Евгений Щепин о человекоцентричности и самоорганизации. Как ВкусВилл стал лидером рынка онлайн-ритейла

В этом выпуске «Мышеловки» с нами Евгений Щепин — ранее он отвечал за внешние коммуникации «ВкусВилл», сейчас руководит проектом «ВкусВилл. Практика», эволюционная цель которого — увеличение количества клиентоцентричных компаний в России. Автор бестселлера «ВкусВилл: Как совершить революцию в ритейле, делая все не так».

«Мышеловка» — это подкаст о маркетинге или как продать сыр. Его ведут CEO маркетингового агентства Serenity — Сергей Прусс, и CPO направления Performance — Екатерина Русакова. Мы общаемся с топовыми предпринимателями о том, как делать крутой маркетинг.

Во втором эпизоде мы поговорили с Евгением о культуре самоорганизации и о том, как она помогла ВкусВилл стать №1 среди онлайн-ритейлеров.

Ниже вы найдете запись подкаста и ключевые мысли из него.

Тайминг

01:00 — «Главное не KPI, а человек» — особенности культуры «ВкусВилл»

04:22 — Какую революцию произвел «ВкусВилл» на рынке онлайн-ритейла

09:22 — Что лучше работает в кризис: самоорганизация или директивная культура

14:20 — Почему «ВкусВилл» выбрал самоорганизацию, а не стандартную иерархию

18:24 — Самоорганизация в маркетинге: как работает и как реализовать

22:27 — Ошибки компании — следствие самоорганизации?

28:06 — «Клиент на всю жизнь»: как «ВкусВилл» реализовывает эту стратегию

35:09 — Опыт «ВкусВилл»: стратегии, алгоритмы, советы

42:36 — Что помогло стать лидером в доставке

45:17 — Про выбор ценностей и клиентское мышление

48:08 — Бонусная часть: делимся мнениями

Новый подход к культуре: что отличает «ВкусВилл» от других

Особенность культуры «Вкусвилл» в человекоцентричности — на клиенте, контрагенте, сотруднике и т. д. В центр внимания попадает человек и его потребности, вокруг которых и выстраивается стратегия компании.

Люди удивляются: «Не KPI что ли главное, а человек? Как такое может быть?»

А поддерживать уникальную культуру «Вкусвилла» помогает самоорганизация — внутри нет жестких ограничений, наставлений «сверху» и иерархического деления.

К тебе никто не приходит и не говорит: надо делать так.

Евгений поясняет, что классические иерархические компании — это не плохо, но именно самоорганизация помогает «ВкусВилл» оставаться таким, какой он есть: эмпатичным, человекоцентричным и эмоциональным.

И главное, вокруг чего строится такая культура — это ответственность каждого за свою зону работы.

Самоорганизация эффективна тогда, когда сотрудник работает из взрослой позиции.

Мы в Serenity поддерживаем такой же подход и верим, что сотрудникам нужно давать широкую свободу и не менее широкую зону ответственности. И тогда требуется особенный подход к выбору специалистов: это должны быть люди, которые разделяют те же ценности и готовы проявлять инициативу. Именно самоорганизация помогает нам ориентироваться на долгую совместную работу.

Подробнее о реализации самоорганизации в маркетинге и как ее масштабировать в компании — слушайте в подкасте с Евгением.

Как клиентократия помогла «ВкусВилл» совершить революцию

Клиентократия — это отдельная система управления внутри компании: «ВкусВилл» фокусируется на клиенте и на его удержании.

«ВкусВилл», в хорошем смысле слова, сошел с ума на клиенте.

Эта ценность закладывалась на самом старте компании и стала ее основой. Как итог — клиенты остаются с «ВкусВилл» надолго.

Как говорит Евгений, сначала в магазин приходили родители с детьми, а сейчас их дети повзрослели и сами стали клиентами. Они продолжают выбирать «ВкусВилл» и становятся новыми лояльными потребителями.

