Тебе не нужен ментор. Или качественные шаги, которые ты можешь проделать сам до встречи с ментором и закрыть свой запрос

В один прекрасный день ты решил, что нужен старший товарищ, кто тебя поднатаскает, поможет со сложным выбором или поможет прокачать необходимые навыки.

“Я хочу найти ментора! Пусть он мне поможет с моим карьерным ростом!”

“Мне нужен наставник, чтобы вывезти мой продукт”.

“Я хочу советоваться с серьезным успешным человеком, чтобы не наступать на грабли”.

(с) 90% всех менти

Такие реплики слышатся регулярно. Что у них общего?

Хочется заручиться поддержкой ментора не под конкретную проблему или задачу, а как волшебной пилюлей, которая раз – и все решит. С психологической точки зрения – это попытка неявного перекладывания ответственности.

Привет! Нас зовут Аня Подображных и Максим Яцкевич. Мы - практикующие менторы с суммарным опытом более 600 продактов и предпринимателей

Аня — ведущий менеджер продукта в Авито, автор каналда Будни продакта. Максим — CEO Product Psychology, ментор Сколково и автор канала Продакт с горящими глазами.

Лекция в НИУ ВШЭ
Лекция в НИУ ВШЭ
Групповой совет для госорганов на тему лидерства
Групповой совет для госорганов на тему лидерства

На всякий случай глоссарий:

Ментор – человек, обладающий необходимым вам опытом, готовый им поделиться.

Наставник — ментор, готовый с вами работать на длительной дистанции (неделя, месяц, год) на достижение определенной цели.

Коуч – специалист, владеющией коучинговыми навыкам, возможно, сертифицирован по программе ICF. Работа коуча направлена на развитие мотивации, проявлении первых шагов решении проблемы и оформлении истинной цели клиента, а также ее достижении. Коучинг характеризуется вопросительным диалогом.

МентИ – человек, которого обучает ментор.

Продакт, менеджер или владелец продукта – человек, который делает продукты, которыми пользуются люди и за которые они готовы платить.

Цель этой статьи – помочь сформулировать запрос и подготовиться к первой встрече с ментором. Вполне вероятно, что в ходе подготовительной работы вы решите свой запрос еще до этой встречи.

Ликбез. Формируем запрос по методике GROW

Даже, если вам удастся найти ментора и заинтересовать его своей личностью или идеей стартапа/продукта, его первый вопрос будет: “в чем конкретно твой запрос?”

Примерно половина людей сразу встает в ступор. Ведь нужно конкретно сформулировать задачу, по которой ментор уже подгрузит свой набор помощи и начнет с вами работать.

У коучей есть своя методика для выявления запроса. Если ментор ей владеет, он сможет помочь, и сессия состоится. Если же нет, вы рискуете потратить и свое, и время ментора впустую.

Модель GROW предлагает разбить вашу задачу на 4 составляющие и сразу ее решить:

  1. Цель / goal. К какой цели вы хотите прийти? К какой цели вам поможет прийти ментор?
  2. Реальность/опыт/ограничения / reality. Что вы уже сделали? В чем сложности, что мешает?
  3. Что ты можешь сделать / options. Какие у вас есть возможности? Что бы вы еще предприняли, но, может быть, не уверены этом?
  4. План первых шагов / way forward. Конкретный план шагов. Что предпримите уже сегодня? С этим вопросом уже может помочь ментор.
Мастер-класс по подготовке питч-презентации на акселераторе Новаторов Москвы
Мастер-класс по подготовке питч-презентации на акселераторе Новаторов Москвы

Давайте рассмотрим на реальных примерах, как правильное формулирование запроса решает половину самого запроса (если не его целиком). Составим пошаговый план подготовки к первой встрече с ментором.

Шаг 1. Пробуем сделать что-то самостоятельно

Какой бы ни был запрос, первый важный шаг — поделать что-то самостоятельно.

Пишет собственник небольшой строительной компании: “Мы внедрили OKR по книжке. Но ничего не сработало! Настроили канбан-доску с метками и связями. Обсудили с командами глобальные OKR, обсудили OKR на каждый отдел, даже личные прописали!" — добавили с акцентом, что сделали все-все правильно, как в книжке.

«Но прорыва (реализации тех целей, что обсудили) не достигли спустя 5 месяцев. Сотрудники саботируют. Нет времени лично все проверять.» – уже отчаянно завершил собеседник.

Собеседник формулирует запрос: “Мы хотим найти ментора, который поможет нам с внедрением OKR”.

У собственника есть цель, опыт и легкий план дальше. Конечно, я проверил на прочность эту цель и средства, но по-крайней мере мы не тратили время на объяснение, что такое OKR и “с чем его едят”.

В итоге быстро пришли к тому, что OKR им не нужен. Сэкономили кучу времени и средств.

