Как и зачем делать пивот и без того успешного стартапа: история E-rockets (ex. E-tips), сервиса электронных чаевых в ОАЭ

Майкл Львов — CEO и один из фаундеров приложения E-rockets (ex. E-tips), самого крупного в ОАЭ сервиса по сбору электронных чаевых. Он пивотнул продукт, превратив его в многофункциональную платформу для ресторанов. По просьбе Purrweb Майкл рассказывает, как превратить неожиданные сложности в масштабировании одного продукта в привлекательную для инвесторов экосистему из трех.

Привет! Это Майкл. В 2021 году мы с партнерами Андреем Иващенко и Даней Алимовым запустили в ОАЭ сервис электронных чаевых. Сейчас он вырос в экосистему с несколькими продуктами. Наш ежемесячный чек на одного клиента — 80$, постепенно выходим на выручку 10.000 $ в месяц. Дальше я расскажу о том, как мы поехали в ОАЭ тестировать гипотезу с одним продуктом, а теперь развиваем международную платформу.

<p>К нашей платформе подключено 150+ брендов </p>

К нашей платформе подключено 150+ брендов

CustDev в Клабхаусе и пост-ковидный ресторанный бум: как мы решили делать электронные чаевые в ОАЭ

Несколько лет назад мой ко-фаундер Андрей Иващенко путешествовал по ОАЭ и заметил, что там нет электронных чаевых. В России уже были популярны аналогичные сервисы — их предлагали порядка 80% ресторанов. Скорость подключения заведений тоже была потрясающей — сервис внедряли до нескольких тысяч брендов в год. Мы решили протестировать гипотезу: получится ли запустить в другой, непохожей на Россию стране эту бизнес-модель? Успешную и очень просто масштабируемую.

Мы рассматривали разные рынки для запуска: США, Великобританию, азиатские страны. В итоге, выбрали ОАЭ по трем причинам:

  1. ОАЭ — это комфортное место для открытия бизнеса, и с регистрацией компании в Эмиратах мы сможем работать по всему миру.

  2. ОАЭ стали основным туристическим хабом пост-ковидного мира. После пандемии тут быстро развивался ресторанный рынок. Сейчас в Эмиратах работает 15.000+ ресторанов, несколько тысяч открываются каждый год.

  3. Здесь только зарождалась культура персонализированных чаевых, и еще не было ни одного сервиса электронных чаевых. Только для доставки и оплаты счета по qr-коду.

Первый CustDev в ОАЭ мы проводили дистанционно. Искали рестораторов через Facebook*, Linkedin и даже популярный в это время Clubhouse. Оказалось, что в Clubhouse очень легко найти владельцев ресторанов, если в поиске приложения выставить фильтр по интересам «рестораны» и «бизнес».

Иногда мы созванивались с владельцами прямо в приложении. Рестораторы активно шли на контакт — в первый месяц у нас было около 30 онлайн-встреч, назначенных в разных соцсетях. Так мы узнали, что рынку ОАЭ действительно не хватает сервиса электронных чаевых

Электронные чаевые решали сразу несколько проблем рестораторов
Электронные чаевые решали сразу несколько проблем рестораторов

Дистанционный CustDev помог нам базово исследовать рынок, боли и задачи потенциальных клиентов и то, как они справляются с ними сейчас. Но этих данных было недостаточно, чтобы кастомизировать продукт под рынок. Поэтому мы сделали MVP и поехали с ним в ОАЭ.

Кастомизация продукта, первые клиенты и открытие компании в ОАЭ

С первой версией продукта мы ездили по ресторанам в ОАЭ и показывали простой интерфейс директорам, операционным менеджерам, на его примере рассказывали об идее. Пока не было своего платежного терминала, мы показывали функцию на примере чека от «нетмонет», онлайн-сервиса для приема чаевых на карту.

<p>Фото из первой поездки в ОАЭ</p>

Фото из первой поездки в ОАЭ

Так мы постепенно выяснили, как еще можем помочь бизнесам и какие ценности интегрировать в продукт. Помимо прямой работы с мотивацией персонала через чаевые, мы стали закрывать и другие потребности наших клиентов:

  1. Мы помогали собирать данные. Оставляя электронные чаевые, люди охотно делились адресами почты и номерами телефонов. Эта информация доступна ресторанам.
  2. Улучшали репутацию на Google.maps. Когда клиент ресторана оставляет хороший отзыв, мы предлагаем ему перейти на страницу ресторана и продублировать его там. Так рейтинг заведения на онлайн-картах постепенно растёт.

