40 тысяч цифровых тайных покупателей в месяц. Как из микро стартапа за полтора года мы стали небольшой компанией

Всем привет! На связи Миша из Сконта. Примерно полтора года назад я написал первую статью на виси о том, как мы запустили бизнес цифровых тайных покупателей. Прошло полтора года и я решил подвести итог: чего удалось достичь за это время, с какими трудностями столкнулись, какие провалы и достижения были.

40 тысяч цифровых тайных покупателей в месяц. Как из микро стартапа за полтора года мы стали небольшой компанией

Полтора года назад

Полтора года назад, когда я писал первую статью про запуск, Сконт представлял из себя классический стартап:

- Продажами в основном занимался я и моя коллега.

- Работали в гугл таблицах и чуть более сложных аналогах, ибо средств на разработку собственного софта у нас не было.

- Внедрением продукта и организацией всего процесса занимался мой партнер.

- Наймом контролеров занимались в полуручном режиме.

- Продавали сервис мы в основном только франчайзи Додо пиццы, ибо с ними и начинали строить наш продукт. Команды по продажам как таковой не было. Клиентам писала моя коллега, которая в будущем возглавила весь отдела продаж, а потом и компанию.

- Маркетинга и рекламы не было.

- Выручка составляла смешные ≈0.5 млн ₽/мес и с помощью второго бизнеса мы упорно компенсировали убытки новой компании.

Кратко с чем столкнулись за год

Столкнулись с известными для всех событиями: сначала войной, потом мобилизацией, а потом еще «отвалился» самый первый клиент, который был для нас критически важным и вносил огромный вклад в развитие сервиса и продукта.

Вывод №1. Не всегда хорошо иметь главного клиента. «Отвал» такого клиента всегда сильно ощущается и сильно бьет по морали и мотивации. А когда это накладывается еще и на глобальные ситуации, вообще становишься философом :) Отсюда вытекает вывод номер два :)

Также заметил, что любое радикальное происшествие в стране, парализует продажи на 2-3 месяца.

Вывод №2. Нельзя о чем-то серьёзно рассуждать в кризисные геополитические моменты: ни о продажах, ни о развитии, ни о качестве продукта. Лучшая стратегия в такой ситуации (если у вас не импорт, конечно) — это продолжать делать то ,что делали.

Тем не менее, за полтора года мы выросли в 4 раза :)

Юнит экономика

За этот год мы построили в компании (по крайней мере мы в это верим) юнит экономику. Кирпичиком (юнитом) всей нашей экономики стали проверки. По ним мы считаем стоимость, себестоимость, и кучу других показателей.

Вообще, на тему юнит экономики, как мне кажется, я могу лекцию целую провести теперь :). Ибо как только мы выстроили юнит экономику, мы даже изменили ценообразование и подход в продажах.

Тем не менее, в рублях мы, конечно, тоже все считаем. И выручку, и стоимость одной проверки и ФОТ, и стоимость сервисов, и общий вклад этих показателей.

Вывод №3. Внедрение и управление компанией с помощью юнит экономики я считаю одним из важнейших достижений за этот период. Я в принципе теперь не понимаю как можно управлять любой компанией без этого. Если вы еще не построили себе модель и не знаете что такое юнит экономика, очень советую этим заняться.

Про продажи и маркетинг

Мы разделились с партнером идеологически в отношение того как продавать: партнер верил в холодные продажи, я же верил в пиар и не понимал как подступиться к холодным продажам. Хотя я и отвечал за продажи, до сих пор помню тот день, когда мы решили что отныне за продажи будет отвечать партнер. Для меня это было дико. Я много думал — как сильный операционист и системный человек сможет выстроить продажи по сути в b2b рынке где нужен подход к каждому клиенту. Но сейчас понимаю что это было одним из самых удачных решений.

В итоге за полтора года удалось сформировать отдел холодных продаж с четырьмя продавцами, старшим телемаркетологом и руководителем, который в итоге стал генеральным директором.

Вывод №4. Холодные продажи работают. Да, у них небольшая конверсия (от 0.1 до 0.5 процентов), но это стабильный канал, который достаточно легко масштабировать если вы грамотно построили воронку и отладили все процессы. Еще раз, в холодных продажах процессы — это самое важное.

Для постоянного поиска новых телемаркетологов и контролёров мы наняли кадровика. В принципе, можно разделить жизнь в компани до запуска hr направления и после :)

Вывод №5. Если вы запускаете такие процессы как холодные продажи, закройте себе тыл. Наймите нормального эйчара. В любых холодных продажах присутствует огромная текучка, разгребать это самому невыгодно, вы сгорите.

Да, еще, сколько мы не пытались ни одно агентство так и не смогло нам на аутсорсе организовать холодные продажи. Поэтому пришлось поднять свой отдел. Отныне я не верю в то, что этот процесс можно аутсорсить. Про это тоже могу рассказать целую лекцию.

Я же начал не очень системно иногда писать статьи на виси.

Некоторые были супер популярными: про самую сложную франшизу, про воровство, например. Обе статьи набрали по 12 тыс просмотров и кучу комментариев, что я считаю успехом.

За год, по нашим оценкам, контент маркетинг привнес 20% от всех клиентов. Да, виси сработал. Но был большой затык во мне. Я крайне несистемный человек. Плюс за этот год мне пришлось пожить на нескольких континентах, поэтому работать особо не получалось.

