О цифровом искусстве и нестандартных музыкальных проектах — интервью с музыкантом и ученым Андреем Бундиным

Большинство современных людей не могут представить и дня без использования гаджетов. Но не все задумываются о том, как технологии влияют на мир вокруг нас, проникая в такие тонкие сферы, как культура и искусство.

Концерт для смартфонов с оркестром А. Бундин
Концерт для смартфонов с оркестром А. Бундин

Культурное пространство активно расширяется и обновляется последние 10 лет, в том числе именно благодаря использованию цифровых технологий. Об этом свидетельствует недавно появившийся термин «цифровое искусство», который обозначает современное направление в медиаискусстве, предполагающее использование во время творческих процессов компьютерных технологий.

Наука и искусство, как два самостоятельных способа постижения и отражения реальности, могли восприниматься как противоречащие друг другу, но сегодня это совсем не так. Все теснее пересекаются эти два мира, и особенно хорошо это заметно в музыке. Новые технологии уже давно помогают добиваться объемного и сочного звучания, создают новые музыкальные формы. Но этим технологиям пока недостает интерактивности, вовлеченности слушателя в действие. Тем не менее, и для такого рода задач уже существуют решения.

Петербургский композитор, музыкант и ученый Андрей Бундин недавно открыл действительно уникальный музыкальный проект, в основе которого — современные цифровые технологии и вовлечение слушателей в творческий процесс. Свой проект автор назвал «Концерт для смартфонов с оркестром». Гости подключаются к специальному серверу, благодаря которому во время концерта телефоны становятся источниками звука.

Подробнее о том, как это работает и в чем особенность проекта рассказал сам музыкант

Выступление А.Бундина
Выступление А.Бундина

Кто или что вдохновило Вас на создание такого уникального для России проекта «Концерты для смартфонов»?

С 2011 по 2015 годы я работал композитором с независимой театральной компанией «Поэма». Мы ставили спектакли на разных площадках. Везде я экспериментировал с многоканальным звуком: чем больше громкоговорителей, тем глубже, интереснее и объемней звучание. Я искал возможность задействовать максимальное количество громкоговорителей во всех спектаклях, для которых писал музыку. В какой-то момент я пришел к выводу, что сколько бы не использовалось громкоговорителей, их все равно мало и хочется больше. Тогда я задумался, почему бы не использовать что-то из подручных средств, например, смартфоны.

В 2014 году в рамках спектакля «Kindergarten» я сделал эксперимент: написал небольшое произведение (это было что-то вроде интермедии внутри спектакля) для смартфонов артистов. Я записал им в телефоны mp3-файлы и отрепетировал последовательность воспроизведения. В итоге, спектакль прошёл с большим успехом, зрителям очень понравилась сцена, в которой у артистов начинают звонить смартфоны и далее все звонки складываются в единую музыкальную ткань. В общем-то, это был очень интересный звуковой эффект. После этого я начал думать, как можно технически реализовать этот проект так, чтобы можно было задействовать не только смартфоны артистов, но и смартфоны любого числа зрителей, пришедших на концерт.

Я думаю, что одним из источников вдохновения для меня послужила «Гудковая симфония» Арсения Авраамова (1922, Баку), в которой задействовано максимальное число источников звуков, включая паровозные гудки, свистки, сирены и трубы заводов.

Андрей Бундин, Музыкант, автор проекта "Концерт для смартфонов"

С какими трудностями вы столкнулись во время реализации этого проекта?

Их было очень много, в частности – большое количество технических проблем. Потому что технологии, которые я использую, сравнительно новые. Я сам не программист по образованию, поэтому на разработку программного обеспечения для данного проекта у меня ушло очень много времени. Я пытался понять, как создать сервер, который сможет держать большое количество подключений. Еще нужно было понять, как управлять звуком через смартфоны зрителей. В общем, на каждом этапе встречались разного рода технические проблемы. Кроме того, в самом начале, в 2015 году, когда была премьера «Концертов для смартфонов», телефоны звучали намного тише, чем сейчас. Сегодня появилось большое количество доступных китайских смартфонов, поэтому значительно большее число зрителей теперь может участвовать в исполнении, при этом сами устройства сегодня стали ощутимо громче.

