Что должно быть на сайте медицинских услуг: детальный чек-лист из 22 UX и CX пунктов с прототипами

Всем привет! Меня зовут Адам Григорян, я директор по маркетингу в Riverstart и CX-дизайнер. В этой статье я распишу 22 пункта, которые помогут повысить показатели сайта медицинских услуг. Список cделает медицинский сайт убедительнее и удобнее для посетителей, повысит конверсию ресурса.

Этот чек-лист составлен на основе:

  1. Моего опыта в UX-, а где-то в CX-проектировании сайтов медицинских услуг. Я проектировал сайты стоматологических клиник, клиники офтальмологических услуг, больницы и многопрофильного медцентра.
  2. Бенчмаркингов, проведенных для медицинских проектов.
  3. Показателей трафика в Я. Метрике и Google Аналитике медицинских сайтов, с которыми я работал. И сделанных на их основе выводов.
  4. Глубинных интервью и опросов для нескольких проектов.

Для кого статья:

  • Для предпринимателей с командой маркетологов и дизайнеров: проверите, не упускает ли команда пункты, влияющие на конверсию ресурса;
  • Для маркетологов, работающих с медицинской тематикой: скорректируйте ваш сайт или техническое задание для подрядчиков;
  • Для UX, CX и UI дизайнеров: найдете новые фичи для улучшения клиентского опыта.

По многим пунктам добавлю свои прототипы для лучшего восприятия информации.

Разделил статью на 4 раздела, важных для клиентского опыта: изучение цены и форм заявок, подробное знакомство с услугой, поиск отзывов о вас, информации о персонале и клинике. Буду краток и вез воды. Погнали👇

Формы заявок и цена

💰Работа с формами заявок, озвучиванием стоимости на услуги, ценой

1. Рассрочка без первого взноса

Предложение: добавить форму с предложением о рассрочке на оплату услуг.

Зачем: услуги с высоким чеком в >50% случаев получают конверсии с форм рассрочек платежа. Рассрочку стоит использовать, когда аудитория понимает примерную стоимость услуги, она высокая для нее и ей будет комфортно платить частями. Сама по себе рассрочка не ценность. Ценность — оплата частями услуги, которую клиенту сложно оплатить сразу. Еще один сценарий работы рассрочки — привлечение дополнительных клиентов, которые в противном случае не стали бы вашими клиентами. Им дорого или они долго решаются, например, поставить имплантанты зубов. А отсутствие первого платежа или разбивка по частям снижает стресс от стоимости.

Обратить внимание: если ценник на услуги небольшой, предложение рассрочки на сайте сыграет обратную роль: пользователь завысит стоимость у себя в голове, раз вы предлагаете рассрочку.

Пример предоставления цены с расчетом платежей при оплате рассрочкой 
Пример предоставления цены с расчетом платежей при оплате рассрочкой 

2. Ближайшее время приема

Предложение: указать дату ближайшей записи.

Зачем: если на ваши услуги люди привыкли ждать день-два свободной записи, подумайте, можете ли вы гарантировать более ускоренную запись. Если да, в форме отправки заявки указывайте дату ближайшей записи на прием. На некоторых моих проектах, каждый день были свободные окна, которые заполнялись консультациями день-в-день, что стало конкурентным преимуществом и снижало стоимость привлечения первого клиента. Пока конкуренты просили людей с больным зубом ждать очереди полтора дня, мы принимали их через пару часов.

Обратить внимание: не стоит обещать записи на сегодня, а при контакте с клиентом просить его прийти завтра. Ничего, кроме работы с негативом на отзовиках, вы не получите.

Форма с рассрочкой платежа + ближайшим днем записи (чаще, это сегодня)
Форма с рассрочкой платежа + ближайшим днем записи (чаще, это сегодня)

3. Дополнительный маркер, что вы сейчас работаете

Предложение: указывать, что вы сейчас открыты

Зачем: Если время вашей работы отличается от конкурентов: вы открыты допоздна или работаете в выходные до 8 вечера, указывайте это в формах заявки. Мы добавляли лейбл "Мы сейчас открыты" в рабочее время во все формы заявок и в хеддер сайта рядом с номером телефона. Пользователи понимали, что оставив заявку или позвонив сейчас, мы им точно ответим. Данная информация добавляла больше определенности в предложение. Особенно когда люди мешкаются в новом интерфейсе, туда ли я попал, сейчас суббота, следует ли звонить, ответят ли мне в 9 вечера. Убирайте эти сомнения еще на этапе знакомства с предложением.

4. Онлайн-чат: использовать или нет?

