Продуктовый дизайнер: об актуальности профессии и не только

Дизайнеры на сегодня — самая востребованная профессия в мире. Результативным специалистам платят большие деньги, а «война» за хорошего — идёт насмерть.

Продуктовый дизайнер: об актуальности профессии и не только

Лев Соломадин, лидер цифрового дизайна в «Сибуре», рассказывает о своём опыте работы продуктовым дизайнером.

Продуктовый дизайнер — это относительно новый вид, где совмещаются функции, которые недавно выполнялись разными специалистами: UX-дизайн (или дизайн взаимодействия), графический (визуальный) дизайн и анимация, исследование пользователей, аналитика, прототипирование и многое другое.

Где этому учат

Появились курсы, школы, интенсивы, воркшопы и так далее. Каждый норовит сказать, что «именно у нас вы станете тем самым дизайнером продукта».

Мне кажется, нет такого образования в виде курса. Есть исключения в виде продолжительных образовательных программ. Например, в этом году мы пришли в Британскую высшую школу дизайна. Дали ребятам два сложных кейса из реального производственного сектора. Все студенты отлично справились с задачей — будем тестировать их решения на производстве.

Нет универсального набора знаний, что делают тебя «продуктовым» и необходимы для работы у нас. Нужно просто получить реальный опыт и хотеть постоянно учиться.

Мне повезло — около пяти лет назад меня взяли в сложнейший продукт без релевантного опыта. Рассказали про «клиентский опыт», про то, зачем нужны исследования, и так далее.

Затем я попал в самое известное цифровое подразделение финтеха в России. Там я получил большую часть знаний, что применяю сегодня в решении весьма нетривиальных задач, которые возникают в процессе создания продукта для производственных нужд.

Продуктовый дизайнер: об актуальности профессии и не только

Принципы работы

Красота интерфейса важна, но не первична. Безусловно, если вы сделаете эстетически приятное решение, это прекрасно.

Понятная навигация — чудесно, понятная анимация — просто супер. Это важно, ведь чем быстрее пользователь разберётся, куда ему нажать, — тем лучше это отразится на метриках. Но какая разница, какого цвета ваше приложение, если процесс под капотом глупый и нелепый? В чём смысл красивых теней, если пользователю нужно будет вводить три раза пароль на входе? Углубившись в рисование, можно запросто забыть, для каких целей создаётся интерфейс и какие задачи он должен решать.

Коллеги меня часто спрашивают: «Почему ты сидишь и собираешь таблицу для парсинга данных? Ты ведь дизайнер» или «А зачем тебе ехать и работать на завод с мужиками? Ты ведь дизайнер».

В моём представлении дизайнер — тот, кто занимается кейсом от и до, а не только рисует картинки.

Если попробовать описать на уровне требований, то сейчас чарт знаний и навыков выглядит так:

  • Опыт.
  • Работа с данными.
  • Знание кода.
  • Способность к критическому мышлению (не путать со снобизмом и недовольством всех и всего).
  • Усидчивость.
  • Грамотный русский язык (а хорошо бы английский).
  • Небезразличие.
  • Дотошность.

Любая задача проходит через несколько этапов

  • Определение контекста — обязательные выезды на производство (если задача сопряжена с ним). Кадрирование процессов, работа с людьми в бригаде или команде.
  • Понимание или определение задачи пользователя — глубинки, дизайн-сессии, сбор аналитики.
  • Формирование гипотез (две-три штуки). Это могут быть как процессные изменения, так и интерфейсные гипотезы.
  • Выставление метрик. Как мы поймём, что задача пользователя была решена? А как это измерить? Что является критерием dod?
  • Тестирование. Составление тест-кейсов, тестирование, обкатка решения.

Про актуальность

Пока будут задачи по проектированию взаимодействия человека с системой, актуальность нашей профессии не пропадёт.

Многое модифицируется со временем: появятся новые методологии, языки программирования, направления, но суть останется неизменной.

Около двух лет назад мой наставник Иван Васильев читал интересную лекцию. Она называлась «Дизайнер 2022».

Короткий introduction заключался в очень простых, но удивительных фактах. Facebook была основана в 2004 году, App Store — в 2008. Сейчас это гигантский трафик и огромные аудитории. В какой-то момент времени экран захватил наше внимание очень сильно, а цифровые сервисы стали полноправной частью нашей жизни.

Я помню свой первый модем 56,5 Кбит/с. Мой племянник, которому сейчас 18, не знает, что это такое. Для него iPhone существовал всегда.

Невероятно сильный всплеск развития технологий создал целую индустрию.

