Сертификация для маркетплейсов в России. Зачем и кому нужна процедура в 2023 году?

Сертификация для маркетплейсов в России. Зачем и кому нужна процедура в 2023 году?

Впервые сталкиваясь с работой маркетплейсов в России, можно ошибочно представить очень простую схему: открыл собственный магазин, выбрал поставщиков и реализуешь товары. Конечно, на деле все намного сложнее, а партнеры крупнейших маркетплейсов должны иметь весь необходимый пакет документов для легальной реализации товаров.

В этом пакете будут числиться документы, связанные с качеством товаров, различные сертификаты, декларации и отказные письма. Для чего все это нужно? Разбираемся вместе в нюансах сертификации маркетплейсов.

Зачем нужна сертификация товаров

Магазины в крупнейших маркетплейсах (Wildberries, Яндекс.Маркет, Ozon и других), не могут работать легально без документов. Причем каждый участник рынка массовой торговли строго следит и контролирует документооборот. Касательно сертификации, то в нашем случае будут действовать стандартные правила для определенных групп товаров.

Проще говоря, сертификация для маркетплейсов отвечает за безопасность и качественные характеристики товаров. И тут важно учитывать, что не все товары проходят через обязательную сертификацию. Например, для одних изделий можно оформить добровольную сертификацию или воспользоваться отказным письмом. Об этом мы еще поговорим в нашем сегодняшней статье.

Прохождение обязательной или добровольной сертификации является отработанным и довольно простым процессом. Предприниматель собирает пакет документов, обращается в Центр сертификации СерТраст и получает необходимые сертификаты. На весь анализ и тесты уходит до двух недель. Конечно, сроки могут варьироваться, так как зависят от специфики товаров.

На заметку. Сертифицирование является государственной обязанностью и защитой граждан от покупки товаров, которые не соответствуют заявленным характеристикам и качеству. В России, как и во многих других странах действует система стандартов.

По сути, мы говорим о реестре ГОСТов, ТУ и прочих стандартов, которые определяет и контролирует государство. К слову, сертификация для маркетплейсов мало чем отличается от процедуры для обычных магазинов. Однако в 2023 году некоторые процедуры можно провести при помощи электронных документов, что существенно упрощает весь процесс сертификации.

Для примера можно рассмотреть популярный товар – чехол для смартфона. На государственном уровне контролируются все этапы производства такой продукции. Даже если товар производят в другой стране, все применяемые материалы и технологии должны соответствовать российским стандартам. Речь идет об определенных видах пластика, правилах литья и прочих технологических процессах.

Покупатель заказывает чехол в маркетплейсе Ozon и понимает, что его качество высокое, а материалы не будут вредить окружающей среде и здоровью. В противном случае пользователь может подать иск в суд, а производителю придется отвечать по всей строгости закона. Опять же, мы говорим об обязательной сертификации. Как правило, на простые и безопасные изделия она не распространяется.

Сертификация для маркетплейсов в России. Зачем и кому нужна процедура в 2023 году?

💪СерТраст - Сертификация нового уровня!⬆

📞Телефон: 8 (800) 555-59-94

✅Сайт компании: https://sertrust.ru

📖 Услуги компании: https://sertrust.ru/uslugi

🤟 Почта: info@sertrust.ru

Нормы сертификации для маркетплейсов

На сегодня все маркетплейсы и другие участники рынка работают на базе трех документов, а именно сертификатов, деклараций и отказных писем. Рассмотрим особенности применения каждого документа.

1. Сертификаты

Сертификация может быть добровольной или обязательной. В любом случае продавец должен пройти через процесс проверки товаров на соответствие принятым стандартам или техническим условиям. По итогу всех тестов и заключения специалистов заказчик получает специальный документ (сертификат соответствия), который подтверждает качество товаров.

Если мы говорим о детских товарах, игрушках, электроники, бытовых текстильных товаров и даже нижней одежды, то придется в обязательном порядке получать сертификаты. На более простые товары продавцы могут получать сертификаты в добровольном порядке.

Обратите внимание на добровольное сертифицирование для маркетплейсов – это не просто соответствие качеству, но и возможность выделиться на фоне конкурирующих магазинов. Добровольная сертификация подходит для производителей и продавцов.

2. Декларация соответствия

В данном случае речь идет о документе, которые схож с предыдущим и подтверждает соответствие продукции с ГОСТом или Техническим Регламентам. Разница в том, что декларацию обязаны оформлять импортеры или производители товаров, а в отдельных случаях продавцы. Все исследования и тесты должны проводить в строгом соответствии с нормами и в специальном центре.

Например, российская компания заказывает товары из Китая: продавец отдает образцы в Центр сертификации, где сотрудники проводят лабораторные исследования. В обязательном порядке заполняются декларации для предметов личной гигиены, медицинских изделий, посуды и прочих товаров, продуктов питания, косметики.

3. Отказное письмо

Третий документ фактически подтверждает, что продукция не нуждается в обязательной сертификации. Дело в том, что на отечественном рынке существуют правила реализации товаров. Продавец должен иметь на продукцию один из трех документов. Отказное письмо оформляют на товары массового потребления, которые не нуждаются государственных стандартах.

Это могут быть различные мелкие изделия, сувенирная продукция, чехлы для планшетов, смартфонов или бельевые прищепки. Чтобы оформить такой документ, вам следует обратиться в Центр сертификации с типовым заявлением, где прописать название продукции, основные параметры, а также информацию о компании (юрадрес, название, имена руководителей и прочее).

