Инструменты UX-исследования: какие использовать и когда

Инструменты UX-исследования: какие использовать и когда

Персоны

Это способ моделирования ЦА создаваемого продукта. Персон может быть несколько, если продукт предполагает несколько сегментов рынка или ролей внутри продукта. Например, персона преподавателя для LMS и персона ученика для клиентской части продукта в EdTech сфере. Образы должны описывать ожидания и мотивы будущих пользователей.

Как формировать образы (персоны)?

  • Из наблюдения за людьми в реальном мире.
  • Из закономерностей на основе ответов в исследовательских группах.
  • Из узконаправленных проектов (например, приложение для людей с тревожными расстройствами).
  • Фокусироваться только на главных чертах: цели, ожидания, мотивы, а не архетипы, возраст, стереотипные свойства.
Пример персон для well-being продукта
Пример персон для well-being продукта

Сториборд

Это набросок, своего рода раскадровка того, как пользователь будет взаимодействовать с продуктом в реальном мире с учетом внешних факторов (его местонахождения, эмоционального состояния, условий окружающей среды). Этот метод помогает лучше понять контекст использования продукта, выделить ключевые цели и возможные проблемы. Сториборд - отличный пример того, как с помощью бумаги и карандаша можно быстро и эффективно определить задачи и проблемы продукта.

Как создать сториборд?

  • Начинать сначала. Что предшествует использованию продукта?
  • Берите во внимание все факторы сессии использования: освещение, обстановка, окружение и т.д.

  • Обозначьте настроение пользователя в начале его “путешествия” и в конце сессии.
  • Представьте, что рисуете мини-сценарий к фильму, не фокусируйтесь на красоте рисунка.
Пример красивого сториборда. Chelsea Hostetter, Austin Center для Miro
Пример красивого сториборда. Chelsea Hostetter, Austin Center для Miro

СJM (Customer Journey Map)

Структурированная версия сториборда, когда все гипотезы и условия можно объединить в единую картину. CJM показывает, как пользователь взаимодействует с продуктом на определенных "стыках". Каждый такой шаг взаимодействия должен мотивировать пользователя делать следующий и убрать “сопротивление” интерфейса.

Как спроектировать CJM?

  • Для одной персоны рисуется один CJM.
  • Учитывайте все точки соприкосновения и психоэмоциональное состояние пользователей на каждой из таких точек.
  • Уделяйте внимание всем каналам взаимодействия клиента с продуктом: онлайн (девайсы, браузеры) и оффлайн (приемные отделения, пункты выдачи и т.д.).
  • Перечисляйте все предполагаемые барьеры и гипотезы по их преодолению.
Пример CJM для вело-приложения <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.behance.net%2Fgallery%2F141240549%2FBikeLike&postId=754868" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">BikeLike</a>
Пример CJM для вело-приложения BikeLike

Бенчмаркинг

Объектом исследования в данном методе являются не пользователи, а продукты. Бенчмаркинг используют для того, чтобы провести анализ схожих продуктов на рынке и выявить их слабые и сильные стороны. Лучшие практики можно перенять. Применим, когда стоит задача на редизайн или масштабирование продукта.

Как провести бенчмаркинг?

  • Выявить прямых и непрямых конкурентов.

  • Определить ключевые параметры (функции продукта) для сравнения.

  • Обратитесь к реальным отзывам пользователей.

  • Решите, что измерять: на верхнем уровне можно обратиться к HEART подходу (базовые метрики пользовательского опыта: Happiness, Engagment, Adoption, Retention, Task Success), либо к более конкретным показателям (сколько времени нужно на ту или иную задачу, сколько продаж, отправка форм и т.д).
Пример анализа для travel-приложения <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.behance.net%2Fgallery%2F126205195%2FTravel-Planning-MOBILE-APP&postId=754868" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Plannetic</a>
Пример анализа для travel-приложения Plannetic

В ТГ-канале и на сайте мы активно делимся коммерческими дизайн-кейсами, лайфхаками и не только.

Читайте также:

1616
2 комментария

Такая не информативная и низкокачественная статья... Лучше не пишите на те темы, в которых не разбираетесь. Даже на одном vc можно найти уже столько полезного про исследования. Почитайте на досуге

Спасибо за мнение) приятно, что нас читают эксперты.

1