Четвёртная промышленная революция идёт полным ходом. Наше (продуктовых дизайнеров) присутствие в крупнейшей нефтехимической компании в России обусловлено именно ей.

Продуктовый дизайнер: об актуальности профессии и не только

Про простоту и минимализм

Фраза “Less is more” стала манифестом минимализма в дизайне, который провозгласил архитектор Людвиг Мис ван дер Рое. Чем проще дизайн, тем он выразительнее и функциональнее; каждая деталь должна нести смысл; в конце концов, именно функциональность каждой детали предмета, материала и даже его формы мы и называем дизайном.

«Дизайн без дизайна» — это вышка. Мы целимся в исправление процессов. Дизайн интерфейса не занимает больше 10–15% от общего времени на решение задачи или проблемы. Процесс «прокопки» выглядит следующим образом:

  • Понимание задачи или потребности пользователя.
  • Понимание задачи или потребности бизнеса.
  • Генерация гипотез решения.
  • Формирование метрик успешности пилота.
  • Тестирование гипотез.
  • Выводы.

Интерфейс (если он нужен) появляется в самом конце. Только когда абсолютно точно понятно, какой будет эксперимент и как посчитать эффект от него.

Этот процесс непрерывен. Часто прилетает запрос «сделайте нам мобильное приложение» или «давайте вот тут бота вставим». Давайте. Только перед началом работы определим метрики, dod и построим эксперимент.

Удобство и эргономичность + польза

В случае с проектированием решений для использования на заводах для нас первичен контекст. Необходимо понимать среду, в которой будет использоваться решение. Например, стало очевидно, что руки специалиста при работах должны быть свободными (от рации, телефона и прочего), тогда начали внедрять AR. Не наоборот.

С мобильными приложениями похожая история.

Когда персонал, который совершает обход оборудования, впервые пришёл к технарям с просьбой придумать что-то практичнее бумажных журналов, ему дали неплохое коробочное решение, которое кастомизировали, настроили и пустили в плавание. Но не очень подумали о самом процессе использования этого решения.

У людей появился электронный журнал обходов. Но его синхронизация вызывала ряд вопросов — надо было дважды в день шнурком подключать смартфон обходчика к компьютеру для переброса информации в архив. Это неудобно для пользователя. Кончилось тем, что в конце концов всё равно вернулись к бумажным блокнотам. Почему? Да потому что так удобнее.

Продуктовый дизайнер идёт прежде всего от комфорта пользователей и от их потребностей.

Личные качества

Не сильно важно, какой ты — заносчивый понторез или загадочный интроверт, если ты можешь решать сложные задачи.

Многое зависит от роли дизайнера. Что он вообще делает по долгу службы? Готовит продающие презентации большим клиентам на пресейлах или, получая технические требования и архитектуру уже готово решения, собирает UI по кнопочкам?

Могу сказать точно: надо уметь слушать и говорить, комфортнее чувствовать себя в большом коллективе.

Для комфортной и результативной работы у нас в «Сибуре» абсолютно точно необходимо уметь исследовать пользовательский опыт и переводить исследовательскую информацию в управляемый дизайн. Случается так, что исследования занимают у нас большую часть времени.

Про место работы и деньги

У нас очень «правильный» офис. Стены, на которых можно писать, пуфики, большая кухня, много переговорных для сбора команд и так далее.

Мы (дизайнеры) не сидим в одном месте. Все распределены по командам и заняты своими продуктами. Несмотря на это, у нас очень сплочённое комьюнити. У нас даже манифест есть. Раз в неделю мы устраиваем большую встречу на несколько часов, где делимся опытом и результатами друг с другом, разбираем задачи общей направленности.

Считается, что зарплаты в нашей отрасли высокие. Есть анекдот про то, как одна подруга советует другой найти себе айтишника. Вот мы не отстаём. Зарплата у нас в компании очень даже конкурентоспособна. Но обсуждается индивидуально с каждым кандидатом.

2424
21 комментарий

Дизайнеры на сегодняшний день – самая востребованная профессия в мире.Программисты не могут перестать смеяться.

19
Ответить

Если посмотреть между строк то программисты - тоже дизайнеры... )

4
Ответить

а также дальнобои и уборщицы

3
Ответить

Врачи нервно курят в сторонке...

2
Ответить

Статью не читал, после фразы "Дизайнеры на сегодняшний день – самая востребованная профессия в мире." пролистал сразу вниз почитать комментарии программистов.

5
Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить

Программисты слишком заняты, чтобы читать и комментировать статьи. Они же пока не самые востребованные.

1
Ответить