<p>За все время работы мы собрали порядка 12000 отзывов </p>

За все время работы мы собрали порядка 12000 отзывов

Первых клиентов для E-tips мы нашли в русском коммьюнити ОАЭ, и начинали сотрудничать еще до открытия компании. Рестораторам все понравилось, а вот с запуском возникли сложности — мы открывались дистанционно и рассчитывали вернуться в Эмираты уже после того, как все документы будут готовы.

Нам пришлось ждать 4 месяца, потому что в стране очень медленно открывают банковские счета. Как правило, на это нужно от трех месяцев до года. Пока мы не могли подключить платежные терминалы, мы работали по пред-продаже.

До запуска и сразу после мы с ко-фаундерами сами финансировали проект. После подключения первых 10 ресторанов, когда начали расти метрики, мы начали искать внешнюю поддержку. Мы привлекли $500.000 ангельских инвестиций от российских IT-предпринимателей. Им понравилось, что у нас понятная бизнес-модель, перспективный рынок, а рестораторы активно откликаются на предложение. В то время я активно вел аккаунт в Instagram*, рассказывал о запуске проекта, это расходилось по сети и знакомым — многие инвесторы приходили через рекомендации и подписки. Еще часть денег мы привлекли по классической стартаперской модели friends & family.

К этому моменту у нас были успешная бизнес-модель, продукт, кастомизированный под рынок, инвестиции, первый трекшн. Мы подключали до 7 ресторанов в неделю, растили отдел продаж и готовились в ближайшие пару лет интегрировать 8+ тысяч заведений, как аналогичные сервисы в России. Но этого не случилось.

Специфика ОАЭ и трудности в масштабировании

Выбирая страну для ведения бизнеса всегда обращайте внимание на емкость рынка. Важно выходить не туда, где внешне все выглядит перспективно, а делать глубокий ресерч по объему потенциальных клиентов и соотносить эти данные со своей бизнес-моделью.

Мы понимали, что Эмираты — это статистически маленький рынок. Мы рассчитывали быстро завалидировать большую его часть, привлечь венчурные инвестиции и пойти с успешным кейсом в другие страны. Простота и скорость масштабирования были критически важны. Но в ОАЭ мы столкнулись с несколькими проблемами:

У каждого ресторана своя POS-система. В России почти все заведения используют одну из трех POS-систем. Вы разово интегрируете их в сервис электронных чаевых, и легко масштабируетесь. В Эмиратах у каждого ресторана своя система. Поскольку мы привязаны к платежам, нам каждый раз приходилось интегрировать новый сервис. Это «съедало» много ресурсов. Например, разработка занимала от недели до месяца и сильно зависела от того, насколько эффективно работает система и ее поддержка.

Долгий цикл сделки. Даже если продукт простой и ресторану ничего не стоит его подключить, заведения долго принимают решения об интеграции. Особенно трепетно в ОАЭ относятся к сервисам, которые принимают за них платежи и вклиниваются в операционные процессы. Мы были и тем, и другим, и поэтому важно было построить репутацию, много общаться со всеми лично, выстраивать долговременные отношения. Это долгий процесс, который требует персонального участия.

Региональные особенности. В ОАЭ легко зарегистрировать бизнес, поэтому много компаний выходят на рынок. Часть из них закрывается уже в первый год работы, часто не выполняя свои обязательства. Компании тщательно отбирают поставщиков и партнеров для работы. Чтобы клиенты доверились вам и вашему сервису, нужно потратить как минимум 1,5 года на выстраивание бренда и привлечение ключевых клиентов.

Приоритизирование задач. В ОАЭ люди часто выбирают сделать то, что им важно в моменте. Из-за этого клиенты неделями не отвечают на звонки или могут в последний момент отказаться от встречи. Однажды мы договорились с рестораном об интеграции сервиса и уже приехали забирать оплату, а клиент неожиданно вышел из общего чата и исчез.

А потом мы совсем замедлились

Из-за специфики работы в ОАЭ мы в несколько раз замедлились, но окончательно нас затормозили ситуативные и сезонные снижения количества чаевых:

  1. Блокировка российских карт. Так как в ОАЭ нет культуры обязательных чаевых, влияние российского сообщества на нашу выручку было сильным. Если в первые два месяца работы мы росли на 25-30% по трекшену, количество чаевых и ресторанов, то после блокировок мы близились к -30%.

