Подборка сервисов для шлифовки текстов

Какие инструменты и лайфхаки помогут сделать работу с текстами быстрой и эффективной, рассказывает Алена Коваленко, куратор курса «Копирайтинг от А до Я 2.0» в Skillbox.

<p><i>Кадр из сериала «Секс в большом городе»</i></p>

Кадр из сериала «Секс в большом городе»

Многие редакторы и авторы не используют в работе вспомогательные инструменты и сервисы, полагаясь на свой опыт и знания. Однако программы для проверки ошибок и для автокоррекции могут стать важным элементом в совершенствовании профессиональных навыков. Ниже собрали самые удобные и полезные инструменты.

Топ-10 сервисов для работы с текстом

Можно начать с типографской раскладки Ильи Бирмана, позволяющей без усилий вводить символы, которых нет на обычных клавиатурах. У автора под рукой всегда есть нужные ему кавычки («елочки» и „лапки“), тире и другие необходимые символы.

Затем подключать типограф Лебедева. Эта онлайн-программа автоматически убирает лишние пробелы, «привязывает» короткие союзы и предлоги к следующим за ними словам, поправляет кавычки, меняет дефисы на тире. Дополнительно в ней есть возможность применять экранную типографику при верстке материалов.

Следующий сайт — Главред, который многие выбирают для поиска ошибок. Портал не просто подчеркивает нежелательные слова и предложения, а объясняет, в чем именно была проблема. Если автор в течение нескольких месяцев плотно работает с этим сервисом, есть вероятность, что он научится профессионально сканировать текст, и часто — без вспомогательных инструментов.

Еще один помощник — сервис Свежий Взгляд, который определяет тавтологии, плеоназмы, близко стоящие однокоренные слова.

Опытные редакторы подключают Тургенева, который немного напоминает «Главреда», но с более расширенным функционалом. Сервис упрощает текст и делает его человеческим: убирает штампы, канцеляризмы, разнобой стилей, перегруженные обороты. Портал отлично помогает с коммерческими сайтами, анализирует их наполнение, исключает воду, которая мешает поисковым системам. Это платный сайт, подписка стоит 200 рублей в месяц.

Всем копирайтерам рекомендуется использовать Орфограммку и сайт Грамота. ру. «Орфограммка» заточена под проверку орфографии и пунктуации, подчеркивает и объясняет ошибки, подходит для быстрой проверки текста. Но если копирайтер хочет писать грамотно, он должен вникать в текст и правила, а не просто нажимать на подчеркнутые слова для автозамены. «Грамота. ру» — это энциклопедия знаний, которая посвящена русскому языку. На сайте можно узнать про примеры употребления слов, исключения.

Следующий сервис — Синонимайзер, он подбирает синонимы к словам. «Синонимайзер» помогает авторам развиваться и пополнять лексикон. Копирайтер может написать нужное слово и получить двадцать синонимов, но не каждый из них будет релевантным, потому что программа не знает контекста. Изучение предложенных синонимов обогащает словарный запас.

Рекомендация, которую сегодня невозможно обойти стороной, — нейросети. У некоторых копирайтеров есть опасение, что они заберут их работу, но это не так. Искусственный интеллект можно сделать своим другом, особенно людям, которым присущ страх белого листа. Например, можно попросить нейросеть написать текст на конкретную тему, чтобы получить идеи для вдохновения. Главное, лист уже не белый, перед глазами подобие плана материала. Это хороший инструмент, если его правильно использовать, но при этом проверять качество текста.

Еще один сервис называется Простым Языком, он анализирует текст и проставляет баллы в зависимости от его сложности. Чем ниже балл, тем лучше читаемость. Чем выше — тем сложнее текст для восприятия. По ключевым словам в публикации сайт делает вывод и предполагает, для какой целевой аудитории подходит текст. Это хороший инструмент для самопроверки.

Список рекомендаций завершает портал Advego. Популярный сервис используют копирайтеры, которые пишут для сайтов, лендингов, оптимизаций.