Процедуру получения документов на импортные товары предполагает включение в список документов договора на поставку.

Какой вариант документа выбрать?

Все будет зависеть только от категории товаров, которые вы планируете продавать. Рекомендуем внимательно изучить Постановление Правительства РФ №2425 от 23 декабря 2021 года, а так же перечни продукции, попадающие под действия Технических регламентов. В этих докуменах содержится исчерпывающий перечень всех категорий товаров. В постановлении №2425 содержится два больших раздела с товарами для обязательной и добровольной сертификации.

Работать со списками очень просто:

1. Перечень продукции для обязательной сертификации, где будет находиться список изделий и товаров.

2. Перечень товаров, которые нужно оформлять по форме декларации соответствия. Для импортных товаров придется оформить второй документ.

Третьего списка нет. Если товары не включены в один из списков и не входят в перечни продукции, попадающей под ТР ТС, то на них потребуется только оформление отказного письма.

Стоит отметить, что Центр сертификации СерТраст проводит любые исследования и предоставляет услуги по оформлению сертификатов, деклараций, отказных писем и прочих документов. Наши сотрудники всегда готовы оказать профессиональную помощь и помогут определить соответствие изделий к определенной группе.

Стоит ли оформлять «совместную» сертификацию для маркетплейсов

Речь идет об услуге под названием – сертификация в складчину. Например, если 2-3 предпринимателя собирают деньги для прохождения обязательной сертификации. Услуга будет выгодна для небольших компаний, которые хотят сэкономить деньги. Однако тут важно учитывать, что в документе будет указан только один заявитель, а не все заказчики.

Основной риск в том, что остальные вкладчики могут нарушить правила, но ответственность будет лежать на заявителе, который был указан в официальных документах. В целом вариант допустимый для маркетплейсов, но у вас на руках будет лишь доверенность со сроком действия в один год.

Соответственно, лучше самостоятельно оформлять сертификаты и прочие документы на товары, которые вы планируете продавать.

Чем руководствуются маркетплейсы?

Вопрос нужно ставить немного по-другому. Дело в том, что процедура сертификации едина для всех участников рынка сбыта товаров и услуг, а маркетплейсы выступают в роли крупнейших посредников между потребителями и продавцами. Поэтому такие участники рынка могут опираться только на официальные документы, а именно:

1. ФЗ «О защите прав потребителей». Нормативный акт действует на всей территории РФ и определяет качество продукции.

2. Правительственные постановления, в том числе № 2425, где указан перечень всех товаров, подлежащих сертификации или декларированию.

Учитывайте, что перечень товаров постоянно обновляется и дополняется. Кроме того, маркетплейсы не станут работать в обход законодательств РФ, так как за нарушения положены штрафные санкции. В любом случае о необходимости получения сертификатов на продукцию предупреждают на этапе заключения договора с маркетплейсом.

Представители маркетплейса имеют право запросить один из документов (сертификат, отказное письмо или декларацию). Как правило, такие запросы осуществляются на первичном этапе заполнения товарных карточек. Все зависит от внутренней политики маркетплейса. Зачастую на обработку документов уходит до трех дней.

Важно. Если продавец отказывается предоставлять документы на продукцию или игнорирует запросы, то его могут попросту лишить прав на реализацию. Магазин автоматически заблокируют и отправят в бан.

Особенности оформления сертификатов для самозанятых

Самозанятые граждане зачастую самостоятельно делают товары, которые реализуют через маркетплейсы. При этом официально они могут заниматься подобной деятельности без привлечения третьих лиц. Можно производить только определенные группы товаров, в том числе личной гигиены, одежду или игрушки.

Разумеется, многие такие изделия попадают в категорию обязательной сертификации. Например, если самозанятый делает мыло ручной работы или шьет нательное белье. Проблема в том, что статус самозанятого позволяет оформлять только добровольные сертификаты на продукцию. Он не является юрлицом и массовым производителем. В некоторых случаях просто не получится доказать надежность и качество изделий.

Конечно, никто не запрещает получать сертификаты в добровольном порядке. Также можно использовать альтернативный вариант – открыть ИП и работать в другом статусе. Налоги могут быть выше, но проблем с сертификацией меньше.

Наказания за продажу товаров без сертификации

Маркетплейсы обязаны следовать действующему законодательству. Если продавец не предоставит сертификаты, то его заблокируют на площадке, но это не самый плохой вариант. Когда нарушения выявляет Роскомнадзор, продавец рискует получить огромные штрафы:

1. Статья 14.7 КоАП – введение потребителей в заблуждение по поводу реального качества изделий. Оштрафовать могут на сумму до 500 тысяч рублей.

2. Статья 14.4 КоАП – реализация товаров без документации и продажа изделий низкого качества. Штраф будет меньше – около 30 тысяч рублей.

3. Статья 14.45 КоАП – реализация товаров без разрешительной документации. Штраф может составить до 300 тысяч рублей.

Как видите, административные наказания за такие нарушения довольно серьезные. Поэтому лучше сразу обратиться в Центр сертификации СерТраст, оформить все необходимые документы и работать спокойно.

3 комментария

На мой взгляд, данное нововведение является исключительно полезным. Да, это добавляет трудностей людям в данной среде, но это необходимо

Ответить

Какие трудности? Это их бизнес и прибыль. Будь добр продавать качественный товар. Привыкли на маркетплейсах перепродавать.

Ответить