Использовать, если:

  • вы готовы отвечать быстро, чаще не дольше 20 сек.
  • вы можете дать профессиональную консультацию по телефону, переводя пользователя на запись к врачу

В любых других случаях не используйте онлайн-чат, т.к. это будет источник потери потенциальных клиентов. Пользователи выбирают чат как наиболее комфортный им инструмент коммуникации. Не дожидаясь ответа или получив, по их мнению, непрофессиональный ответ, пользователи уходят с сайта, не обратив внимание, что есть номер телефона или форма отправки заявки.

Обратите внимание: по итогам большинства интервью, "профессиональный" ответ по мнению людей это ответ, в котором заметно участие врача или консультанта. Людям сложно оценивать профессионализм при первом контакте. Люди подсознательно ищут сочувствие и более предрасположены к клиникам, консультанты которых показывали максимальное участие в вопросе клиента.

5. Стоимость лечения прописана в договоре

Предложение: прописать, что стоимость лечение прописана в договоре и не изменится.

Зачем: частый страх аудитории — стоимость лечения непредсказуема и скорее всего изменится в процессе лечения. Сообщите отдельно, желательно рядом с формами отправки заявки, что стоимость лечения прописана в договоре и она не изменится в процессе.

Блок, работающий с возражением, что стоимость лечения изменится в процессе лечения 
Блок, работающий с возражением, что стоимость лечения изменится в процессе лечения 

6. Даём весь план работ на первой консультации

Предложение: прописать, что клиент получит план лечения как можно скорее, желательно после первой консультации.

Зачем: частый барьер для аудитории медицинских услуг: не понимаю конечный план лечения, на какое время оно растянется. Из-за страха потери времени и неопределенности люди не начинают лечиться. Указывайте, что после первой консультации дадите на руки весь план лечения. Внесение определенности успокаивает клиентов и снижает стресс от стоимости лечения.

Объяснение этапов лечения с главным посылом — план лечения будет у вас на руках после первой консультации
Объяснение этапов лечения с главным посылом — план лечения будет у вас на руках после первой консультации

7. Писать цену на услуги или нет

Указывайте стоимость лечения при условии, что она не изменится двое в процессе лечения. Скорее всего, seo-специалисты скажут вам добавить цены на услуги, так как это важный коммерческий фактор. По моему опыту, очень часто клиники получали много негатива от клиентов из-за стоимости, озвученной на сайте. На сайте написано от 3 000 рублей, по факту почти всегда от 9 000 руб. Формат "добавим цену от ... и не будет негатива" не работает. Любое число действует как якорь, клиенты привязываются к этому числу и начинают злиться, когда им озвучивают цену сильно больше по факту.

Услуги

👨‍⚕Работа с детальными страницами услуг

8. Дублируйте акции в страницу услуг

Предложение: указывайте акции на релевантной странице услуги.

Зачем: частая ошибка, когда акции находятся на странице Акции, которая получает не так много трафика. А рекламный трафик отправляется на страницу услуг. Аудитория не видит акции, которые могли повлиять на их решение связаться с нами. Дублируйте акции на все страницы услуг.

9. Объясняйте услугу просто

Предложение: объясняйте сложную услугу просто

Зачем: один из барьеров, который люди называла в процессе глубинных интервью — страх перед непониманием этапов лечения. Людям где-то назначали поставить имплант зуба, и они годами боятся начать лечение, потому что не знаю из чего оно будет состоять.

Обратите внимание: объясняйте услугу максимально просто, без сложных терминов и ужасающих фотографий с процесса лечения. Ваша задача — успокоить пользователей, что лечение будет проходить понятно и прозрачно. Осведомленность это первый шаг к завоеванию доверия.

Пример блока с перечислением этапов коррекции зрения
Пример блока с перечислением этапов коррекции зрения

10. До и после лечения: надо ли показывать до?

Мы привыкли к тому, что показ до и результат после — отличный инструмент промотирования нашей экспертности. Результат работы должен убеждать лучше всего. Это действительно так. Но не всегда. Я неоднократно сталкивался с тем, что клиники публиковали фотографии до лечения прямо на главной странице сайта. Причем, чем сложнее диагноз клиента, тем больше фотографий используются. Мы показывали эти фотографии на глубинных интервью и почти всегда сталкивались с отторжением со стороны респондентов.

Решите, нужно ли показывать все ужасы болезней на фотографиях на вашем сайте. Часто можно показать только результат после — менее убедительным ваше предложение не станет. Вы показали результат своей работы. А смотреть на шок-контент мало кому хочется, это редко помогает в маркетинге.