Кейс Максима

Когда-то у меня у самой был запрос научиться писать стратегию — я не знала с чего начать, типичная проблема чистого листа. Первый человек, который у меня ассоциировался с написанием стратегии на тот момент, — Аня Булдакова. Я даже подумала записаться к ней на консультацию. Но сначала решила подготовиться: прочитала её же статьи про стратегию и… запрос отпал. Мне хватило информации из этих статей, чтобы начать. А дальше я уже попросила фидбэк у коллег и дописала стратегию самостоятельно.

Кейс Ани

Метод Колба нам говорит: сперва практика, потом теория. Чтобы усвоить какой-то материал и сформировать нейронные связи быстрее, начните не с лекций, а с практики. Таким образом, когда вы придете к ментору, его слова будут проецироваться уже на полученные опыт.

Даже если вы придете с неопределенным запросом, скорее всего, первое, что сделает ментор (после попытки уточнить, что же вы от него хотите), — попросит пройти несколько первых шажков самостоятельно. Позже вы вернетесь к нему с проблемами, с которыми столкнулись по ходу выполнения “домашки”.

Вам в любом случае придется “поработать” самостоятельно, зачем же ждать, когда об этом скажут явно?

Шаг 2. Выпишите, что не получается

ProductCamp 2022
ProductCamp 2022

Проделав часть пути самостоятельно, опишите барьеры, с которыми столкнулись. Что мешает достичь желаемой цели ПРЯМО сейчас. Например:

  • Не хватает контактов
  • Нет команды, нет опыта в том, чтобы собрать команду
  • Не хватает практического опыта (не понятно, как применять теорию — по книжке не работает)
  • Всё сделал, но на работу не берут
  • Не хватает фокуса / мотивации

На данном шаге предлагаем посмотреть методологию на примере – познакомимся с Васей. Вася хочет стать продактом. Прежде чем искать помощь со стороны, он погрузился в контекст: узнал, кто такой продакт, чем он занимается, какие навыки нужны. Посмотрел вакансии на hh. ru, выписал требования, даже почитал теорию, чтобы подтянуть недостающие навыки. Вася попробовал самостоятельно пройти несколько собеседований, но устроиться на работу у него не получилось:

  • “Я получаю много отказов ещё до собеседований — моё резюме не работает”
  • “Я получаю отказы после собеседований на хард скиллы, компании не дают нормальный фидбэк. Не понимаю, что не так”

Вася проделал большую работу, и теперь четко понимает, что именно у него не получается. Более того, он понимает, каким опытом с ним может поделиться ментор. Это упростит и поиск подходящего человека, и постановку задачи.

Шаг 3. Уточните запрос

Продуктовый подход в выстраивании отношений на ProductCamp 2023
Продуктовый подход в выстраивании отношений на ProductCamp 2023

Прежде чем Вася отправится искать помощь, — ещё раз посмотреть на свой изначальный запрос и уточнить его с учетом вводных, которые появились в процессе самостоятельного исследования проблемы.

Изначальный запрос Васи — “Хочу стать продактом”. Сейчас он уже понимает, что это за профессия, каких навыков ему не хватает, имеет теоретическую базу. Но устроиться на работу у него так и не получилось, поэтому сейчас его запрос можно сформулировать следующим образом: “Как ты считываешь мое резюме, пригласил бы ты меня на собеседование и почему? Проведи со мной тестовое собеседование на хард скиллы и дай развернутый фидбэк: взял бы ты меня на работу и почему? Как прокачать недостающие навыки?”

Теперь у васи Васи четко сформулирован запрос: он хочет получить фидбэк на своё резюме и на то, как он проходит собеседования на хард скиллы. Ему нужен человек, который сталкивается с такими задачами в своей работе, — собеседовал продактов в команду. Чем такой человек может помочь:

  • Посмотреть на резюме и рассказать, как он его считывает: вслух проговорить, как он воспринимает Васю и его опыт. Часто начинающие продакты пишут резюме в формате “я делал…” , а нанимающим менеджерам важно понимать, что человек Сделал, каких результатов достиг.
  • Провести тестовое собеседование и дать развёрнутый фидбэк: сказать, каких навыков не хватает, чтобы пройти собеседование. Часто проблема даже не в отсутствии навыков, а в неправильном сторителлинге со стороны продакта: навык есть, но продакт так про него рассказывает, что складывается ощущение, что его нет. Если какого-то навыка, действительно, не хватает, ментор может подсказать, как его быстрее всего прокачать прокачать.

Шаг 4. Определяем портрет ментора

Панельная дискуссия ProductCamp весна 2023
Панельная дискуссия ProductCamp весна 2023

Казалось бы, в случае с Васей определить подходящего человека довольно легко: хочешь устроиться на работу, – найди того, кто нанимает, и попроси фидбэк.

Проблема в том, что назвать себя ментором может каждый. Но далеко не каждый сможет качественно помочь. Обидно наткнуться на некомпетентного человека, особенно, если он еще и возьмет за это деньги.