Суммируя. Если выделять топ-5, на первое место можно поставить «Типограф». Особенно когда требуется быстро исправить чужие тексты. Дальше идет «Главред», функционал которого постоянно расширяется. На третьем месте — «Орфограммка» или «Грамота. ру». Затем нейросети как очень разнообразный инструмент, который открывает новые горизонты. И пятое место — «Синонимайзер».

База: в чем приложения не помогут автору текстов

Для профессионального роста авторам важно пользоваться вспомогательными сервисами осознанно, то есть внимательно анализировать их рекомендации. Например, если программа показала орфографическую ошибку, необходимо прочитать правило написания целиком. Важно не использовать вслепую автозамены, а разбираться, что сервису не понравилось, какое есть решение у этой проблемы. Со временем это поможет набить руку, повысить насмотренность и научиться действовать самостоятельно.

Важно помнить, что приложения во многом являются надстройкой к навыкам копирайтеров. Осмысленная работа с текстами, структурой, интересной подачей остается за автором. Здесь я могу дать несколько базовых правил.

Начало текста должно зацепить. От сильного заголовка до первых абзацев — все это должно максимально работать на внимание и интерес читателя. Материал важно подкреплять иллюстрациями, цитатами, комментариями экспертов.

Текст должен работать на боли целевой аудитории (ЦА). Эффективный текст, кроме рационального посыла, содержит эмоциональный. Другими словами, взывает к боли аудитории — ее проблеме. После прочтения статьи аудитория хочет получить ответ на свой вопрос.

Чтобы понять проблему ЦА, можно изучить открытые источники в интернете, пообщаться с заказчиком или владельцем бизнеса, провести анализ конкурентов. На основе потребностей читателей можно подготовить материал и преподнести продукт или услугу как решение проблемы.

Если копирайтер готовит публикацию на тему, в которой не разбирается, он не может переложить свой опыт на текст. В таких случаях нужно читать форумы: «Пикабу», «Хабр» и другие тематические ресурсы. Там можно узнать, какие проблемы волнуют людей, изучить ветку комментариев по заданной теме, создать образ потенциального представителя ЦА.

Придерживайтесь темы. Лучше всего работает текст, где выделена конкретная проблема: автор говорит о ней, дает информацию и способы решения. Важно не отклоняться от сути повествования. Бывает, что неопытный копирайтер хочет осветить сразу все вопросы, связанные с одной темой. Например, нужно написать, как приобрести собаку, и упомянуть принципы, которые помогают в выборе. Начинающий автор может пойти не в ту сторону и начать рассказывать, чем кормить щенков, когда начинать работу с кинологом, что делать, если у собаки поднялась температура.

Подключайте фактчекинг, чтобы не потерять доверие аудитории. Фактчекинг можно проводить самостоятельно, каждое утверждение в статье подкреплять ссылкой на достоверный и надежный источник. Если автор пишет на тему, в которой совсем не разбирается, к проверке следует подключать эксперта. Профессионал делится фактурой, читает написанный текст перед публикацией и подтверждает, что там нет фактологических ошибок.

Поделитесь в комментариях, какими сервисами для работы с текстами пользуетесь вы.

3333
13 комментариев

Ну наконец-то! Надеюсь, хоть теперь люди начнут грамотно писать) всегда проверяю домашние задания у внуков, столько ошибок, просто ужас. Отправлю им, пусть хоть где-то интернет будет им на пользу!

1
Ответить

Спасибо за подборку! Только единственный момент: неудобно визуально быстро проскользить и найти список сервисов. Они внутри полотна текста спрятаны

1
Ответить

но с более расширенным функционалом

функционал которого постоянно расширяется

На каком сайте можно почитать о том, что «фукционал» это совсем не то же самое, что «функциональность»?

1
Ответить

Автору огромное спасибо, не знала ряд сервисов, пойду ознакамливаться

Ответить

Ознакомляться ☝️

1
Ответить

Спасибо! Очень полезно, возьму на заметку, о некоторых сервисах даже не знала :)

Ответить