Теперь я понимаю, что нам повезло: у нас получилось построить системный отдел холодных продаж и мы точно знаем как управлять маркетингом. Спасибо, кстати Паше Молянову, его консультация (платная, но при этом супер выгодная) мне очень сильно помогла с омыслением того, как строить контент отдел, а самое главное как его строить не надо.

Про нашу систему и бэк в целом

Если раньше мы работали на доступном для нас софте: гугл таблицах и более сложных аналогах вместе с Power BI, то сейчас переходим на собственную систему. Опять таки, спасибо виси за то, что мы узнали про Тотум.

Так как курс доллара ушел в небо, к осени этого года мы переведем весь наш бэк в Тотум.

Вывод №6. Иногда сложные ситуации заставляют нас их решать и искать эффективные выходы. Скачки курсов и санкции были именно такими ситуациями. Здесь, возможно, закрадывается ошибка выжившего, но я глобально согласен с Талебом и его антихрупкостью — «Все что нас не убивает, делает нас сильнее». Мы точно стали сильнее.

По нашим оценкам переход на собственный софт (там используется lowcode подход), позволит в месяц добавить 5% к нашей прибыльности. Это огромные деньги.

Удивительное рядом. Тотум оказался настолько хорошим продуктом, что мы всерьез думаем выделить разработку корпоративного софта в отдельное направление. Если вдруг вы платите очень много денег за saas софт, он вас не устраивает, то напишите мне. Возможно, за разумные средства получится сделать на этом лоу код конструкторе решение именно под вас.

Про цифры

Сейчас в нашем штате около 45 человек, основная масса из которых контролёры. Появился менеджмент.

Выручка стремится к 2 млн ₽ в месяц. Немного :) Хотя, в среднем мы растем на 3-5% в месяц. Маржинальность на одну проверку выросла в 1.6 раза. Мы внедрили микро тарифы и можем работать с компаниями за 3-5 тысяч рублей в месяц.

Как работаем?

Продажи у нас организованы в amoCRM, внедрение продукта реализовано в Битриксе, а вот работа с действующими клиентами уже будет сделана в Тотуме.

Вся команда у нас распределенная. Генеральный директор живет в Пермской области. Партнер живет в Алматы, я живу в Пенсильвании.

Я полностью вышел из операционки и начинаю запускать Сконт на зарубежных рынках. Сейчас в плане стоит США и одна страна в Латинской Америке. Но если честно, дается очень сложно — совершенно другой менталитет. Или я слоупок, что тоже вероятно.

Про планы

В следующем цикле (до мая 2024 года) мы планируем расширить отдел продаж в СНГ до 15-20 человек. Сконт перейдет полностью на свой написанный софт. Мы выкатим на коммерческие рельсы продукт с искусственным интеллектом.

Позиционирование не изменится: мы останемся простым инструментом для увеличения продаж и клиентского сервиса. Мы также как и сейчас сможем запускаться на проектах за 1-2 дня и быть доступными для всех типов бизнесов: и больших сетей и для компаний с 1-10 точками.

Цены, возможно, изменятся, но в целом останутся в нынешних диапазонах. То есть как и раньше за 5 тысяч рублей можно полностью оцифровать процесс продаж и клиентского сервиса.

За этот год, хотим залезть в рынок аутсорсинговых отделов контроля для контроля работы менеджеров по телефонам и в чатах. Некоторые клиенты с нами уже работают, но направление системно не развивается.

Надеюсь в этом году удастся запустить контент-отдел в более системном виде.

Заключение

Хочу попробовать раз в один-два месяца писать о наших успехах и провалах и в целом о делах компании. Может кого-то это будет более мотивировать или отвечать на какие-то вопросы. Буду описывать как дела обстоят в СНГ и на других рынках.

А вообще, все хорошо :) Скоро выпущу пару статей о интересных бизнесах в США, того, чего у нас и близко нет, но может быть.

Вывод. Порой держаться плана и делать то, что делать надо, и не делать того, что делать не надо — это самое сложное препятствие в жизни.

Смотреть на себя, сравнивать себя с собой, а не с другими, радоваться моменту, микро успехам, не сдаваться из-за поражений — вот истинный путь :)

Подписываться не прошу, если честно, я не знаю что вам продавать. Сконт и так продается, а если у вас его до сих пор нет, то самое время оставить заявку и вам все сделают «по красоте» под ключ и будет вам счастье. И мне :)

А вот в комментариях с удовольствием пообщаюсь, велкам.

5.6K5.6K показов
704704 открытия
10 комментариев

Миша, классный результат! Давно ничего не писал. А давай у меня в канале по юнит-экономике сделаем эфир?

Ответить

С удовольствием. Юнит экономика — это моя новая религия почти :)

Ответить

А в юнит-экономике сами разбирались или кто-то помогал?

Ответить

Мне помогали верные товарищи: google, chat gpt, логика и мой партнер. Получилось без курсов и наставников, но зато работает :)

Ответить

Михаил, добрый день! Крутая статья, Вы написали, что контент маркетинг принёс около 20% всех клиентов.
Я занимаюсь тем, что могу кратно и бесплатно увеличить количество клиентов с vc.ru .
По теме тайных покупателей и сервиса контроля качества который у Вас в планах.
Если для Вас актуально получать больше горячих Лидов с vc по B2B то напишите в лс или тг @gonchrovabiz

Ответить

У самурая есть только путь

Ответить