизнесом в течение определенного срока после закрытия. Например, в течение двух-трех лет.

Контроль качества

Договор определяет процедуру проведения инспекций и проверок. Обычно правообладателю дается право любым удобным и доступным способом контролировать соблюдение стандартов. Пользователь в свою очередь не должен препятствовать проведению проверок и давать доступ в помещение для проведения инспекций.

Штрафы

Штрафы в договоре коммерческой концессии обычно большие. Мы уже говорили, что нарушение стандартов бросает тень на всех франчайзи сети, а потому и штрафы, которые страхуют такой серьезный риск, должны быть соответствующими.

Перечислим, какие штрафы и за что предполагает договор концессии.

В первую очередь за нарушения стандартов, нарушения технологии создания продукта, стандарты сервиса, стандарты доставки и т.д. Потребитель должен получать продукт единого уровня качества во всех объектах сети. Поэтому стандарты качество строго охраняются договором.

Любые репутационные риски также защищаются огромными штрафами.

Нарушения конфиденциальности предполагают штрафы.

На ущерб репутации также предполагается штраф.

Какой размер штрафа выбрать? Рекомендую привязать размер штрафа к размеру паушального взноса. Например, треть паушального взноса кажется справедливым размером штрафа.

Нужно понимать, что штрафы — это не стопроцентная защита от нарушений. Вы вряд ли сможете когда либо применить штрафы, перечисленные в договоре, потому что штрафы очень сильно портят ваши партнерские отношения. Появление штрафов обычно влекут к ухудшению отношений и последующему разрыву отношений с партнером.

Гораздо лучше работает качественное сопровождение партнеров, поддержка, раннее выявление нарушений и понимание, почему эти нарушения происходят.

Рассмотрим процедуру назначения штрафа. Как правило, штраф не назначается без предупреждения. Подобным предупреждением становится акт несоответствия, который правообладатель направляет партнеру после выявления того или иного нарушения. Пользователь обязан в установленный срок устранить нарушение. Если нарушение повторяется или не устраняется, назначается штраф. Если нарушения грубые или систематические, то дальше может последовать закрытие.

Закрытие

Договор должен регламентировать также и процесс расставания. Естественно, разрыв отношений может быть инициирован любой из сторон. Сторона, решившая расторгнуть договор, должна заранее сообщить о своем решении, написав соответствующее письмо. Правообладатель в таком случае отзывает право на использование КИП, а пользователь в установленный срок снимает вывеску и перестает использовать все элементы КИП.

Доли, наследование, переуступка прав

Пункты, о которых часто забывают, но это источник серьезных потенциальных проблем в будущем. Вам предстоит выбрать и описать в договоре, готовы ли вы, чтобы вашим франчайзи было юридическое лицо с долевым участием или что собственники поменяются в будущем. По какому сценарию будет происходить переуступка прав? Возможно, вам не все равно, кто будет вашим франчайзи и вы хотите утверждать и согласовывать персону будущего франчайзи при переуступке прав.

Маркетинг

Маркетинговые мероприятия могут осуществляться:

  • централизованно правообладателем (в таком случае бюджет собирается с франчайзи);
  • могут реализовываться пользователем по стандартам правообладателя;
  • а могут выполняться сторонними подрядчиками, рекомендованными правообладателем.

Все три способа встречаются, каждый из них имеет свои плюсы и свои минусы, выбор за вами.

Ведение социальных сетей

Ведение социальных сетей франшиз обычно реализованы одним из трех способов:

  • социальные сети ведет команда основателя;
  • социальные сети ведет сам франчайзи по стандартам сети и переданным шаблонам;
  • социальные сети ведет сторонний подрядчик, рекомендованный основателем.

Ваша франшиза должна выбрать подходящий вам способ и прописать его в договоре.

Поставки

В договоре должен быть прописан процесс поставок оборудования, ингредиентов, мебели, инвентаря и тд.

Существует три способа поставок:

  • основатель поставляет сам;
  • франчайзи закупает на свое усмотрение;
  • основатель дает список рекомендованных поставщиков, из которых франчайзи выбирает оптимальный вариант.

Выбирайте для своей франшизы вариант, который вам подходит наилучшим образом.

Проектирование и дизайн

При открытии точки как правило требуется подготовка технологического проекта и дизайн проекта. В зависимости от сложности проекта и технологических особенностей бизнеса франшиза выбирает самый подходящий для себя вариант :

  • основатель создает проект;
  • рекомендованная основателем организация выполняет проект;
  • франчайзи выполняет проект по стандартам;
  • используется типовой проект для любого объекта;

Выбранный франшизой вариант описывается в договоре.

Договор во франчайзинге не может быть пустой формальностью, в решении каждодневных вопросов обе стороны постоянно обращаются к договору. Договор коммерческой концессии является живым документом, в котором должны быть прописаны все аспекты партнерства между основателем и франчайзи.

Выполняя проекты по упаковке франшизы, мы занимаемся разработкой договора коммерческой концессии, и именно перечисленные вопросы для нас являются значимыми. Если у вас остались вопросы по теме договора, запишитесь на бесплатную консультацию по франчайзингу.

99
8 комментариев

Толковая статья. Плюсую!

1
Ответить

Насколько запрет на конкуренцию законен?

Ответить

законен и он есть в каждом договоре концессии. Он звучит вроде " Пользователь обязуется не заниматься аналогичным бизнесом в течение 3 лет". Логика простая: в момент подписания пользователь почему-то не открывает такой бизнес, ему нужна помощь, но когда закрывается, он сразу становится готов. Вывод один - он хочет использовать полученные наработки против самого основателя.

1
Ответить

Нормальная история, во всех договорах пишут такое. Другой вопрос, что можно просто юр. лицо поменять и все запреты снимаются автоматически.

Ответить

На самом деле - хорошая, содержательная статья! Когда то давно, на заре популярности франшиз, сотрудничали побочный проект одного известного владельца франшизы и популяризатора этого направления, так там слухом не слыхали о необходимости прежде всего зарегистрировать товарный знак! Ни в основном проекте, ни в побочных)

Ответить

У меня были проекты, когда не было товарного знака, мы делали лицензионное соглашение. Но там была безвыходная ситуация: уже человек 10 франчайзи готовы открываться, а франшиза не упакована и ждать времени не было.

Ответить

Благо, регистрация знака - не такой уж долгий и сложный процесс.

Ответить