Результат "после" на сайте хирурга Александра Глушко. Предложение ощущается как законченное без шок-фотографий "до" 

Обратите внимание: если все же хотите показывать "до" и это важно части вашей аудитории, то можно:

  • заблюрить фотки до и открывать их после клика пользователя.
  • перенести фотографии "до" в отдельный раздел и давать ссылку на него всем желающим. Пройдут только те, кто готов к такому контенту и им важна эта информация.
До-после на <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Falexglushko.ru%2Fportfolio%2Fbefore-after&postId=763699" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">сайте</a> вынесено в отдельный раздел. Пользователь, переходя на страницу, готов к контенту
До-после на сайте вынесено в отдельный раздел. Пользователь, переходя на страницу, готов к контенту

11. Мы вас не бросим после лечения

Предложение: говорите о том, что клиент не останется один на этапе восстановления.

Зачем: частый страх людей, который я находил на интервью — после лечения я уеду домой, пойдет кровь, мне станет плохо, и что я буду делать. Говорите о том, что клиент не останется один. Дайте ему номер телефона, по которому он сможет позвонить в случае вопросов. Люди редко пользуются вашим доверием без особой надобности: вам будут звонить только малая часть аудитории, а положительный эффект будет у всех.

12. Ответы на вопросы

Предложение: добавляйте ответы на частые вопросы на странице каждой услуги.

Зачем: часто ответы на вопросы переносят на отдельную страницу, куда ведется малая часть трафика. Добавляйте ответы на страницу услуг. Не бойтесь повториться. Если вы уже ответили на вопрос в начале страницы, не бойтесь повторить ответ в блоке ответов на вопросы. 1 - люди скроллят до конца страницы и выхватывают взглядов ответ на свой вопрос, 2 - повторение важной информации убеждает лучше.

Обратите внимание: чем лучше вы узнаете вопросы пользователей, тем релевантнее для них будет ваше предложение. Не гадайте, спросите у клиентом, врачей, консультантов, какие вопросы задают клиенты при первичном приеме.

Топ частых вопросов у большинства мед. услуг:

— как проходит процедура?

— мне будет больно во время лечения?

— лечение будет длиться долго?

— мне будет больно после лечения? когда боль после процедуры пройдет?

— как долго длиться восстановление?


13. Гарантия на лечение/приживаемость

Предложение: говорите, что вы даете гарантию на лечение. Лучше рядом с формами и/или ценой.

Зачем: это вопрос, который волнует всех практически независимо от сферы медицинских услуг. Во многих тематиках (стоматология, офтальмология) гарантия на работы стоит в топ-5 вопросов людей.

14. Если ваши конкуренты врут, говорите об этом

Частый случай на конкурентном локальном рынке, когда клиники показывают недостоверную стоимость услуг на сайте, стараясь привлечь как можно больше людей на первый прием. Данная механика создает проблемы не только этим клиникам. Но и вам, когда клиенты звонят и говорят: я видел на сайте другой клиники такую цену, а почему у вас в три раза дороже!

Предложение: если конкуренты врут, создавая вам проблемы в коммуникации с клиентами, говорите об этом на свое сайте. Без конкретных названий компаний. Внесите ясность для аудитории, скажите, как обстоят дела в реальности. Данная механика снижала уровень негатива и вопросы о цене у первичных клиентов.

Пример подобного посыла рядом с блоком о стоимости услуг
Пример подобного посыла рядом с блоком о стоимости услуг

15. Прием главного врача

Предложение: проводить ситуационные приемы главврача как промо-акции

Зачем: на вопрос, к какому врачу вы хотите попасть или у какого врача вы будете чувствовать себя спокойно, люди независимо от возраста отвечали, что к главному врачу. В тематике, где опыт специалиста кардинально важен, главврач является символом опытности. Все хотят попасть к нему на прием. Даже если в клинике есть специалист с большим опытом в годах или большими регалиями.

Проводите приемы главврача, если это у вас возможно, например, в "мертвые сезоны" или публикуйте на сайте только для рекламного трафика, как способ увеличить конверсию среди людей, которые никогда у вас не были.

Пример блока с приемом главврача 
Пример блока с приемом главврача 

Отзывы

🗣Работа с публикацией отзывов

16. Публикуйте отзывы на врачей в первую очередь

Предложение: в первую очередь публикуйте отзывы на врачей вашей клиники.

Зачем:

Отзывы на врачей важнее, чем отзывы о клинике. Точка.

В 90% случаев на интервью люди отвечали, что они в первую очередь ищут имена врачей, после идут искать отзывы на них. Влияние отзывов на клинику на выбор люди оценивали как не очень сильное.

17. Публикуйте отзывы на врачей со сторонних ресурсов

Предложение: показывайте отзывы на врачей со сторонних ресурсов.