Мы считаем, что это работает не только на рынке B2C. В агентстве при взаимодействии с клиентом мы также фокусируемся на нем и перед началом работы задаем множество вопросов, которые помогают понять цели бизнеса. Наша задача — не просто выполнить услугу, а решить проблемы заказчика с помощью маркетинга.

Слушайте в подкасте, как удается добиваться такой лояльности со стороны клиентов.

Как стать лидером рынка: 4 принципа

“Главное, что ты понимаешь на уровне компании, ради чего работаешь. Какая у тебя высшая цель, к которой ты идешь. Долгосрочность бренда именно там.

Евгений рассказал, что помогло «ВкусВилл» стать лидером на рынке доставки на рынке онлайн-ритейла:

Лояльность к бренду

Клиентократия изначально помогла компании завоевать лояльность со стороны потребителей. Это определило и судьбу доставки: ей начали пользоваться те, кто итак давно выбирал «ВкусВилл».

Хорошая инфраструктура

«ВкусВилл» — это сеть из 1400 магазинов: такая инфраструктура позволяет сильно снижать издержки и не терять клиентов в сложные сезоны. Курьеры могут быстро обходить множество точек, а не бегать из одного места в другое.

Омниканальность

Клиента нужно касаться в разных местах и через разные каналы. Тогда он сможет взаимодействовать с брендом со всех сторон и пользоваться всеми его возможностями: и онлайн, и оффлайн.

В Serenity этот принцип реализован с помощью комплексного маркетинга: мы уверены, что синергия разных направлений помогает добиться качественных и долгосрочных результатов. Необходимо подключать разные каналы, каждый из которых будет дополнять друг друга.

Качественный продукт и хорошие условия

Продукт должен решать конкретную проблему потребителя наиболее выгодным способом. Это принцип доставки «ВкусВилл» — в ней можно найти продукты, которых нет в других местах, и заказать их бесплатно в любое время.

А еще мы обсудили:

  • Как самоорганизованная компания справляется с ошибками команды?
  • Ценности компании: как их выбирать и правильно доносить?
  • Что не стоит делать брендам на пути к лидерству?
  • Опыт «ВкусВилл»: можно ли его повторить?

Также в конце выпуска есть бонусная часть, где мы поделились своим мнением о диалоге с Евгением — переходите и слушайте наш разговор на любой удобной площадке:

44
1 комментарий

Евгений, Разрешите к вам обратиться как директору по маркетингу "ВкусВилл".
Мое предложение для дирекции маркетинга и IT"ВкусВилл" . С вами можно подробнее обсудить ниже изложенное предложение ?
Дело в том что, я коммерческий специалист телефонной компании RUNEXIS портал plusofon.ru Роман Тарасов.
Я хотел бы переговорить с вами на тему процесса СМС авторизации ваших клиентов через сотовые телефоны.У нас существует новая услуга, это замена СМС авторизации на Флеш-Колл с передачей кода клиента по номеру где последние 4 цифры номера, это код или голосом при звонке передается код верификации.
Цена услуги от 0,20 до 0,55 руб. за верификацию для специальных больших пакетов авторизации в месяц, это уже в 10 раз дешевле СМС, и надежность 99,99% Это для Билайна, Теле2 и Мегафона.
Познакомьтесь подробнее с нашим предложением на сайте инструкции https://help.plusofon.ru/Услуги/Flash_Call
Услуга предоставляется по api на базе лицензированного оператора ООО Интернод.
Мы уже сотрудничаем с САНРАЙС, ЭЛДОРАДО, ДОМ.РУ и прочими торговыми предприятиями.Мой контакт для вас 89993332215
Готов подробно проконсультировать Вас и предложить бесплатный полнофункциональный, полномасштабный тест.
Коллеги, напишите может быть вам интересно и полезно предложение Флеш-Коллов, учитывая что они дешевле СМС авторизации в 10 раз и их можно использовать для клиентов за рубежом?
Наш сервис уже используют розничные сети Санлайта и это им позволяет получать экономию до 3 мил. рублей в месяц.

Ответить