  2. Рамадан. В священный для мусульман месяц поста большинство людей не ест днем. Рестораны активнее работают на доставку, чем на прием гостей. Продажи сервиса замедляются и частично приостанавливаются.

  3. Сезонность. В ОАЭ жаркое лето, значительная часть людей уезжает из городов. Это традиционное время просадки для ресторанного бизнеса.

Мы пробовали работать с этим контекстом. Например, во время Рамадана запустили акцию tips to chef. Клиенты ресторанов при получении доставки могли отсканировать QR-код и поблагодарить повара, работающего на «темной кухне» только на вынос. Но это не помогало нам достаточно быстро привлекать клиентов.

Вскоре мы поняли, что хотя продукт прекрасно работает и рестораны хотят к нему подключаться, наши планы по быстрому захвату рынка в Эмиратах нереалистичны.

Таблица наглядно показывает, почему в ОАЭ не удалось повторить успех российской бизнес-модели
Таблица наглядно показывает, почему в ОАЭ не удалось повторить успех российской бизнес-модели

Как мы пересмотрели бизнес-модель

Сервис по сбору чаевых — это микро-транзакционная модель. Она подразумевает, что вы зарабатываете на комиссии с каждого перевода. Чем больше количество и сумма чаевых, тем больше вы получаете. С такой моделью трудно выйти в безубыточность и сделать положительную юнит-экономику. Для такого нужно постоянно увеличивать долю рынка, а значит, на старте растить команду и давать ресторанам спец-условия. Например, снижать комиссию вплоть до 0%.

Самый оптимальный выход из ситуации — найти крупного партнера и продать часть сервиса ему. Но если в России это происходит быстро, то в ОАЭ заняло бы гораздо больше времени. Российские банки покупали популярные сервисы электронных чаевых за три года после запуска. В Эмиратах только недавно прошло поглощение компании F&B, Food and beverage services. Компания работает на рынке с 2018 года.

Чтобы проект стал прибыльным без партнерства, вам нужно действовать быстро, закрывать большие инвестиционные раунды и активно «сжигать» деньги. Например, схожий сервис в ОАЭ потратил $15-17 миллионов, чтобы подключить около 2000 ресторанов.

Теоретически мы могли бы привлечь к проекту большой капитал, но в 2022 году пришел макроэкономический кризис. Теперь раунды собираются дольше, фонды выбирают менее рискованные проекты и бизнес-модели, которые быстро выходят в безубыточность. Локальным инвесторам неинтересно увеличивать капитализацию стартапов.

Мы поняли, что даже при быстром масштабировании не превратим стартап в единорога и не выйдем с ним на IPO. Микро-транзакционная модель для такого не подходит. К тому же, на ресторанном рынке ОАЭ уже появились несколько компаний с похожим продуктом. В перспективе мы с ними боролись бы за снижение комиссии, что еще сильнее бы нас замедлило. В итоге, мы стали смотреть в сторону решений, где есть рекуррентные платежи, регулярные оплаты и уже на ранних стадиях можно получить крутые цифры.

Превратить интуитивные догадки в реальные действия помог случай. Один из ресторанов заинтересовался нашим сервисом, но не хотел интегрировать чаевые — только сбор отзывов и отправку лучших из них в Google.maps. Мы отключили транзакции и продали сервис по подписке.

Тогда мы поняли, что у нас уже есть качественный и ценный продукт, за который заведения готовы платить. Надо было лишь разработать другие полезные рестораторам функции или их конфигурации. К тому моменту у нас была база в 60+ ресторанов, и мы стали глубже исследовать потребности своих клиентов.

QR-меню: заменили pdf-файлы на кастомный конструктор

Мы заметили, что заведения активно используют QR-меню, и почти все — в плохом дизайне и pdf-формате. Рестораны не могли обновлять цены и добавлять новые категории блюд. Премиум-сегмент хотел делать красивые, адаптированные под них меню, но рынок не предлагал им таких возможностей. А у нас были ресурсы и инфраструктура, чтобы предложить ресторанам лучшие меню в регионе.

Так появился наш следующий новый продукт — QR-меню, кастомизированные под бренд-стиль заведения. Мы опираемся на уже имеющийся контент и делаем раскладку блюд под конкретное заведение. Получается такой Shopify для ресторанов.