Вот несколько советов при выборе ментора:

  • Отдавайте предпочтение личным рекомендациям. Тут все очевидно, даже расписывать нет будем
  • Если первый пункт невозможен, поищите или поспрашивайте отзывы на ментора, с которым собираетесь работать: решал ли он похожие запросы? Помог ли решИть эти запросы?
  • Если информацию и из второго пункта найти не удалось, внимательно изучите опыт и результаты человека, которого рассматриваете на роль ментора. Представьте, что вы нанимаете его на работу: вам нужно понять, справится ли он с ней, обладает ли необходимым опытом и достигал ли в нем успеха раньше.

Еще одна важная подсказка: ищите личность, а не просто носителя нужных вам навыков.

Владеть навыком совсем не равно уметь его передавать.

К тому же, будет совсем некомфортно, если в ходе беседы с ментором вы будете ощущать надменность, жесткую субординацию и километровые личные границы. Гораздо приятнее, когда ментор будет соблюдать этику и общаться с вами со взрослой позиции, на равных.

Шаг 5. Ищем ментора

Mentor hours в Skolkovo Startup village 2023
Mentor hours в Skolkovo Startup village 2023

Большой обзор на площадки для поиска менторов делать не будем, за нас это уже сделали, ловите статью: обзор менторских площадок.

Но от себя все же отметим несколько площадок:

  • NFNG bot: бот Ани Булдаковой, много запросов приходит по части перехода из продактов в предприниматели. Списывайтесь с менторами лично, так как в боте могут быть устаревшие анкеты — информация о менторах не обновляется.
  • Солвери: удобная, информация структурированная, можно подобрать ментора по фильтрам. Тут довольнодовольно широкий спектр ИТ менторовменторов по разработке, нейросетям, дизайну и управлению продуктами.
  • Гетментор: Также площадка по ИТ менторам. Есть тг бот, который помогает управлять заявками и искать ментора, удобно и современно.

Шаг 6. Пишем ментору

Лекция в НИУ ВШЭ
Лекция в НИУ ВШЭ

С чего начать? Как представиться? А вдруг откажет? Это все нормальные страхи. Мы тоже через это проходили.

От себя как от менторов хотим добавить, что приятно и хочется работать с тем менти, кто горит своей идеей или желанием расти, голодный до знаний и готов брать от вас все, лишь бы ему подсветили зону роста.

Поэтому вам важно отметить в своем сообщении помимо своего запроса следующие вещи о себе

  • Представьтесь, опишите вашу текущую роль
  • Коротко ваш путь (длинные письма писать не стоит)
  • Ваша цель и амбиции
  • Ваш запрос
  • Почему вам интересен этот ментор
  • Предложение рассмотреть вас или запланировать встречу

Вместо заключения

Давайте еще раз пройдемся по шагам, которые приведут вас к эффективной встрече с ментором:

  1. Определитесь с запросом и попробуйте что-то поделать самостоятельно
  2. Выпишите проблемы, с которыми столкнулись в первом пункте
  3. Уточните запрос, сформулируйте его в виде вопроса об опыте человека (“Как ты решаешь такую-то задачу? Как ты считываешь / слышишь такую-то информацию обо мне?” )
  4. Выпишите опыт, которым должен обладать человек, чтобы помочь вам решить запрос. Если вы хорошо поработали с третьим пунктом, на это у вас уйдет не больше минуты.
  5. Ищите ментора на таких площадках как @nfng_bot, солвери, гетментор и помните о рекомендациях, отзывах и личностных качествах человека: )
  6. Пишите и не стесняйтесь, соблюдая этику и уважение.

Еще раз ключевая мысль всей статьи: прежде чем искать ментора, попробуйте решить запрос самостоятельно — как минимум, это даст понимание, какой именно ментор нужен и поможет провести встречу эффективно; как максимум, — ментор даже не понадобится.

И подписывайся на нас: Продакт с горящими глазами — канал Максима, Будни продакта — канал Ани.

66
8 комментариев

Имхо, ментор в большинстве случаев - это типичный инфобизнесмен. Если бы ментор реально мог бы делать то, что рассказывает, он пошел бы в реальный бизнес, а не в обучение.

1
Ответить

Если ментор не имеет свой бизнес - да, согласен с вами.

А как вы относитесь к учителям и преподавателям, у кого эта деятельность является основной работой?

Ответить

Фишка в том, что в инфобизе ментор заработает в разы больше, чем в найме даже на senior позициях плюс времени свободного у него будет больше, а стресса меньше. Ему будут не страшны сокращения смены руководства, переработки и прочие пертурбации. Инфобизнес тоже бизнес к слову.

Ответить

Может потому что тренеры не играют ))

Ответить

Я тут думаю в Центр занятости на профориентацию пойти, а тут люди ментора найти не могут

Ответить

Все в кучу, термины, суть работы, внедрения, личный опыт и как надо)))

Ответить

Топ! Спасибо за разложенную по полочкам тему - как и нужен ли ментор в решении карьерного вопроса❤️

Ответить