Гид по бестолковому онлайн-курсу

Однажды я ввязалась в криминал — скачала со складчин сразу несколько курсов по текстам почти за бесценок. Не ради образования, а в качестве полевых изысканий: в планах тогда был собственный курс, и я как промышленная шпионка хотела узнать (узнать, не украсть!), как и чему обучают успешные коллеги, чтобы от них не отставать.

Курс я свой так и не выпустила, впрочем. Зато познакомилась с программами коллег и немного офигела. Четыре из семи курсов за цену, равную средней зарплате в регионе, оказывались невнятной лажей. Ещё парочка были сносны, но тоже не торт, хотя стоили как хорошая видеокарта после взлёта доллара — за эти деньги можно было год учиться на журфаке.

Да-да, знаю, завидовать надо молча. И всё же.

В этой статье собрала свой личный хит-парад признаков бестолкового онлайн-курса.

Гид по бестолковому онлайн-курсу

Но сначала — немного базы и капитанства. Начну с самых очевидных red flags, вдруг кому-то будет полезно:

Курс для всех и сразу

Невозможно одним и тем же курсом обучить как новичков, так и профи, как копирайтеров, так и маркетологов: нужны разные программы. А вот ментору такие курсы для всех и вся делать в кайф: больше народу клюнет — больше денег капнет. Чаще всего это работает так: чем шире целевая аудитория курса, тем меньше в нём глубины и пользы для каждого. И напротив, чем локальнее и адреснее курс, тем больше вы вынесете из него.

Громкие гарантии

«Стань фронтенд-разработчиком за 20 дней», «Гарантированное трудоустройство после прохождения курса», «Пройди курс и начни зарабатывать от 100 000 руб» — любое обещание здесь манипуляция. Запомните: ни один адекватный ментор вам не даст никаких гарантий, даже если он подготовил очень сильную программу. Обещают и мамой клянутся только те, кому важнее побольше продать.

Напряжная коммуникация

Любой неровный стык в коммуникации должен насторожить. Менеджер/сам ментор не хочет отвечать на ваши вопросы? Общается в духе «Читай внимательно, там всё написано»? Излишне давит и уламывает на покупку? Отказывается показать свои дипломы? Вряд ли вам стоит рисковать и покупать инфопродукт у человека, который не готов на адекватную коммуникацию. Если не отвечает на вопросы сейчас, то вряд ли ответит, когда у вас появятся вопросы по курсу.

А теперь пройдёмся по менее явным признакам бестолковой онлайн-программы:

Ментор-теоретик

В диджитале часто что-то меняется, и поспевать за повесткой способны в основном те, кто непосредственно практикует. Чему научит гуру копирайтинга Мария Писунова, которая уже пять лет не писала никуда, кроме своего инстаблога? И не ведитесь на сторис в духе «Я каждый месяц покупаю дорогие курсы, совершенствуюсь и тыды». Нет, Маш, надо именно практиковать. Обучаться каждый месяц любой дурак может.

Старый курс

Из той же оперы: когда был записан курс? Если больше года-двух назад, то был ли обновлён? Не стесняйтесь задавать такие вопросы преподавателям и их менеджерам, сравнивайте программу курсов прошлых лет, отслеживайте изменения. Многие преподаватели не парятся и год за годом продают протухшие программы под красивой современной обёрткой.

Подробности после покупки

А ещё бывает так, что преподы вообще не раскрывают свою программу под всякими идиотскими предлогами («чтобы не копировали»). Описывают её в общих чертах и приглашают познакомиться с подробностями уже после покупки. Не ведитесь — есть риск, что программы ещё в принципе нет и писать её будут одновременно с продажами (и отталкиваясь от продаж, соответственно). Надеюсь, почему не стоит покупать кота в мешке, объяснять не надо.

0 бесплатного контента

Напрягитесь, если у препода есть только платный курс и ничего больше. Ни статей, ни полезных постов, ни ещё чего-то. Очень велик шанс того, что перед вами инфоцыга-однодневка, который хочет по-быстренькому запустить на коленке слепленный курс, а потом переключиться на что-то другое, на чём ещё можно заработать. Хороший преподаватель, как правило, давно в теме и о себе и своих знаниях заявляет и в общедоступном пространстве.

0 обратной связи

Моё любимое. От души советую избегать курсов вообще без какой-либо обратной связи. Хорошо, можно не избегать их совсем, но хотя бы не тратьте на них огромные суммы в надежде получить за 10 видео-уроков готовый навык. Обратная связь нужна не только для того, чтобы задать вопросы — но и для мотивации, для того, чтобы не забивать на обучение, делать работу над ошибками, делиться своей обратной связью о программе. Как по мне, у хорошего курса должен быть хотя бы чат, где можно получить ответ на свой вопрос. И кстати, если общего чата нет — то это лишний повод задуматься, а не говной ли торгует ментор, раз не хочет собирать всех своих учеников в одном месте на виду друг у друга.

Кажется, по основному пробежалась.

P.S.: Что касаемо моей оперативной разведки: если б у меня был курс, я бы сделала его доступнее за счёт более скромного продакшена, но точно бы добавила обратную связь. Пускай это будет только чатик, без проверки ДЗ, но уж лучше так, чем совсем без какого-либо коннекта.

1212
21 комментарий

Добавить в закладки. Сверяться по каждому пункту прежде, чем.
Я бы ещё добавила мониторинг конструктивных отзывов вне сайта продаж.

4
Ответить

Всё так

1
Ответить

Плюсую, еще нравятся обещания из разряда "ios-разработчик с нуля до миддл за полгода" – ну сказочники

3
Ответить

Пахнуло скилбрейнсами или мне кажется?)

2
Ответить

"Что касаемо моей оперативной разведки: если б у меня был курс, я бы сделала его доступнее"
да, жаль что у вас нет курса

3
Ответить

Жаль, что у тебя нет апельсина?)))

1
Ответить

Это сложная работа) Но может и появится когда-нибудь

Ответить