Помимо культурной ценности проекта, есть ли возможность применить ваш проект в других сферах: в образовании, в науке, в рекламе?

Я совершенно точно вижу применение этого проекта в рекламе, в частности, можно реализовывать интерактивные рекламные кампании, связанные с продвижением мобильных устройств, различных гаджетов, мобильных операторов или сетевого оборудования. То есть всё, что связано с мобильными технологиями вполне может рекламироваться средствами того, что я создал.

Для образовательных задач будет полезна моя последняя работа – интерактивная инсталляция «Квадрофон», которая позволяет зрителю записывать разные звуки на мобильный телефон и управлять их воспроизведением на квадрафонической акустической системе. Мне кажется, что такой проект будет полезен моим студентам в Институте музыки, театра и хореографии РГПУ им. А. И. Герцена для практического освоения специфики пространственного звучания и принципов многоканального сведения.

Вы могли бы поделиться дальнейшими планами по развитию и продвижению проекта «Концерты для смартфонов»?

14 июля я исполнял «Концерт для смартфонов» и «Концерт для смартфонов с оркестром» в «Сколково» в рамках мероприятия «Остров», которое нацелено на создание и развитие команд региональных университетов и системных изменений в сфере подготовки кадров для технологического развития.

Это было первое столь масштабное исполнение данной работы, в зале присутствовало более 1500 гостей.

Следующее исполнение «Концерта для смартфонов с оркестром» состоится 19 июля в Герценовском университете в рамках «Педагогических сезонов». Концерт пройдет совершенно бесплатно для всех желающих.

Далее я планирую задействовать смартфоны зрителей в двух новых работах, посвященных пространственному звуку в рамках фестиваля «Акусмониум», который пройдет на Новой сцене Александринского театра с 25 по 28 июля. В рамках фестиваля планируется экспонировать мою инсталляцию «Квадрофон» с использованием мощной акустической системы в относительно большом зале с подготовленной акустикой: по моей задумке у публики будет возможность «пощупать», что же такое пространственное звучание, управляя профессиональной концертной системой звукоусиления со своих смартфонов.

22
13 комментариев

Комментарий недоступен

Ответить

Нет, заранее ничего не нужно делать. И вообще скачивать ПО на телефон не придется, все лежит в сети. Андрей на концерте скажет, какой сайт нужно открыть и что дальше делать. Приходите!

1
Ответить

Интересно, какое количество люддей необходимо для хорошего звука и как сам звук перераспределяется в завимости от количество устройств?

Ответить

Многое зависит от зала, в котором проходит концерт. Но примерные количественные показатели таковы: необходимо не менее 50 участников (слушателей), идеально - 100-300, больше 300 тоже интересно звучит, но уже менее гармонично и играть сложнее.
А про перераспределение звука хороший вопрос, ответить сама не смогу.
Приходите 19 июля на концерт, музыкант ответит на все вопросы.

Ответить

Я разработал несколько алгоритмов: 1) все играют вместе; 2) солирует кто-то один; 3) играют группы смартфонов по моделям устройств; 4) Случайный смартфон - самое интересное, когда каждая нота звучит на случайном устройстве, таким образом достигается эффект максимально распределенного звукового поля, поскольку в каждый момент времени звук доносится из другой точки зала. Приходите и все услышите сами! :)

Ответить

Слушайте, ну прикольно!
Задумка вроде на поверхности лежит, а я прежде такого не слышал.
А если у меня на телефоне слабый динамик, к примеру, как быть ?

Ответить

Конечно, лучше всего, чтобы внешний динамик был достаточно громким. Но, если вы хорошо слышите звук входящего звонка, думаю, этого будет достаточно. Приходите, попробуем :)

Ответить