Первую версию сервиса мы интегрировали сразу в несколько ресторанов, а потом от продажи к продаже улучшали продукт. Например, добавили возможность не только смотреть меню, но и оплачивать заказы прямо в нем. Так рестораны увеличивают оборачиваемость столов, снижают количество ошибок и повышают средний чек.

Так изменилось меню премиум-ресторана Rose Mary.
Так изменилось меню премиум-ресторана Rose Mary.

Гиперлокальная доставка: помогли заведениям стать независимыми от агрегаторов

Второе, что мы заметили, исследуя рынок — рестораны пользовались агрегаторами доставки, которые «съедали» маржу на комиссиях до 35%. Заведения хотели развивать локальную доставку и прямые каналы продаж. Так в нашем QR-меню появилась опция заказа блюд домой.

Мы сделали интеграцию с платежными системами и курьерскими компаниями. А еще открыли ресторанам данные клиентов, которыми не делятся агрегаторы. Заведения, подключенные к нашему сервису локальной доставки, расширяют клиентскую базу и монетизируют свои соцсети.

<p>Гиперлокальная доставка снижает зависимость ресторанов от агрегаторов</p>

Гиперлокальная доставка снижает зависимость ресторанов от агрегаторов

Система лояльности: оптимизировали работу с клиентами и маркетинговую рассылку

Мы задумались о том, как еще дать дополнительную ценность ресторанам. Еще во время разработки QR-меню мы обратили внимание, что у заведений в ОАЭ нет системы лояльности. Большинство использовало агрегаторы скидок, редкие кофейни предлагали карточки со штампами. Как мы позднее узнали у рестораторов, маркетинговые рассылки в WhatsApp или по СМС тоже работали плохо — клиенты просто не открывали сообщения. Мы поняли, что обе эти проблемы решает программа лояльности с пуш-уведомлениями. В итоге, она органически выросла как часть нашей экосистемы.

Технически система лояльности устроена просто: мы регистрируем клиентов на нашей платформе и выпускаем карты в Apple Pay и Google Wallet. Через панель администратора клиенты получают доступ к картам, настраивают персональные и привязанные с геолокации пуш-уведомления и автоматизируют маркетинговые цепочки.

Так выглядит страница регистрации в системе лояльности.
Так выглядит страница регистрации в системе лояльности.

Так шаг за шагом мы собрали три новых продукта и изменили бизнес-модель. Мы продолжаем растить сервис по сбору чаевых, но теперь это лишь маленькая часть компании и стратегически мы не фокусируемся на этом продукте.

Выход за пределы Эмиратов и планы на будущее

Мы уже полтора года на рынке ОАЭ, образцовые клиенты рекомендуют нас друг другу, мы усилили команду опытными маркетологами — продавать стало намного легче. За февраль-март 2023 года мы в 20 раз выросли по количеству заказов через нашу систему.

Под новым брендом, но с теми же продуктами, мы запустились в Египте, где ресторанный рынок в десятки раз больше, чем в ОАЭ. На старте мы наняли локального менеджера по продажам и запустили таргетированную рекламу в соцсетях. Так за первые три недели мы получили трех клиентов. Также мы сделали несколько партнерских продаж в Грузии. Так мы проверили продуктовый фит в разных регионах, поняли, что наша платформа востребована и подготовились к масштабированию.

В планах — выйти на рынки Саудовской Аравии, Кувейта, Катара, Бахрейна. Мы уже ориентируемся на Ближнем Востоке, понимаем как привлекать клиентов и помогать ресторанам здесь. Сейчас мы уже собрали порядка $1,5 млн, планируем привлечь локальных ближневосточных инвесторов и закрыть раунд в течение 2023 года.

Историей своего стартапа Майкл поделился на площадке Purrweb Startup Meetup — это серия митапов для продакт-менеджеров, фаундеров стартапов, и тех, кто хочет начать свой IT-проект. Если тоже хотите рассказать о своем опыте или послушать полезные инсайты, заходите в наш ТГ.

* Facebook/Instagram — проект Meta Platforms Inc., деятельность которой в России запрещена

99
3 комментария

Круто, что вовремя сделали пивот, да ещё и так грамотно. Страшно, наверное было всё поломать, когда уже заработало)

Ответить

Классное интервью получилось, даже поделиться не жалко будет)

Ответить

Сервисы чаевых в любой стране сейчас будут от русских? :)

Ответить