Построить прибыльный бизнес, несмотря на войны, распад страны и Великую депрессию: история чешской обувной компании Bata

Томаш Батя начинал как мелкий ремесленник, но сумел стать крупнейшим производителем обуви в Чехословакии и создал бренд, который развивается и сегодня.

Построить прибыльный бизнес, несмотря на войны, распад страны и Великую депрессию: история чешской обувной компании Bata

Начало карьеры

Томаш Батя родился в 1876 году в семье потомственного сапожника — род Батя известен в Чехии с 16 века. Несмотря на то что Бати поколениями занимались сапожным ремеслом, создать процветающее предприятие они не смогли, к началу 20 века оставаясь мелкими ремесленниками. Обувь продавали в основном на сезонных сельских ярмарках в окрестностях родного города Злин.

В 1894 году, не желая дальше работать под руководством отца в семейной компании, Томаш, его старший брат и сестра основали свою фирму T&A Bata, получив в наследство от матери 800 австрийских гульденов ($9500 по нынешнему курсу).

Они арендовали дом на городской площади Злина, купили две швейные машины, а сапожные инструменты взяли у отца. Сестра отвечала за чистоту в мастерской и готовила братьям еду.

Продажи обуви летом и осенью шли хорошо, однако с наступлением холодов у предпринимателей скапливалось много тканевой и войлочной обуви — их основной продукции. Позже старшего брата Антонина призвали на военную службу на три года. Испытывая трудности со сбытом, Томашу для закупки сырья приходилось занимать деньги.

В то время на рынке существовало два основных типа обуви: кожаная и войлочная. Мелкие производители чаще всего делали обувь из недорогого тканевого сырья.

Первое время компания Бати тоже шила из войлока или ткани, но вскоре открыла цех по производству кожаных ботинок. Предприниматель сам возил сырьё от поставщиков, резал и кроил материал, помогая сотрудникам.

В 1895 году на закупки необходимого для производства количества кожи перестало хватать средств. Тогда Батя пустил кожу только на подошвы и украшение мыска, а верх делал из парусины. Себестоимость таких ботинок невысока, их можно было продавать по более низкой цене и предлагать большему числу покупателей.

Модель стала компромиссной для покупателей, желавших приобрести что-то подороже войлочных тапочек, но не имевших денег на кожаные ботинки. Туфли стали называться «батёвками» («ботинки Бати»). Новинка позиционировалась как доступная и лёгкая, в отличие от массивных цельнокожаных ботинок.

«Батёвки»
«Батёвки»

Когда некоторые обувные магазины отказались продавать её за непрезентабельный вид, Батя разместил обувь в неспециализированных точках: табачных и бакалейных лавках.

Именно продажи «батёвок» позволили предпринимателю расплатиться с долгами и сформировать капитал для расширения производства. По данным биографа Бати, чистая прибыль фирмы в тот период составляла до 30 700 гульденов.

Построить прибыльный бизнес, несмотря на войны, распад страны и Великую депрессию: история чешской обувной компании Bata

В 1900 году Батя построил первую фабрику, оснастил её немецкими станками на паровом приводе и увеличил штат рабочих с восьми до 120 человек. На рубеже веков мода на изготовление повседневной обуви промышленным способом только зарождалась — основная часть по-прежнему изготовлялась вручную или с незначительным использованием машин.

Батя считал, что, производя в большом количестве обувные «полуфабрикаты» с помощью станков, он сможет увеличить количество своей продукции и удешевить её. Одной из стран, где обувь производили на промышленных фабриках, были США. Батя отправился туда, чтобы перенять опыт.

Поездка в США

В 1904 году Батя вместе с тремя сотрудниками устроился рядовым рабочим на завод в окрестностях Бостона, где располагались самые крупные обувные предприятия.

И хотя технические решения Батю не удивили (прежде он выписывал американские журналы и был в курсе многих новинок), но расположение оборудования и логистические «узоры» внутри зданий оказались для него полезными.

Также он отметил, что американцы очень слажены, быстры и безошибочно владеют техникой. Работать в таком высоком темпе в Чехии не умели.

Помимо этого, Батю поразила всеобщая предприимчивость людей: каждый чем-то торговал, оказывал какие-то услуги. Самое большое впечатление на него произвёл соседский мальчик, который за деньги убивал надоедливых мух в летнюю жару.

«Стажировка» Бати длилась около полугода. По возвращении он, по американскому образцу, решил внедрить на своём производстве конвейер.

В таком случае не требовались высококвалифицированные кадры: гораздо проще было научить каждого рабочего выполнять одну несложную операцию. Первая бригада внутри цеха производила одну из частей будущих туфель, например подошву, вторая же занималась финальной сборкой.

Ещё одной технологической новинкой, привезённой из США, были наручные часы. Время стало важным фактором бизнеса. Фабрика стала работала строго по часам, а не ориентируясь на восход и закат солнца, как было принято в 19 веке.

Внутри фабричных корпусов Батя развесил мотивирующие плакаты «В сутках 86 400 секунд!», «Не бойтесь людей — бойтесь себя», «Будь примером».