Зачем: люди доверяют отзовикам сильнее, чем отзывам на сайте. Большая часть аудитории младше 50 лет не смотрит на отзывы на сайте, а сразу идет гуглить фамилии врачей. Показывайте рейтинг врачей со сторонних площадок. Давайте ссылки на эти площадки, чтобы пользователи не уходили на другие ресурсы, где могут оказаться не такие хорошие отзывы. Предугадывайте действия людей и ведите их на нужные вам ресурсы.

Zoon, Pro-Doctor, Med-Otzyv — отзывам с этих ресурсов люди доверяет больше, чем отзывам на вашем сайте.

Пример блока с отзывами со сторонних ресурсов 
Пример блока с отзывами со сторонних ресурсов 

18. Отзывы из соцсетях

Предложение: показывать отзывы из соцсетей на сайте

Зачем: отзывам из соцсетей люди доверяют охотнее, чем отзывам с Яндекс или Гугл карт (и тем более отзывам на вашем сайте). Но меньше, чем отзывам на конкретных врачей.

Пример блока с отзывами из соцсетей
Пример блока с отзывами из соцсетей
Блок с отзывами из соцсетей на сайте хирурга Александра Глушко

Персонал и клиника

👨‍⚕Работа с публикацией информации о персонале

19. Членство в международных ассоциациях

Предложение: пишите об ассоциациях, в которых состоят ваши врачи. А также о последних месте обучения врачей, курсах, вебинарах. Не прячьте эту информацию.

Зачем: людей волнует, в каких ассоциациях состоит врач. Врачебное дело в массовом сознании все еще ассоциируется с избранной кастой со своими ассоциациями, федерациями, почти как массоны) Одним из ключевых факторов выбора врача люди называли членство в ассоциациях (международные лучше, чем российские), а также если врач постоянно обучается (вузы, лекции, вебинары, без разницы что, главное, что постоянно обучается).

20. Добавляйте видео-контент

Предложение: добавляйте экспертный видео-контент, если можете его снять.

Зачем: наличие видео-контента все еще редкость в медицинской сфере в России. Это очень легкий шаг выделиться и отстроиться от конкурентов. Снимайте короткие ролики на важные для клиентов вопросы.

Пример блока с видео с важными вопросами аудитории 
Пример блока с видео с важными вопросами аудитории 

21. Соцсети не только ВК

Решение: добавить ссылки на все ресурсы клиники.

Зачем: в медицинской сфере соцсети не ограничиваются классическим набором вконтакте, инста, телеграм. Скорее всего вы есть на многих профессиональных ресурсах. Например, Продокторов, Напоправку и тд. Добавляйте и ведите все эти ресурсы, т.к., повторюсь, люди доверяют отзывам на них больше, чем отзывам на вашем сайте.

Список ссылок на <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2F47lokb.ru&postId=763699" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">сайте</a> Ленинградской областной клинической больницы
Список ссылок на сайте Ленинградской областной клинической больницы

22. Остальное

Давайте распишу тут обязательные вещи, которые должны быть на сайте, но не буду расписывать их отдельно.

  • Фотографии клиники
  • Паркинг: если она есть и в данном районе проблемы с паркингом, пишите обязательно о личной парковке, правиле пользования, добавьте фотографию, чтобы было легко ее найти.
  • Реквизиты клиники: наличие реквизитов на сайте люди в опросах отмечали как положительный фактор к доверию.
  • Полная мобильная версия.
  • Построить маршрут через карты в контактах.

И главное: профессиональная работа и забота о пациентах.

Надеюсь, статья окажется полезной для создания удобного, полезного и конверсионного ресурса для вашей аудитории. Если забыл какие-то пункты — напишите их в комментариях.

Больше полезного я выпускаю еженедельно в моем телеграм-канале. Обсуждаем пользовательский опыт, построение интерфейсов и не банальный маркетинг.


2424
12 комментариев

многовато как-то выдал всего, я бы столько не стал)

3
Ответить

Не все, пару вещей оставил все-таки)

2
Ответить

Привели, прям, качественный пример сайта с мед. услугами!

2
Ответить

Спасибо)

1
Ответить

От себя я бы добавила возможности самостоятельного выбора времени и даты записи с возможностью его отмены. Планы постоянно меняются и хочется конечно немного адаптировать под себя распорядок дня

1
Ответить

Согласен) При этом у меня должна быть возможность записаться без выбора времени. Часто людям надо задать ряд вопросов перед обдумыванием времени посещения. Частый случай, когда время прямо на сайте выбирала очень маленькая часть людей.

1
Ответить

забрала в подборку, спасибо!

1
Ответить