К 1909 году Батя открыл первые заграничные филиалы — в Германской империи, в балканских провинциях Австро-Венгрии и на Ближнем Востоке.

Несмотря на невысокие темпы роста экономики Австро-Венгрии (до конца Первой мировой войны Чехия входила в состав империи), в 1908–1910 годах компания показывала рост:

  • суточный выпуск обуви составлял уже 3400 пар;
  • чистая прибыль с 500 тысяч гульденов (около $200 тысяч) в 1907 году выросла до 2,12 млн гульденов (около $5,3 млн) в 1912 году.

Для стимуляции продаж Батя ввёл услуги педикюра и чистки обуви в магазинах компании. А для привлечения внимания покупателей использовались «специальные» цены: вместо 10 крон — 9,99 крон.

Производство во время Первой мировой войны и образования Чехословакии

Узнав о начале войны, Батя отправился в столицу. В военном министерстве он предложил обеспечить обувью армию Австро-Венгрии взамен на освобождение его рабочих от военной службы.

Из-за действующего освобождения от призыва к нему стекались рабочие со всей страны, недостатка в свободных руках и заказах в военный период у предпринимателя не было. Но со второго года конфликта участились перебои с продовольствием — из-за экономической и торговой блокады Австро-Венгрии и Германии со стороны Антанты.

В обоих центральных державах с 1916 года вводились карточные системы распределения продовольствия. Батя специально для своих сотрудников открыл магазины с набором товаров первой необходимости.

Так как кожи и дубильные вещества по большей части импортировались, с развитием военных действий и прекращением поставок из-за рубежа предпринимателю пришлось открыть лесопилку с химической лабораторией — дубильные вещества добывали из местной хвои. А для обеспечения капитального строительства в Злине Батя приобрёл каменоломню.

Самого Батю из-за болезни признали негодным к службе, на фронт он не попал. В 1916 году его варикоз развился в тромбоз. Встал вопрос об ампутации ноги. Батя провёл несколько месяцев в постели, прошёл тяжёлую реабилитацию. Только к началу 1918 года предприниматель восстановился.

По сведениям современного чешского историка и публициста Мариуша Щигела, к концу войны в Bata работало около 5000 человек, которые ежедневно производили 10 тысяч пар армейских сапог.

В 1918 году Австро-Венгрия распалась, и образовались новые государства, среди которых — Чехословакия. Благодаря постоянным военным заказам компания Бати устойчиво развивалась. В новой республике, меньшей по размерам, Bata заняла монопольное положение.

Работа в Чехословакии и открытие филиалов за границей в 1920–1930-х годах

В 1922 году в Восточной и Центральной Европе усилилась инфляция, переход с производства военных товаров на гражданские затянулся. Несмотря на то что курс чехословацкой кроны удалось удержать на приемлемом уровне, сбыт продукции падал, обувные склады переполнились.

В соседней Германии развивалась гиперинфляция, в Чехословакию стала поступать дешевеющая немецкая обувь. Многие чешские фабрики сокращали персонал.

Батя был против сокращений: он верил, что в таком случае безработные станут жить на пособие от государства и пополнят число бедных. С одной стороны, это уменьшит число покупателей, с другой — праздность он считал тяжким грехом.

Кроме того, Батя полагал, что рабочие должны быть лояльны к нему и переносить все тяготы вместе с компанией, и тогда, в период процветания, фирма сможет вознаградить их в ответ.

В статье 1930 года предприниматель написал:

Большинство управляющих сочли его [кризис 1922 года] удобным для того, чтобы остановить производство и позволить государству позаботиться о безработных.

Я отказался разрешить эту ситуацию таким способом, потому что считал это трусостью. Мне было ясно, что такое решение ведёт к росту цен, снижению уровня жизни и отягощению государственного хозяйства.

Для выхода из создавшегося кризиса предприниматель понизил зарплаты на 40%. Также Батя снизил цены и на обувь: скидки достигали 50% (с 220 крон до 119-ти). Ему удалось продать все запасы за три месяца. Положение компании в течение 1922–1923 годов улучшилось.

Вместе с тем Батя баллотировался в мэры Злина и победил, распространив принципы работы своего предприятия на целый город.

В 1925 году при фабрике в Злине открылась «Школа молодых мужчин», куда принимали 14-летних подростков при условии отказа от помощи родных. Их содержание брала на себя компания.

Часть их жалованья откладывалась на депозит под 10% годовых, так чтобы к 25 годам, после возврата с военной службы, молодой человек имел небольшой капитал и мог создать семью. Таким образом формировались и кадры для обувной компании, и обеспечивалась лояльность населения города, которое могло поддержать многие начинания Бати как мэра.

Президент Чехословакии Томаш Масарик (слева) и Томаш Батя (справа)
Президент Чехословакии Томаш Масарик (слева) и Томаш Батя (справа)

В эти же годы на территории фабрики начал работу общественный дом с рестораном, залом для игры в настольный теннис, шахматы и кегельбан. Предприниматель создавал для рабочих многочисленные места досуга, но запрещал употребление алкоголя.

Зарплату всем сотрудникам платили в понедельник или вторник, чтобы они могли обдумать покупки в выходные дни и не потратить всё на развлечения.

Также он ввёл двухчасовой обеденный перерыв. А на центральной площади города Батя открыл кинотеатр на 3000 мест — крупнейший в стране.

Великая депрессия, начавшаяся в 1929 году, усилила конкуренцию внутри Чехословакии и во всём мире. Однако Bata справилась с небольшими потерями на внешних рынках и после 1930 года восстановила рост производства — как за счёт проверенных методов (временного снижения норм оплаты сотрудников и снижений отпускной цены продукции), так и диверсификации бизнеса по странам.

В 1930 году ремонтные мастерские, участвуя в сговоре с конкурентами Бати, отказались принимать у населения обувь его производства, а предприниматели из других стран были недовольны уступкой рынка чешской фирме. В ответ Батя открыл сеть своих мастерских, где ремонтировали обувь любого производителя по невысокой цене, и лояльность к марке повысилась.

В 1931 году Батя запустил производство в Швейцарии, Великобритании, Югославии, Франции, Нидерландах, США и Индии.

Построить прибыльный бизнес, несмотря на войны, распад страны и Великую депрессию: история чешской обувной компании Bata

12 июля 1932 года Томаш Батя, несмотря на туман, решил полететь на самолёте в Базель на открытие магазина. Полёт прервался ещё в Злине: самолёт врезался в фабричную трубу при наборе высоты, и Батя погиб.

После смерти предпринимателя фирму возглавил его брат, а сын, Томаш-младший, получил долю деньгами, но остался сотрудником компании. Впоследствии он возглавил канадское отделение.

После захвата Чехословакии Германией во время Второй мировой войны головной компании пришлось тяжело: у неё появились внешние контролёры и чрезвычайные военные заказы. А по окончании войны, в 1948 году, чехословацкие активы фирмы национализировала коммунистическая власть, — и не только чехословацкие, но и на всей территории Восточной Европы и стран Варшавского договора.

Магазин Томаша и Антонина Батей, вторая половина 1930-х годов
Магазин Томаша и Антонина Батей, вторая половина 1930-х годов

Компания Бати после Второй мировой войны

Брат и сын предпринимателя, после 1945 года переехавший в Великобританию, раскинули сеть филиалов по всему миру, наладив производство за рубежом. Сама компания стала более децентрализованной — филиалы в отдельно взятой стране получили большую самостоятельность.

В различных подразделениях компании никогда не было печатных инструкций. Коммуникация между управляющим и рядовым сотрудником осуществлялась устно или личным примером. У руководителей многих заводов был опыт работы у станка, они понимали проблемы подчинённых.

С 1946-го по 1960 год Bata открыла 25 заводов и 1700 магазинов. С 1964 года Батя-младший жил в Торонто, где построил для компании штаб-квартиру.

Здание построили по проекту канадского архитектора Джона Паркина
Здание построили по проекту канадского архитектора Джона Паркина

К 1970 году представительства компании работали в 84 странах. В 1986 году Bata стала официальным спонсором Чемпионата мира по футболу в Мексике.

На родину компания вернулась после Бархатной революции 1989 года. Несмотря на открытость посткоммунистического правительства, отобранные заводы фирме не вернули.

Государственная обувная компания Svit, владевшая этими активами, к 2000 году разорилась, и её распродали на аукционах. Bata пришлось начинать с нуля.

В 2000-е годы компания перешла под управление внука основателя — также Томаша. Он сократил присутствие компании в Канаде. В 2004 году штаб-квартира переехала в швейцарскую Лозанну. В Торонто остался музей обуви, организованный Яной Батя, женой Томаша.

Сегодня у компании пять региональных центров:

  1. Африканский — в Найроби, Кения.
  2. Тихоокеанский — в Сингапуре.
  3. Латиноамериканский — в Сантьяго, Чили.
  4. Азиатский — в Нью-Дели, Индия.
  5. Европейский — в Падуе, Италия.

В компании работает около 30 тысяч сотрудников, ей принадлежит 5300 магазинов и 23 завода. За годы существования у Bata появилось множество суббрендов: Weinbrenner, Power, Tomy Takkies, SunDrops, Atletico. В России фирменных магазинов компании нет.

3939
10 комментариев

Открываю рубрику шуток про Батю.

19
Ответить

Я до сих пор ношу батины ботинки на даче

9
Ответить

Батя маминой подруги

6
Ответить

Красава, это называется теперь социально ответственный бизнес, а Батя это ввел 100 лет назад, молодец!

6
Ответить

Красава, прочитал статью, а не побежал сразу в комменты за шутками про батю.

2
Ответить

Брал в Праге пару туфель этого бренда — кожа отличная, в ношении удобно. 45 сел как родной! Хочется вернуться в Прагу ради пива и обуви Батя.

3
Ответить

Можно сказать, что к бате едешь, простите

1
Ответить